Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2010-01-18

[TIFLO] Дети-инвалиды должны учиться в обычных школах

Эржена Будаева: Дети-инвалиды должны учиться в обычных школах
18.01.2010

Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников вот уже свыше пяти лет
занимается продвижением инклюзивного образования в Бурятии. Инклюзивное, или
включенное образование - это когда дети с инвалидностью и без инвалидности учатся
в одном классе, в обычном общеобразовательном учреждении, где для них
создаются все условия. О том, как на сегодняшний день складывается ситуация с
инклюзивным образованием, корреспонденту <Вечерки> рассказала председатель
РОФ <Общество без барьеров> Эржена Будаева.

- Эржена Хышиктуевна, Дмитрий Медведев в своем последнем послании Федеральному
собранию отметил, что во всех школах обязательно должна создаваться безбарьерная
среда. Но даже если в школах будет безбарьерная среда, будут ли они готовы к
приему детей с инвалидностью?

- Вы правы, наличие пандуса вовсе не гарантирует, что в школе появятся дети-инвалиды.
Но, к сожалению, в школах республики происходят какие угодно перемены,
только не поворот к инклюзии. Министерство образования и науки РБ, городской
комитет образования неохотно идут навстречу новому, ведь надо менять наработанную
годами, введенную еще при социализме систему. Конечно, они прямо не отказывают,
участвуют в наших круглых столах, форумах. В 2007 году напечатали и распространили
по сельским школам методическое пособие <Алфавит инклюзии>. Ведут учет количества
детей с инвалидностью по типам образовательных учреждений. Но когда речь
идет о конкретной, реальной помощи не специальным образовательным учреждениям,
а школам, практикующим инклюзивные подходы, тот тут просто какой-то непреодолимый
административный барьер. Например, несколько детей перешли из Улан-Удэнской школы
социальной адаптации детей-инвалидов N 60 в обычные школы, в том числе
одна девочка на коляске. В специальной школе на ее образование тратилось порядка
60 тыс. рублей, в обычной же школе на год выделяется 12600 рублей! Как
будто ребенок перестал быть инвалидом и не нуждается в дополнительных образовательных
услугах и нуждах! Нужно вводить специальный норматив обучения детей-инвалидов
в обычной школе, это вполне можно сделать на региональном уровне. По данным того
же Минобразования РБ, в Бурятии свыше 1000 детей-инвалидов уже учатся
в обычных школах. Но никаких письменных предложений, поправок в законопроекты
от Министерства образования в правительство или Народный Хурал по этому поводу
не поступало. Попыток разработать норматив обучения ребенка-инвалида в обычной
школе не было. Без средств массовая школа не заинтересована в их приеме
и создании для них условий. Я считаю, у детей и их родителей должен быть выбор,
куда пойти учиться. Судя по многочисленным обращениям родителей в нашу
организацию, все больше и больше желающих отправить своего ребенка в обычную
школу. Но их там не ждут, условий не создают и где-то даже побаиваются <особых>
детей.

- В специальных школах работают профессионалы, создаются все условия, зачем распылять
средства и кадры по обычным школам для создания условий инклюзивного
образования?

- В сельских районах Бурятии нет никаких специализированных школ, за исключением
коррекционных интернатов, к которым у нас очень много вопросов. Например,
кого и как они корректируют, до какой степени, и где статистика перевода <скорректированных>
детей из специнтернатов в обычнее школы? Что же касается городских
школ N 4 и 65, там мы в порядке эксперимента создавали условия для инклюзивного
образования в течение полутора лет на средства Детского фонда ООН <Юнисеф>.
Были построены пандусы, оборудованы специальные отдельные туалетные кабинки для
детей-инвалидов, сооружены поручни на первом этаже, проведены уроки доброты
для всех детей без инвалидности, семинары для учителей, оборудованы ресурсные
комнаты. Если возникали вопросы психолого-педагогического характера, по методике,
мы отсылали и до сих пор отсылаем их в Москву специалистам по работе с детьми-инвалидами
и получаем ответы по электронной почте. Проблема в том, что по
окончании проекта, никакой помощи от местных органов образования экспериментальные
школы не ощутили. В настоящее время там всё держится на родителях и
энтузиастах-учителях.

Насчет профессионалов, я бы тоже поспорила. Даже в коррекционных школах Республики
Бурятия работает не более 10% профессионалов. Высшие образовательные
учреждения по подготовке дефектологов, логопедов и других узких специалистов
находятся в Европейской части России. У нас - только курсы переподготовки
учителей. Надо сказать, особые дети всегда учились в обычных школах. Ведь инклюзивное
образование подразумевает включение не только детей-инвалидов, но
и ребят, плохо знающих русский язык, одаренных, девиантных детей и так далее.
Всех, кому нужен индивидуальный подход! К нам в прошлом году приезжал эксперт
инклюзивного образования Гэри Банч из Канады. Профессор с тридцатилетним опытом
утверждает, что опытный и знающий учитель может обучать любого ребенка,
да это так и происходит на сегодня в сельских районах Бурятии. Там же нет сети
специализированных школ! Недавно мы побывали в школе села Харгана. В селе
четверо детей с официальной установленной МСЭ инвалидностью, все они учатся в
единственной сельской школе, и к каждому учителя нашли подход.

- Дети-инвалиды бывают разные: с умственной отсталостью, с сочетанными заболеваниями.
Неужели все они смогут посещать обычную школу?

- Есть небольшое количество стран, которые научились включать всех детей, в том
числе и ребят с поражением зрения и слуха. Это, как правило, богатые и развитые
государства. У нас же, я думаю, нужно начинать с включения детей с сохранным
интеллектом. Так называемых <умных опорников>. Со временем в обществе будет
создана более толерантная атмосфера и подготовлены специалисты, дойдет очередь
до включения детей с более сложными заболеваниями. На сегодня мы не можем
отправить в школу даже детей с поражением опорно-двигательного аппарата, там
просто нет безбарьерной среды. В Республике Бурятия продолжается строительство
школ без малейших намеков на пандусы, расширенные двери, специальные туалетные
кабинки, сглаженные пороги, не говоря уж о лифтах. По этому поводу мы намерены
подать запрос в республиканскую прокуратуру.

- Вы считаете, что инклюзивное образование дает человеку жизненный карт-бланш?

- Ребенок должен быть включен в обычную среду, а не специализированную, начиная
с детского сада. Общество платит очень дорогую цену за то, что отделяет
огромное количество особенных детей от их сверстников. Всем знакомо понятие <маменькин
сынок>. Такие дети зубрят, могут быть отличниками, но они не участвуют
в играх со сверстниками, не социализируются. В итоге, в жизни проигрывают тем
же троечникам. Так вот, даже по сравнению с маменькиными детками, инвалиды
детства втройне страдают от отсутствия полноценного общения. Надомное образование
зачастую - суррогат образования. Многие предметы на дому преподавать
просто невозможно, особенно это касается сельских школ. Закончив специализированную
школу, человек попадает в обычное, не <специальное> общество. Я не
слышала о специальных университетах для инвалидов в Бурятии, специальных рабочих
местах, за исключением имеющихся в обществе слепых. Сможет человек приспособиться,
выучиться, трудоустроиться - хорошо. Не сможет - все его проблемы, потребности
тяжелым бременем ложатся на его семью, социальные службы. Могут быть и проблемы
с созданием семьи, работой. Государство будет содержать инвалида до конца дней.
Такова цена за неполноценное образование - старт жизни. На июльском образовательном
форуме в Бурятии президент Вячеслав Наговицын совершенно правильно поставил вопрос
об истинном значении понятия <качество образования> - нет у наших педагогов
ясности по этому вопросу. Скажу кощунственную вещь - главное, не какие оценки
получили ученики по окончании школы, сколько и каких медалей заработали.
Главное, как они потом устроятся в жизни, смогут ли получить профессию, трудоустроиться,
создать хорошую семью.

- Что, по-вашему, нужно делать, чтобы переломить ситуацию?

- Я думаю, нужно просто следовать за мировой общественностью. В соседней Монголии
создан отдел инклюзивного образования в Министерстве просвещения. Армения
- бывшая союзная республика - ушла далеко вперед, там принят закон о развитии
этой формы обучения. В школах нет зимой отопления, а инклюзивное образование
- есть. Эксперты из Америки, попав к нам, говорят, что мы как будто перенеслись
на машине времени на тридцать лет назад. Не нужно ждать, пока Министерство
образования РФ даст отмашку <внедряйте инклюзивное образование>. Как это у нас
часто бывает, разом могут закрыть коррекционные, специальные школы, и дети
потоком хлынут в обычные школы. Инклюзивное образование нужно внедрять постепенно,
готовить школы, учителей, детей, родителей. Настраивать общественное
мнение. Мы, со своей стороны, готовы начать работу со школой N 47 в Октябрьском
районе Улан-Удэ. Начиная с января 2010 года мы собираемся проводить там
семинары для учителей, уроки доброты для школьников, кинопоказы, акции, искать
средства для строительства безбарьерной среды, создавать ресурсную комнату.
Экспериментальные школы показывают на успехах и ошибках, куда и как нужно идти.
Ну и, конечно, ждем конкретных действий от Министерства образования РБ
и комитета по образованию города Улан-Удэ по развитию инклюзивного образования
в Бурятии. Нужна их политическая воля. Сигналов сверху достаточно. Президент
России первого сентября посетил инклюзивную московскую школу. Наша страна подписала
конвенцию ООН <О правах инвалидов>, где в качестве приоритетной указана
именно эта форма образования.

<Вечерний Улан-Удэ - Неделя>

<Байкал Медиа Консалтинг>

Выпуск листа на новом месте: 5002
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-01-18 09:17:20 (#980148)

[TIFLO] Родители нередко оказывают сопротивление интегрированному обучению

Ирада Гусейнова: <<Родители нередко оказывают сопротивление интегрированному
обучению>>
25.12.2009

Р. Ашрафли

Интервью с заместителем министра образования, доктором исторических наук, заслуженным
учителем Азербайджана, профессором Ирадой Гусейновой.

- Ирада ханум, какие работы были проведены Министерством образования в рамках
Года ребенка в Азербайджане?

- Для начала мне хотелось бы отметить важность распоряжения президента страны
о том, чтобы 2009 год был объявлен Годом ребенка. Это событие является ярким
примером внимания и заботы о детях.

В рамках этого распоряжения со стороны Министерства образования был проведен
ряд мероприятий, цель которых в первую очередь - создать все условия для того,
чтобы наши дети полноценно развивались и стали достойными гражданами республики.

Как известно, в стране принято и реализуется 16 государственных программ, направленных
на заботу о подрастающем поколении. По всем приоритетным направлениям
в течение этого года с нашей стороны велись активные работы совместно с ведомствами,
неправительственными и международными организациями.

- В стране вот уже который год претворятся в жизнь госпрограмма по инклюзивному
образованию. Каких успехов удалось добиться за это время?

- Азербайджан относится к странам, которые в полной мере осознают необходимость
перехода к инклюзивной системе обучения и снижения роли специальных школ.
Вместе с тем правительство, специалисты, педагоги понимают сложность предстоящих
и уже идущих преобразований.

Инклюзивное образование - сравнительно новое для нас направление, конечная цель
которого - интеграция в образование детей с ограниченными возможностями
со здоровыми. Совершенствование и повышение качества образовательных технологий
является существенной частью проводимой в Азербайджане инклюзивной политики.

Проводимые в последние годы в Азербайджане многочисленные проекты совместно соответствующими
госорганами, местными неправительственными и международными
организациями, достойны высокой оценки. Только в результате этих проектов решены
проблемы детей, нуждающихся в особой заботе. В частности, это проекты,
осуществляются Фондом Гейдара Алиева, по линии которого были открыты многочисленные
школы, а дети, оставшиеся вне процесса образования, смогли обучаться.

- Сколько детей сегодня охвачено данной программой?

- В прошлом учебном году мы совместно с ЮНЕСКО и другими организациями в Баку,
Сумгайыте, Мингячевире, Евлахе смогли привлечь к инклюзивному образованию
182 ребенка (78 детей из детских садов, 104 - из школ).

Также совместно с Европейской комиссией реализовали данную программу в Шеки и
Масаллы.

В текущем году в рамках программы по инклюзивному образованию 224 ребенка (83
дети из детских садов, 141 - из школ) были привлечены к инклюзивному образованию.
Учреждения, задействованные в этом проекте, оснащены всеми необходимым инвентарем
и дидактическими пособиями. Педагоги и воспитатели прошли специальные
тренинги.

В настоящее время в системе Министерства образовании действует 24 специальных
образовательных заведений для детей с ограниченными возможностями. Из них
17 учреждений интернатного типа и 7 спецшкол. В этих заведениях обучаются 5 261
учащийся, с которыми занимаются 3 905 педагогов.

- Как реализуются поставленные задачи?

- Инклюзивное образование может быть получено в образовательном учреждении общего
типа, создавшем специальные условия для обучения детей с особыми потребностями.
Также дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальным
учебным планам в специализированных классах общеобразовательных школ
или в условиях надомного обучения, которое определяется в зависимости от состояния
здоровья ребенка. Для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью
и множественными нарушениями возможно обучение в коррекционно-развивающих реабилитационных
центрах. Очевидным является то, что всех детей без исключения
необходимо учить - все дети обучаемы.

- Насколько правильно обучение нормальных учащихся с детьми с особыми потребностями?
Ведь их и раньше было немало, но они не были так социализированы.

- В соответствии с традициями советской пе--дагогики дети с особыми потребностями
обучались либо на дому, либо в специальных образовательных учреждениях.
Специальное образование было централизованным, и, как следствие, спецшколы функционировали
в основном в столи--це и некоторых крупных городах. Советская
система подго--товки специалистов для обучения детей с особыми нуждами также
была централизованной, и соответствующие вузы на--ходились за пределами Азербайджана.

Практиковавшаяся в то время система специальных заведений закрытого типа (школы-интернаты)
имела ряд негативных факторов, одним из которых являлось отсутствие
социального опыта взаимодействия с внешней средой.

В формате специализированного или индивидуального обучения не воссоздаются естественные
условия социума, ребенок не включается в разнообразные жизненные
ситуации, не приобретает необходимых практических навыков. Социальное развитие
ребенка в таких условиях не благоприятствует овладению им новыми социальными
связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Полученные
знания не всегда оказываются применимыми к окружающей действительности.
Поэтому я считаю, что интеграция детей с особыми нуждами в общее образование
крайне важна сегодня.

- Говорят, что дети с особыми потребностями не всегда могут найти общий язык
с обычными детьми, что сказывается на учебном процессе...

- Преодоление сложностей инклюзивного образования состоит в проблеме негативного
психологического воздействия ауры детей с особыми потребностями на обычных
детей, заниженным образовательным уровнем учебного процесса, адаптированным к
нуждам нездоровых детей. Во многом эта проблема надумана, дети, как правило,
относятся достаточно толерантно к своим сверстникам с недостатками здоровья и
развития. Однако ряд родителей придерживаются именно этой позиции и нередко
оказывают всякого рода сопротивление интегрированному обучению.

Критерием качества образовательной среды является способность обеспечить ребенку
личностное развитие и интеграцию в обществе. В первую очередь, это переход
к подлинному взаимодействию и общению всех детей без отличий.

1NEWS.az

Выпуск листа на новом месте: 5001
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-01-18 05:11:45 (#980083)

[TIFLO] Три тысячи детей-инвалидов получили доступ к дистанционному образованию

Три тысячи детей-инвалидов получили доступ к дистанционному образованию
14.01.2010

Елена Пахомова

Три тысячи детей-инвалидов по всей России уже получили доступ к полноценному
высокотехнологичному дистанционному образованию в рамках государственной программы,
сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко журналистам в Лондоне,
сообщает
РИА <Новости>.

Фурсенко принимает участие в проходящем в Лондоне Всемирном форуме обучения и
технологий.

В рамках программы помощи детям с ограниченными возможностями, о которой Минобрнауки
объявило летом 2009 года, около 35 тысяч детей-инвалидов по всей России
получат возможность иметь все необходимое для обучения на дому - компьютеры,
бесплатное подключение к сети, программное обеспечение, позволяющее контролировать
дистанционно процесс образования, вплоть до проведения опытов.

"Первые 3 тысячи ребят уже имеют такую возможность", - сказал Фурсенко.

По его словам, бюджет программы формируется совместно из федерального бюджета
и самими регионами.

"На три года на федеральном уровне выделено 8,5 миллиардов рублей. Сравнимые
средства выделяются и на региональном уровне", - сообщил министр.

По его мнению, ход реализации плана позволяет говорить о том, что проблема получения
дистанционного образования детьми-инвалидами будет решена в заявленные
сроки.

"Мы считаем, что за три года программы мы решим проблему и все ребята, которые
не имеют возможность ходить в школу, будут иметь возможность полноценного
образования с участием современной вычислительной техники. То есть не просто
обычного компьютера, но целой системы, позволяющей через компьютер контролировать
весь процесс", - сказал Фурсенко.
http://invak.info/content/view/9656/1/

Выпуск листа на новом месте: 5000
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-01-18 05:01:09 (#980082)