Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Родители нередко оказывают сопротивление интегрированному обучению

Ирада Гусейнова: <<Родители нередко оказывают сопротивление интегрированному
обучению>>
25.12.2009

Р. Ашрафли

Интервью с заместителем министра образования, доктором исторических наук, заслуженным
учителем Азербайджана, профессором Ирадой Гусейновой.

- Ирада ханум, какие работы были проведены Министерством образования в рамках
Года ребенка в Азербайджане?

- Для начала мне хотелось бы отметить важность распоряжения президента страны
о том, чтобы 2009 год был объявлен Годом ребенка. Это событие является ярким
примером внимания и заботы о детях.

В рамках этого распоряжения со стороны Министерства образования был проведен
ряд мероприятий, цель которых в первую очередь - создать все условия для того,
чтобы наши дети полноценно развивались и стали достойными гражданами республики.

Как известно, в стране принято и реализуется 16 государственных программ, направленных
на заботу о подрастающем поколении. По всем приоритетным направлениям
в течение этого года с нашей стороны велись активные работы совместно с ведомствами,
неправительственными и международными организациями.

- В стране вот уже который год претворятся в жизнь госпрограмма по инклюзивному
образованию. Каких успехов удалось добиться за это время?

- Азербайджан относится к странам, которые в полной мере осознают необходимость
перехода к инклюзивной системе обучения и снижения роли специальных школ.
Вместе с тем правительство, специалисты, педагоги понимают сложность предстоящих
и уже идущих преобразований.

Инклюзивное образование - сравнительно новое для нас направление, конечная цель
которого - интеграция в образование детей с ограниченными возможностями
со здоровыми. Совершенствование и повышение качества образовательных технологий
является существенной частью проводимой в Азербайджане инклюзивной политики.

Проводимые в последние годы в Азербайджане многочисленные проекты совместно соответствующими
госорганами, местными неправительственными и международными
организациями, достойны высокой оценки. Только в результате этих проектов решены
проблемы детей, нуждающихся в особой заботе. В частности, это проекты,
осуществляются Фондом Гейдара Алиева, по линии которого были открыты многочисленные
школы, а дети, оставшиеся вне процесса образования, смогли обучаться.

- Сколько детей сегодня охвачено данной программой?

- В прошлом учебном году мы совместно с ЮНЕСКО и другими организациями в Баку,
Сумгайыте, Мингячевире, Евлахе смогли привлечь к инклюзивному образованию
182 ребенка (78 детей из детских садов, 104 - из школ).

Также совместно с Европейской комиссией реализовали данную программу в Шеки и
Масаллы.

В текущем году в рамках программы по инклюзивному образованию 224 ребенка (83
дети из детских садов, 141 - из школ) были привлечены к инклюзивному образованию.
Учреждения, задействованные в этом проекте, оснащены всеми необходимым инвентарем
и дидактическими пособиями. Педагоги и воспитатели прошли специальные
тренинги.

В настоящее время в системе Министерства образовании действует 24 специальных
образовательных заведений для детей с ограниченными возможностями. Из них
17 учреждений интернатного типа и 7 спецшкол. В этих заведениях обучаются 5 261
учащийся, с которыми занимаются 3 905 педагогов.

- Как реализуются поставленные задачи?

- Инклюзивное образование может быть получено в образовательном учреждении общего
типа, создавшем специальные условия для обучения детей с особыми потребностями.
Также дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальным
учебным планам в специализированных классах общеобразовательных школ
или в условиях надомного обучения, которое определяется в зависимости от состояния
здоровья ребенка. Для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью
и множественными нарушениями возможно обучение в коррекционно-развивающих реабилитационных
центрах. Очевидным является то, что всех детей без исключения
необходимо учить - все дети обучаемы.

- Насколько правильно обучение нормальных учащихся с детьми с особыми потребностями?
Ведь их и раньше было немало, но они не были так социализированы.

- В соответствии с традициями советской пе--дагогики дети с особыми потребностями
обучались либо на дому, либо в специальных образовательных учреждениях.
Специальное образование было централизованным, и, как следствие, спецшколы функционировали
в основном в столи--це и некоторых крупных городах. Советская
система подго--товки специалистов для обучения детей с особыми нуждами также
была централизованной, и соответствующие вузы на--ходились за пределами Азербайджана.

Практиковавшаяся в то время система специальных заведений закрытого типа (школы-интернаты)
имела ряд негативных факторов, одним из которых являлось отсутствие
социального опыта взаимодействия с внешней средой.

В формате специализированного или индивидуального обучения не воссоздаются естественные
условия социума, ребенок не включается в разнообразные жизненные
ситуации, не приобретает необходимых практических навыков. Социальное развитие
ребенка в таких условиях не благоприятствует овладению им новыми социальными
связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Полученные
знания не всегда оказываются применимыми к окружающей действительности.
Поэтому я считаю, что интеграция детей с особыми нуждами в общее образование
крайне важна сегодня.

- Говорят, что дети с особыми потребностями не всегда могут найти общий язык
с обычными детьми, что сказывается на учебном процессе...

- Преодоление сложностей инклюзивного образования состоит в проблеме негативного
психологического воздействия ауры детей с особыми потребностями на обычных
детей, заниженным образовательным уровнем учебного процесса, адаптированным к
нуждам нездоровых детей. Во многом эта проблема надумана, дети, как правило,
относятся достаточно толерантно к своим сверстникам с недостатками здоровья и
развития. Однако ряд родителей придерживаются именно этой позиции и нередко
оказывают всякого рода сопротивление интегрированному обучению.

Критерием качества образовательной среды является способность обеспечить ребенку
личностное развитие и интеграцию в обществе. В первую очередь, это переход
к подлинному взаимодействию и общению всех детей без отличий.

1NEWS.az

Выпуск листа на новом месте: 5001
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Mon, 18 Jan 2010 05:10:30 +0300 (#980083)