Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Незрячий преподаватель

Н.К. Антонов.

Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе
Окончание

Над совершенствованием форм и методов взаимодействия со студенческой аудиторией,
углублением их содержания любой преподаватель, а незрячий особенно, должен работать
постоянно, не боясь временных неудач, извлекая уроки из их анализа, помогающего
развивать и совершенствовать педагогическое мастерство.

Всё что связано с трудностями накопления педагогического опыта особенно важно
понять и усвоить начинающему преподавателю. В первый год работы сразу трудно
надеяться на успех. Вас будет больше заботить наработка курса, освоение методики
его преподавания. Не пугайтесь возможных неудач в установлении контактов со студентами.
Учитесь преодолевать трудности, будьте настойчивы и упорны. Досадные оплошности
и недоразумения у незрячего преподавателя в первые годы работы в отношениях со
студентами могут возникать чаще, чем у его коллег, а понимание и поддержки со
стороны сотрудников и администрации можно не найти.

Обучаясь в ВУЗе, будущий преподаватель вольно или невольно анализирует работу
своих педагогов, их взаимоотношения со студентами. Постарайтесь извлечь из этого
анализа положительный опыт и не повторять их ошибок.

Высокая профессиональная подготовка, глубокое знание своего предмета - основное
условие успешной работы незрячего преподавателя. Годы обучения в ВУЗе и аспирантуре,
надо максимально использовать для накопления знаний и овладения основами избранной
профессии. Но это не единственная предпосылка к успеху. Профессиональная подготовка
должна сочетаться с высоким общекультурным уровнем, проявляющимся в постоянном
интересе к вопросам окружающей жизни, литературы, искусства, спорта и тому подобное.
Инвалид по зрению, вступивший на учительскую стезю, должен быть достаточно коммуникабелен,
не стесняться своего недостатка, активно вступать в контакты с окружающими. Коммуникабельность
- необходимая нравственно-этическая предпосылка для установления незрячим человеком
контактов с людьми на всех уровнях.

В педагогической работе нельзя рассчитывать на скидку в связи
с отсутствием зрения. Большинство начинающих незрячих преподавателей связывают
неудачи в первые годы работы в отношениях со студентами со своим дефектом. В
действительности, если ваше поведение вполне адекватно учебной ситуации, то студенты
быстро к вам привыкнут, и перестанут обращать внимание на отсутствие зрения.
Они будут вести себя также как и на занятиях других преподавателей. Если начинающий
педагог этого не поймёт, срывы и следующие за ними неправильные действия неизбежны.
Незрячий может и должен найти такие формы и методы работы, которые позволят ему
нормально организовать учебный процесс, несмотря на отсутствие зрения.

К специфическим трудностям инвалида по зрению со студенческой
аудиторией можно отнести появляющуюся иногда мнительность, ожидание подвоха.
Следует, как можно меньше концентрировать на этом своё внимание. Такого рода
настроения могут стать труднопреодолимым барьером. Конечно, попытки воспользоваться
слепотой преподавателя со стороны студентов неизбежны, но болезненная реакция
на подобные выходки недопустима. Опытный преподаватель, проработавший 10-15 лет,
всегда чувствует, когда и в чём студент пытается словчить. И если они это понимают,
обман сведётся к минимуму. Меры, принимаемые со стороны преподавателя, не должны
быть репрессивными, но поставить студента в ситуацию, когда обман ему будет невыгоден,
необходимо. Создавать такую ситуацию надо максимально корректно. Старайтесь с
чувством юмора решать все возникающие проблемы. Жалобы и докладные в деканат
или заведующему отделением приведут к обратному результату.

Возможность возникновения нештатных ситуаций на занятиях надо предвидеть и заранее
прогнозировать. Не всегда предъявляйте претензии к студентам, начните с себя.
Если лекция читается нудно, вяло, однообразно неэмоционально, студенту присутствовать
на ней не интересно, и он начинает заниматься своими делами. Увлекательно вести
повествование - это искусство, которым владеет далеко не каждый педагог. Умение
быстро перестраиваться самому и переключать внимание студентов, свободное владение
излагаемым материалом без записей, использование интересных фактов и подробностей,
грамотная чёткая речь, эмоциональность, юмор-всё это позитивно воздействует и
на аудиторию и на имидж преподавателя. Доброжелательность, соблюдение педагогического
такта, недопустимость высокомерия, пренебрежительности, грубости, назидательного
тона - то главное, без чего деятельность любого преподавателя не возможна.

Ирония, колкость, сомнения в способностях студента больно бьют по его самолюбию.
Требовательность, объективность, справедливость в отношении обучаемых стимулирует
их учёбу и укрепляет доверие к педагогу. Надо всегда стремиться комментировать
ответы студента, их оценки. Важно, чтобы и они сами дополняли и аргументировали
ответы друг друга. Это создаёт обстановку активности и состязательности во время
семинарских занятий.

Решение вопроса о том, как проводить занятия: сидя, стоя, или прохаживаясь по
аудитории, зависит от индивидуальных особенностей личности преподавателя. Считаю,
что незрячему лучше прохаживаться по учебному помещению. Ваши коллеги видят студентов
и получают от них обратную зрительную связь. Незрячий такой возможности не имеет
и когда он сидит или стоит за кафедрой, особенно если занятия построены неинтересно,
возникает дефицит общения с аудиторией. Студенты не полноценно воспринимают учебный
материал. Да и сам преподаватель отгорожен от них как бы невидимым барьером.
Если он прохаживается по аудитории, хотя бы вблизи кафедры, контакт более устойчивый
и глубокий. Развитию такого контакта также способствует создание ситуаций постоянного
общения через установление диалога с присутствующими. На поточных лекциях, когда
в аудитории 150-200 человек, такая форма работы затруднительна. Но, если на занятии
одна группа, преподаватель просто обязан постоянно создавать ситуации проблемного
поиска, вызывая студентов к спору и диалогу.

Выпуск листа на новом месте: 3073

Ответить   Tue, 9 Oct 2007 13:55:41 +0400 (#696052)