Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2007-10-06

[TIFLO] Незрячие преподаватели

Н.К. Антонов.

Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе
Продолжение

Определённые склонности к занятию педагогической деятельностью проявляют уже
учащиеся младшего школьного возраста. У младших школьников ещё сохраняется устойчивый
интерес к учению. Игры в школу нередко более предпочтительны, при этом роли учителей
на подражательном уровне исполняют одни и те же дети. Они отличаются пытливым
умом, сметливостью, способностями к принятию неординарных решений. Это ещё не
осознанное стремление к учительству необходимо поощрять и поддерживать. Например,
их можно привлекать в качестве помощников учителей (проверка тетрадей своих одноклассников,
оказание помощи отстающим, изготовление дидактического материала и простейших
учебных пособий). Выявление склонностей учащихся к педагогической работе может
осуществляться в процессе их знакомства с профессиями, доступными инвалидам по
зрению с помощью несложного элементарного анкетирования, написания сочинений
на темы "Кем я хочу быть", "Что я знаю о доступных мне профессиях" и другого.

В основной школе дети постепенно определяют свой профессиональный
выбор. Если работа по профессиональной ориентации ведется грамотно и планомерно
это происходит к 7-8 классу. При недостаточной организации профориентационной
работы происходят различные казусы. Один из выпускников нашей школы, имея с коррекцией
остроту зрения не более 20%, уже несколько лет всеми правдами и неправдами пытается
получить профессию водителя. Его заблуждения объясняются не только отсутствием
профориентационной работы в школе, но и не совсем адекватным отношением к своему
дефекту. Он считает себя нормально видящим, так как от рождения большей остроты
зрения не имел.

В основной школе учащиеся проявляют склонности к конкретному предмету
своей будущей профессии: истории, музыке, литературе, математике и т.п. Этот
интерес должен быть своевременно замечен учителями - предметниками. Таким детям
надо предлагать задания повышенной сложности в избранной специальности.

Развивать свои способности и задатки к работе учителя учащиеся могут в дни школьного
самоуправления, замещая учителей начальных классов или учителей - предметников.
И одновременно у них необходимо вырабатывать и развивать умения и навыки исследовательской
и научной работы. Подготовка рефератов, докладов с элементами научного исследования,
сочинение стихов, коротких рассказов - всё это, несомненно, будет способствовать
осознанию и развитию стремления учащихся к занятию избранной сферой своих интересов.

В формировании будущего педагога, как и представителя других профессий,
определяющее значение в школах 3-4 видов имеет не только правильно организованное
компенсирующее обучение и профориентационная работа, но и развитие у детей способностей
самокоррекции. С их помощью ребёнок не только глубже осознает свой дефект и сопутствующие
им возможные отклонения, но и вырабатывает в себе те черты, свойства и качества
которые помогут ему в будущем свести к минимуму неизбежное неадекватное поведение,
связанное со слепотой.

Умение самокоррегировать свои недостатки должно быть сформировано
у учащихся к окончанию школы. Способность к интеграции в социум нормально видящих
сверстников - закономерное следствие всесторонней работы над собой выпускников
наших школ. Именно возможность интеграции в иную социальную среду создаёт для
инвалида по зрению режим наибольшего благоприятствования, как необходимое условие
его нормальной жизнедеятельности.

Чем раньше для незрячего ребёнка начнётся этот процесс, тем более адаптивным
будет его поведение в будущем. Современная система образования создаёт все возможности
для интегрированного обучения учащихся старших классов наших школ, в том числе
и для детей избравших профессию преподавателя. Например, обучение в общеобразовательной
музыкальной школе, посещение различных курсов и кружков вне школы, а также совмещение
учёбы в школе с вечерним обучением в колледже, лицее или каком-либо другом специальном
образовательном учреждении.

В развитии способностей к педагогическому труду у учащихся выпускных
классов существенное место занимает профильное обучение. Если количество выпускников
недостаточно для открытия класса того или иного профиля, такое обучение реализуется
через систему разноуровневых подходов. Предложение заданий различной сложности
в соответствии с интересами незрячего или слабовидящего подростка - основа профилизации
образования. Можно также практиковать индивидуальные занятия с учащимися. Только
правильное понимание учителями - предметниками задач связанных с подготовкой
подростков к профессии педагога, системность и последовательность их решения
приведет к достижению желаемого результата. Это позволит незрячему абитуриенту
показать более высокие знания при поступлении в ВУЗ по сравнению с его нормально
видящими конкурентами. Такая разница в подготовке будет замечена и оценена экзаменаторами.

Некоторые незрячие студенты, положительно зарекомендовавшие себя на вступительных
экзаменах, пытаются использовать приобретённый авторитет в течение всего срока
обучения в ВУЗе. В результате отличные оценки постепенно превращаются в удовлетворительные,
а отличник - в посредственного студента, сохраняющего свои непомерные амбиции.
Это вызывает негативное, отталкивающее отношение и сокурсников и преподавателей.
Только упорство, систематическая и постоянная работа над собой позволит незрячему
студенту создать благоприятный имидж у окружающих.

Уже с первых студенческих дней инвалиду по зрению необходимо активно
включиться не только в учебную, но и в научно - исследовательскую работу. Избрать
какую - то узкую тему по своей специальности, с тем, чтобы к концу учёбы иметь
определённые наработки для будущей диссертации: курсовые работы, доклады, рефераты,
публикации. Их наличие облегчит поступление в аспирантуру. Вопрос о ней решиться
как бы сам собой через рекомендации преподавателей соответствующей кафедры.

Успех диссертанта во многом зависит от личности научного руководителя,
от его отношения к незрячему специалисту. Далеко не каждый профессор заинтересован
иметь слепого аспиранта. Да и не каждый инвалид по зрению, проявляя способности
к научной работе, может их реализовать. Надо иметь в виду, что никто не будет
вас обучать методике научного исследования. Незрячий аспирант должен обладать
организационным талантом и "пробивной" силой. Уметь не только мыслить, но и формулировать
свои мысли, выражать их на бумаге. Отстаивать свою позицию перед оппонентами,
"вписываться" в благоприятную для себя ситуацию при публикации научных работ.
Подобные способности трудно в себе вырастить, они или есть, что означает успех
и признание, или их нет, что даже при высоком интеллекте приводит к возникновению
комплекса неуверенности, неполноценности, несостоятельности как учёного. В итоге
нервные срывы, нередко приводящие к психическим расстройствам и заболеваниям.
Каждый инвалид по зрению, мечтающий о занятии научно - исследовательской и преподавательской
работой, должен, прежде всего, ответить на поставленный перед собой вопрос: "Способен
ли я, могу ли я?" Необходимо помнить и о других ожидающих вас препятствиях. Даже
если диссертация написана и успешно защищена, это вовсе не значит, что новоиспечённый
кандидат наук автоматически будет принят на преподавательскую работу.

В советское время и после защиты диссертации незрячего педагога
не всегда оставляли работать в том же ВУЗе, где он учился или защищался. Находились
какие-то обстоятельства, доводы, или просто отговорки. Конкурсная система во
многом была формальной. Известны случаи, когда незрячие кандидаты наук, отчаявшись
найти работу, устраивались рабочими на УПП ВОС.

И сегодня в государственных высших и средних образовательных учреждениях
конкуренция велика. Их руководители практически ни от кого не зависят в принятии
решений по кадровым вопросам. Чтобы не быть уволенными, сейчас кандидатами наук
становятся даже преподаватели предпенсионного возраста. Развитие современных
информационных систем и технологий позволяет подготовленному выпускнику ВУЗа
быстро написать и защитить кандидатскую диссертацию, особенно по гуманитарным
дисциплинам.

И хотя конкурсная система стала ещё более формальной, чем раньше, тем не менее,
большинство "остепенённых" инвалидов по зрению сейчас находят работу по специальности.

Это объясняется тем, что несмотря на обещание президента Российской Федерации,
количество "самодеятельных" ВУЗов "филиалов и филиальчиков" не сокращается. Не
имеющие хотя бы элементарной учебной методической базы, эти, так называемые,
образовательные учреждения учат за деньги всех и всему, предоставляя возможность
покупки диплома в кредит всем желающим. Именно здесь инвалиду по зрению легче
трудоустроится.

Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 3054

   2007-10-06 14:59:46 (#695525)

[TIFLO] Незрячий преподаватель

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня я начинаю Вас знакомить с работой Николая Кузьмича Антонова, опубликованной
в номерах 5 и 6 журнала "Школьный вестник". Этот материал является логическим
продолжением дискуссии о незрячих преподавателях.
С уважением
Ведущая рассылки
Зарубина Ирина
Ульяновск. Н.К. Антонов.2007г.

Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе

(в помощь начинающему педагогу).

Среди инвалидов по зрению профессии, связанные с использованием возможностей
их интеллектуального потенциала, были популярны и престижны с незапамятных
времен. Так ещё в Древней Греции и Риме жили и работали незрячие ученые, врачи
и писатели. В дореволюционной России трудились слепые адвокаты, музыканты,
лингвисты, поэты, преподаватели. В советское время докторские и кандидатские
учёные степени получили сотни инвалидов по зрению. Большинство из них успешно
работали и продолжают работать в системе среднего специального и высшего образования.
Они пользуются заслуженным уважением и признанием коллег по работе
и студентов.

Однако в последние годы наблюдается тенденция к резкому сокращению незрячих работников,
занятых в образовании. Это объясняется наличием глубоких и серьезных
объективных причин и субъективных обстоятельств:

* Достигнув преклонного возраста, одни уходят на заслуженный отдых, другие не
могут или не хотят адаптироваться к новым социальным и политическим реалиям.

* Все меньше становится выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, поступающих
в педагогические и другие высшие образовательные учреждения.

* На смену уходящему поколению учителей, многие из которых сами являлись инвалидами
по зрению, приходят случайные люди, имеющие смутное представление
об обучении и воспитании слепых детей.

Молодые незрячие педагоги, не выдержав давления "все знающей и все умеющей" администрации
вынуждены покидать школы. Так, например, если в 70 -е годы XX
века большинство учителей - предметников Куйбышевской школы-интерната для слепых
и слабовидящих детей были сами незрячими. Они прошли нелегкую в этом
мало приспособленном для нас мире "школу выживания" и понимали на что при правильной
организации обучения и воспитания способен слепой человек. Тогда результаты
высокой требовательности были очевидны: 30-40 % выпускников этой школы ежегодно
поступали в вузы, где их принимали как надежно себя зарекомендовавших.
Многие из них стали докторами и кандидатами наук. Теперь в Самарской школе 3-4
видов нет ни одного слепого учителя.

В те годы контингент учащихся наших школ был относительно однороден, т.к. дети
с глубоким поражениям ЦНС и неадекватным психофизическим состоянием обучались
в специальных интернатах. Сейчас мы вынуждены обучать (иногда даже в одном классе)
три группы школьников. По итогам нашего анкетирования, группа детей
с задержкой психического развития составляет 30% от общего количества обучаемых,
школьников с диагнозом "олигофрения"-10%.

Было бы правильным и целесообразным, как раньше, вести обучение этих детей в
специальных межрегиональных образовательных учреждениях, финансируемых за
счет бюджетов регионов по установленной государством норме расходов на ребенка.

Как показывает практический опыт, при переходе в основную школу психолого - медико
- педагогические комиссии освобождают от диагноза не более 20% учащихся,
обучающихся совместно с нормально развивающими школьниками. Именно от такой безысходности
в школе возникла так называемая система разноуровневого обучения,
не имеющая ничего общего с современным многоуровневым подходом к школьному
образованию.

У незрячих выпускников школ уже давно высшее образование перестало быть приоритетом
профессионального выбора. В регионах его получают лишь единицы, в основном
- слабовидящие.

Вероятно, для преодоления сложившейся ситуации понадобится немало времени, в
течение которого государство займется действительным, а не мнимым реформированием
школы.

Искренняя уверенность и глубокое убежденность в том, что образование незрячих
детей в Российской Федерации будет лучшим в мире, побудили меня поделиться
с заинтересованным читателем своими размышлениями, основанными на тридцатилетнем
опыте работы во всех звеньях системы народного образования, от сельской
и вечерней школы до техникума и вуза.

o Как сориентировать наших учащихся ещё за несколько лет до выпуска к правильному
профессиональному самоопределению, соответствующему их возможностям,
способностям, интересам и запросам.

o Какие необходимые качества для успешного овладения избранной профессией они
должны начать в себе формировать уже в выпускных классах школы, а потом и
в институте.

o В чем сложности и некоторые секреты трудоустройства незрячего выпускника высшей
школы.

o Каким образом начинающий преподаватель должен выстраивать систему своих отношений
с коллегами по работе и студентами с тем, чтобы стать востребованным
и высококвалифицированным мастером своего дела.

Возможные рекомендации для решения этих и других проблем мы пытаемся дать в
предлагаемой работе. Они будут иметь определенную ценность для выпускников
школ и высших образовательных учреждений, решивших посвятить себя нелегкому и
часто неблагодарному учительскому труду.

Выпуск листа на новом месте: 3053

   2007-10-06 06:47:49 (#695472)