[TIFLO] Незрячие преподаватели
Н.К. Антонов.
Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе
Продолжение
Определённые склонности к занятию педагогической деятельностью проявляют уже
учащиеся младшего школьного возраста. У младших школьников ещё сохраняется устойчивый
интерес к учению. Игры в школу нередко более предпочтительны, при этом роли учителей
на подражательном уровне исполняют одни и те же дети. Они отличаются пытливым
умом, сметливостью, способностями к принятию неординарных решений. Это ещё не
осознанное стремление к учительству необходимо поощрять и поддерживать. Например,
их можно привлекать в качестве помощников учителей (проверка тетрадей своих одноклассников,
оказание помощи отстающим, изготовление дидактического материала и простейших
учебных пособий). Выявление склонностей учащихся к педагогической работе может
осуществляться в процессе их знакомства с профессиями, доступными инвалидам по
зрению с помощью несложного элементарного анкетирования, написания сочинений
на темы "Кем я хочу быть", "Что я знаю о доступных мне профессиях" и другого.
В основной школе дети постепенно определяют свой профессиональный
выбор. Если работа по профессиональной ориентации ведется грамотно и планомерно
это происходит к 7-8 классу. При недостаточной организации профориентационной
работы происходят различные казусы. Один из выпускников нашей школы, имея с коррекцией
остроту зрения не более 20%, уже несколько лет всеми правдами и неправдами пытается
получить профессию водителя. Его заблуждения объясняются не только отсутствием
профориентационной работы в школе, но и не совсем адекватным отношением к своему
дефекту. Он считает себя нормально видящим, так как от рождения большей остроты
зрения не имел.
В основной школе учащиеся проявляют склонности к конкретному предмету
своей будущей профессии: истории, музыке, литературе, математике и т.п. Этот
интерес должен быть своевременно замечен учителями - предметниками. Таким детям
надо предлагать задания повышенной сложности в избранной специальности.
Развивать свои способности и задатки к работе учителя учащиеся могут в дни школьного
самоуправления, замещая учителей начальных классов или учителей - предметников.
И одновременно у них необходимо вырабатывать и развивать умения и навыки исследовательской
и научной работы. Подготовка рефератов, докладов с элементами научного исследования,
сочинение стихов, коротких рассказов - всё это, несомненно, будет способствовать
осознанию и развитию стремления учащихся к занятию избранной сферой своих интересов.
В формировании будущего педагога, как и представителя других профессий,
определяющее значение в школах 3-4 видов имеет не только правильно организованное
компенсирующее обучение и профориентационная работа, но и развитие у детей способностей
самокоррекции. С их помощью ребёнок не только глубже осознает свой дефект и сопутствующие
им возможные отклонения, но и вырабатывает в себе те черты, свойства и качества
которые помогут ему в будущем свести к минимуму неизбежное неадекватное поведение,
связанное со слепотой.
Умение самокоррегировать свои недостатки должно быть сформировано
у учащихся к окончанию школы. Способность к интеграции в социум нормально видящих
сверстников - закономерное следствие всесторонней работы над собой выпускников
наших школ. Именно возможность интеграции в иную социальную среду создаёт для
инвалида по зрению режим наибольшего благоприятствования, как необходимое условие
его нормальной жизнедеятельности.
Чем раньше для незрячего ребёнка начнётся этот процесс, тем более адаптивным
будет его поведение в будущем. Современная система образования создаёт все возможности
для интегрированного обучения учащихся старших классов наших школ, в том числе
и для детей избравших профессию преподавателя. Например, обучение в общеобразовательной
музыкальной школе, посещение различных курсов и кружков вне школы, а также совмещение
учёбы в школе с вечерним обучением в колледже, лицее или каком-либо другом специальном
образовательном учреждении.
В развитии способностей к педагогическому труду у учащихся выпускных
классов существенное место занимает профильное обучение. Если количество выпускников
недостаточно для открытия класса того или иного профиля, такое обучение реализуется
через систему разноуровневых подходов. Предложение заданий различной сложности
в соответствии с интересами незрячего или слабовидящего подростка - основа профилизации
образования. Можно также практиковать индивидуальные занятия с учащимися. Только
правильное понимание учителями - предметниками задач связанных с подготовкой
подростков к профессии педагога, системность и последовательность их решения
приведет к достижению желаемого результата. Это позволит незрячему абитуриенту
показать более высокие знания при поступлении в ВУЗ по сравнению с его нормально
видящими конкурентами. Такая разница в подготовке будет замечена и оценена экзаменаторами.
Некоторые незрячие студенты, положительно зарекомендовавшие себя на вступительных
экзаменах, пытаются использовать приобретённый авторитет в течение всего срока
обучения в ВУЗе. В результате отличные оценки постепенно превращаются в удовлетворительные,
а отличник - в посредственного студента, сохраняющего свои непомерные амбиции.
Это вызывает негативное, отталкивающее отношение и сокурсников и преподавателей.
Только упорство, систематическая и постоянная работа над собой позволит незрячему
студенту создать благоприятный имидж у окружающих.
Уже с первых студенческих дней инвалиду по зрению необходимо активно
включиться не только в учебную, но и в научно - исследовательскую работу. Избрать
какую - то узкую тему по своей специальности, с тем, чтобы к концу учёбы иметь
определённые наработки для будущей диссертации: курсовые работы, доклады, рефераты,
публикации. Их наличие облегчит поступление в аспирантуру. Вопрос о ней решиться
как бы сам собой через рекомендации преподавателей соответствующей кафедры.
Успех диссертанта во многом зависит от личности научного руководителя,
от его отношения к незрячему специалисту. Далеко не каждый профессор заинтересован
иметь слепого аспиранта. Да и не каждый инвалид по зрению, проявляя способности
к научной работе, может их реализовать. Надо иметь в виду, что никто не будет
вас обучать методике научного исследования. Незрячий аспирант должен обладать
организационным талантом и "пробивной" силой. Уметь не только мыслить, но и формулировать
свои мысли, выражать их на бумаге. Отстаивать свою позицию перед оппонентами,
"вписываться" в благоприятную для себя ситуацию при публикации научных работ.
Подобные способности трудно в себе вырастить, они или есть, что означает успех
и признание, или их нет, что даже при высоком интеллекте приводит к возникновению
комплекса неуверенности, неполноценности, несостоятельности как учёного. В итоге
нервные срывы, нередко приводящие к психическим расстройствам и заболеваниям.
Каждый инвалид по зрению, мечтающий о занятии научно - исследовательской и преподавательской
работой, должен, прежде всего, ответить на поставленный перед собой вопрос: "Способен
ли я, могу ли я?" Необходимо помнить и о других ожидающих вас препятствиях. Даже
если диссертация написана и успешно защищена, это вовсе не значит, что новоиспечённый
кандидат наук автоматически будет принят на преподавательскую работу.
В советское время и после защиты диссертации незрячего педагога
не всегда оставляли работать в том же ВУЗе, где он учился или защищался. Находились
какие-то обстоятельства, доводы, или просто отговорки. Конкурсная система во
многом была формальной. Известны случаи, когда незрячие кандидаты наук, отчаявшись
найти работу, устраивались рабочими на УПП ВОС.
И сегодня в государственных высших и средних образовательных учреждениях
конкуренция велика. Их руководители практически ни от кого не зависят в принятии
решений по кадровым вопросам. Чтобы не быть уволенными, сейчас кандидатами наук
становятся даже преподаватели предпенсионного возраста. Развитие современных
информационных систем и технологий позволяет подготовленному выпускнику ВУЗа
быстро написать и защитить кандидатскую диссертацию, особенно по гуманитарным
дисциплинам.
И хотя конкурсная система стала ещё более формальной, чем раньше, тем не менее,
большинство "остепенённых" инвалидов по зрению сейчас находят работу по специальности.
Это объясняется тем, что несмотря на обещание президента Российской Федерации,
количество "самодеятельных" ВУЗов "филиалов и филиальчиков" не сокращается. Не
имеющие хотя бы элементарной учебной методической базы, эти, так называемые,
образовательные учреждения учат за деньги всех и всему, предоставляя возможность
покупки диплома в кредит всем желающим. Именно здесь инвалиду по зрению легче
трудоустроится.
Продолжение следует
Выпуск листа на новом месте: 3054