Н.К. Антонов.
Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе
Продолжение
В формировании положительного отношения к незрячему преподавателю значительную
роль играет и неформальное общение с коллегами. Нередко инвалиды по зрению избегают
такого общения. Это неправильно. У окружающих складывается мнение о слепых как
о людях "себе на уме". Не только совместная работа, но и совместный отдых способствуют
лучшему узнаванию друг друга. Корпоративные вечеринки, поездки за город, дни
рождения неизбежно сопровождают жизнь любого коллектива. Умение проявить себя
на этих мероприятиях для незрячего имеет едва ли не большее значение, чем в
рабочее время. Во время работы преподаватели встречаются вместе в основном на
перерывах, да и то каждый занят своим делом, и на какие-то нюансы нашего неадекватного
поведения им просто удобно не обращать внимание. В неформальной обстановке сотрудникам
приходится терпеть друг друга несколько часов независимо от приязни или неприязни.
Уже в студенческие годы, необходимо выработать в себе определённые качества и
правила поведения в подобных ситуациях. Умение быть толерантным, коммуникабельным,
обладать чувством юмора, остроумием - всё это окажет позитивное влияние на качество
вашего имиджа. Неплохо, если незрячий играет на каком-либо музыкальном инструменте,
это привлечёт к нему дополнительное внимание. Недостаточно адаптированные инвалиды
по зрению допускают ошибки, как бытового, так и чисто поведенческого плана. Например,
усевшись за стол, начинают громко выяснять, что перед ними стоит и в каких количествах.
Делать это нужно незаметно для всех, обращаясь только к своему ближайшему соседу.
Громкое пользование столовыми приборами, чавканье, неумеренное поглощение пищи
и потребление веселящих напитков также не вызовет у коллег положительных эмоций.
Если компания большая - тосты произносятся часто. Мы не можем видеть, кто и сколько
выпил, и порой увлекаемся, истребляя каждую налитую рюмку. Конечно, в любой компании
найдется несколько человек, стремящихся напиться, но для незрячего это нежелательно.
За вами на всю жизнь может закрепиться репутация "воробья" из басни С.В. Михалкова.
В 1987 году в очередной раз повышал я свою квалификацию преподавателя политической
экономии в Институте Повышения квалификации при Ростовском государственном университете.
Так как был здесь и раньше, быстро сошёлся с коллегами, сопровождая их по городу.
Моё внимание привлёк преподаватель теории научного коммунизма, не помню уже сейчас
из какого города. Я почувствовал в его отношении к себе какой-то иронический
подтекст. Когда мы, закупив всё необходимое для неформального общения, обосновались
в моём номере, он с сарказмом заметил, слава богу, тащить тебя никуда не надо.
На моё недоумение ответил, что был у них на кафедре слепой преподаватель, который
целыми днями пьяный валялся в общежитии. Замечу, что через месяц, его самого
выгнали за беспробудное пьянство, добавив выговор по партийной линии. Времена
были суровые: партия боролась с пьянством.
Немаловажное место в успешной адаптации незрячего преподавателя в коллективе
имеет его умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве. Свободная
ориентировка в пространстве создаёт для инвалида по зрению возможности большей
самостоятельности и коммуникативности. Если администрация и коллеги с первого
дня видят, что незрячий способен к самостоятельному передвижению, его шансы закрепиться
в коллективе значительно выше. Принимая на работу слепого преподавателя, руководитель
думает не столько о том, какой он специалист, сколько о том, что его нужно будет
кому-то постоянно опекать. Именно эта причина нередко становится основным препятствием
к прохождению конкурса, даже если незрячий специалист имеет учёную степень. Уже
на первую встречу с ректором ВУЗа или директором колледжа по поводу трудоустройства
важно прийти без сопровождающего. Если избранное образовательное учреждение вам
не знакомо придите туда за некоторое время до встречи инкогнито с сопровождающим
и запомните хотя бы место расположения кабинета руководителя. Иногда вновь принятый
на работу незрячий специалист, сразу же пригласив с собой сопровождающего, а
то и требуя от администрации его выделить, приступает к изучению помещений и
коридоров здания.
В 1981 году я был принят на работу в Ульяновское фармацевтическое училище в качестве
преподавателя общественных дисциплин. Училище располагалось в двух соединённых
переходом зданиях ещё дореволюционной постройки. Вечером, когда все сотрудники
ушли, я несколько раз один обошёл оба здания, стараясь максимально запомнить
расположение кабинетов и аудиторий. И так в течение нескольких вечеров. В результате
такой тренировки, к концу первой рабочей недели я уже свободно ориентировался,
ходил по училищу без трости. Вопрос об использовании трости при ориентировке
в учебных помещениях каждым незрячим решается индивидуально. Но лучше обходиться
без неё, хотя бы на факультете или отделении, где он работает. На других факультетах,
где вас не знают, хождение без трости часто приводит к различным курьёзным ситуациям.
Не знающие вас люди могут решить, что человек или плохо себя чувствует, или просто
пьян. Трость обязательно должна быть складной. Нескладывающаяся трость создаёт
неудобство, как для самого преподавателя, так и для окружающих. Если нужно куда-то
сходить по делам с сопровождающим, он будет чувствовать себя с вами более комфортно,
да и в том месте, куда вы идёте, складная трость лишних хлопот не доставит. В
первый свой студенческий год я ходил в институт с обычной тростью, заботливо
укладывая её в учебный стол, но однажды нашу группу посадили на занятия по иностранному
языку в аудитории, где столы не были приспособлены для укладывания тростей. Я
поставил её между двумя шкафами, рядом с которыми прохаживался преподаватель.
Он случайно споткнулся, о торчащий конец моего бесценного "глаза". В результате
ещё несколько тысяч дополнительных знаков для перевода мне были обеспечены. Некоторые
незрячие берут с собой на работу собаку проводника. Ничего, кроме создания дополнительных
неудобств и хлопот это не даёт. Во-первых, возникает проблема провоза собаки
в теперешних малогабаритных автобусах, во- вторых, проблема её дневного пребывания.
Мне известен случай, когда преподаватель университета буквально обил все пороги
администрации, требуя отдельную комнату для дневного пребывания своей собаки.
Постарайтесь хорошо изучить ваш маршрут от дома до работы, а если он достаточно
сложен, договаривайтесь с секретарём или коллегами, чтобы вас встречали на остановке.
Как бы не складывались у незрячего преподавателя отношения с коллегами, успех
его работы на 90% зависит от полноты и глубины контакта со студенческой аудиторией.
Взаимоотношения со студентами определяют качество усвоения изучаемого материала
и эффективность учебного процесса в целом. Нет общего языка со студентами - нет
успешной работы. Опираясь на собственный опыт, скажу, что в первые недели знакомства
студенты будут относиться к вам настороженно.
Наиболее распространённая ошибка большинства преподавателей - обезличка студентов,
знание их только по списочному составу. Возьмите за правило уже до первого непосредственного
контакта с новой учебной группой знать не только фамилии, но и имена, а также
некоторые подробности их биографии: где живут, в каких условиях, в какой семье
воспитывались, кто родители, полная семья или нет. Это особенно важно иметь в
виду, если большинство обучаемых студентов - девушки. Им в большей степени,
чем юношам, нужна поддержка взрослого, дружески расположенного человека. Недопустимы
такие высказывания, как "вы все для меня равны", "я отношусь к вам ко всем одинаково",
"у меня нет любимых и нелюбимых". Подобные утверждения противоречат избирательности
человеческого восприятия. Одни люди нам нравятся, другие безразличны, третьи
неприятны. Тоже и в отношении студентов. Хотим мы или нет, эта закономерность
нашего восприятия сохраняется. Уже в день знакомства с новой группой студентов
надо им это объяснить, подчеркнув, что личные симпатии или антипатии не повлияют
на результаты учёбы. Если обезличка студентов - это ошибка, характерная для любого
преподавателя, то стремление получить "вознаграждение" за свой дефект в виде
требования к себе особого отношения и внимания специфично только для незрячих.
Нельзя навязывать себя студентам. Категоричные требования "почитайте мне", "проводите
меня до остановки" и т.п. недопустимы. Это не значит, что нужно отказываться
от добровольно предложенной помощи. Наоборот, тактично и ненавязчиво делайте
всё для того, чтобы такая помощь была предложена.
Следуя поговорке "доброе слово и собаке любо", лишний раз похвалите студента,
поинтересуйтесь его личной жизнью, помогите словом или делом в решении каких-то
житейских проблем. Если он нуждается в дополнительных занятиях по вашему предмету,
не отказывайте - затраченное время обернётся сторицей. Строя свои отношения со
студентами, всегда помните, что вы преподаватель, что Вы - старше, умнее, опытнее.
Не допускайте панибратства. Вспоминаю сейчас одного, давно уже умершего своего
преподавателя, который дневал и ночевал в нашем общежитии, пил с нами портвейн
и не уходил до тех пор, пока не описает все наши много чего повидавшие студенческие
кровати. Его увольнение и последующая неприкаянность, а, в конечном счёте, гибель
в пьяной драке были закономерным следствием такого поведения.
Окончание следует
Выпуск листа на новом месте: 3065