Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2007-10-09

[TIFLO] Re[2]: Незрячий преподаватель

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
полностью поддерживаю моего одношкольника Алексея из Самары. Наша школа
всегда была сильна незрячими преподавателями. И Николай Кузьмич Антонов,
также окончивший в прошлом Куйбышевскую школу, знает об этом не понаслышке.
А Вениамин Александрович Каковихин, прививший ему любовь к общественным
наукам, был не только полностью лишён зрения, но и обеих рук выше локтя. До
войны он был горным инженером. А, вернувшись с фронта, встретил девушку,
полюбившую его, не смотря на такую тяжёлую инвалидность. Они поженились. Она
помогла ему получить новую профессию. Вениамин Александрович и Мария
Александровна вырастили сына и дочь. Они прожили нелёгкую жизнь. Но уроки
этого учителя не нуждались в чьих бы то ни было снисходительных оценках. Они
всегда были интересными. Мы никогда не имели даже мысли заниматься на
истории или обществоведении чем-то посторонним. Хотя, как все нормальные
дети, могли пошалить у других, даже у зрячих. но мы не были садистами, не
изощрялись и не ставили задачи унизить себе подобных. Конечно, дети- народ
жестокий и зачастую не ведают, что творят. Но, по-моему, отсутствие зрения,
не есть отрицательный показатель в личности педагога. и мои учителя-тому
пример, все до одного: и математик Иван Архипович,- о нём можно много
написать. и наш историк, и словесник Антонина Михайловна. и многие другие,
не уступавшие зрячим ни в эрудиции, ни в методах преподавания. Удивительно,
что Н. К. Антонов никого из них не вспомнил. А уж как изобретательны
студенты в использовании шпаргалок у зрячих-то преподавателей! не мне
говорить тем, кто учился в вузах. И только незрячие студенты держат марку и
не пользуются шпаргалками. простите за сумбурное письмо. просто не могла не
поддержать моего одношкольника, хотя мы с ним и не знакомы.
А школа для слепых без незрячих учителей- абсурд!
Всяческого всем доббра!
С уважением- Надежда

Выпуск листа на новом месте: 3074

   Киселёва Надежда 2007-10-09 19:16:24 (#696097)

[TIFLO] Незрячий преподаватель

Н.К. Антонов.

Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе
Окончание

Над совершенствованием форм и методов взаимодействия со студенческой аудиторией,
углублением их содержания любой преподаватель, а незрячий особенно, должен работать
постоянно, не боясь временных неудач, извлекая уроки из их анализа, помогающего
развивать и совершенствовать педагогическое мастерство.

Всё что связано с трудностями накопления педагогического опыта особенно важно
понять и усвоить начинающему преподавателю. В первый год работы сразу трудно
надеяться на успех. Вас будет больше заботить наработка курса, освоение методики
его преподавания. Не пугайтесь возможных неудач в установлении контактов со студентами.
Учитесь преодолевать трудности, будьте настойчивы и упорны. Досадные оплошности
и недоразумения у незрячего преподавателя в первые годы работы в отношениях со
студентами могут возникать чаще, чем у его коллег, а понимание и поддержки со
стороны сотрудников и администрации можно не найти.

Обучаясь в ВУЗе, будущий преподаватель вольно или невольно анализирует работу
своих педагогов, их взаимоотношения со студентами. Постарайтесь извлечь из этого
анализа положительный опыт и не повторять их ошибок.

Высокая профессиональная подготовка, глубокое знание своего предмета - основное
условие успешной работы незрячего преподавателя. Годы обучения в ВУЗе и аспирантуре,
надо максимально использовать для накопления знаний и овладения основами избранной
профессии. Но это не единственная предпосылка к успеху. Профессиональная подготовка
должна сочетаться с высоким общекультурным уровнем, проявляющимся в постоянном
интересе к вопросам окружающей жизни, литературы, искусства, спорта и тому подобное.
Инвалид по зрению, вступивший на учительскую стезю, должен быть достаточно коммуникабелен,
не стесняться своего недостатка, активно вступать в контакты с окружающими. Коммуникабельность
- необходимая нравственно-этическая предпосылка для установления незрячим человеком
контактов с людьми на всех уровнях.

В педагогической работе нельзя рассчитывать на скидку в связи
с отсутствием зрения. Большинство начинающих незрячих преподавателей связывают
неудачи в первые годы работы в отношениях со студентами со своим дефектом. В
действительности, если ваше поведение вполне адекватно учебной ситуации, то студенты
быстро к вам привыкнут, и перестанут обращать внимание на отсутствие зрения.
Они будут вести себя также как и на занятиях других преподавателей. Если начинающий
педагог этого не поймёт, срывы и следующие за ними неправильные действия неизбежны.
Незрячий может и должен найти такие формы и методы работы, которые позволят ему
нормально организовать учебный процесс, несмотря на отсутствие зрения.

К специфическим трудностям инвалида по зрению со студенческой
аудиторией можно отнести появляющуюся иногда мнительность, ожидание подвоха.
Следует, как можно меньше концентрировать на этом своё внимание. Такого рода
настроения могут стать труднопреодолимым барьером. Конечно, попытки воспользоваться
слепотой преподавателя со стороны студентов неизбежны, но болезненная реакция
на подобные выходки недопустима. Опытный преподаватель, проработавший 10-15 лет,
всегда чувствует, когда и в чём студент пытается словчить. И если они это понимают,
обман сведётся к минимуму. Меры, принимаемые со стороны преподавателя, не должны
быть репрессивными, но поставить студента в ситуацию, когда обман ему будет невыгоден,
необходимо. Создавать такую ситуацию надо максимально корректно. Старайтесь с
чувством юмора решать все возникающие проблемы. Жалобы и докладные в деканат
или заведующему отделением приведут к обратному результату.

Возможность возникновения нештатных ситуаций на занятиях надо предвидеть и заранее
прогнозировать. Не всегда предъявляйте претензии к студентам, начните с себя.
Если лекция читается нудно, вяло, однообразно неэмоционально, студенту присутствовать
на ней не интересно, и он начинает заниматься своими делами. Увлекательно вести
повествование - это искусство, которым владеет далеко не каждый педагог. Умение
быстро перестраиваться самому и переключать внимание студентов, свободное владение
излагаемым материалом без записей, использование интересных фактов и подробностей,
грамотная чёткая речь, эмоциональность, юмор-всё это позитивно воздействует и
на аудиторию и на имидж преподавателя. Доброжелательность, соблюдение педагогического
такта, недопустимость высокомерия, пренебрежительности, грубости, назидательного
тона - то главное, без чего деятельность любого преподавателя не возможна.

Ирония, колкость, сомнения в способностях студента больно бьют по его самолюбию.
Требовательность, объективность, справедливость в отношении обучаемых стимулирует
их учёбу и укрепляет доверие к педагогу. Надо всегда стремиться комментировать
ответы студента, их оценки. Важно, чтобы и они сами дополняли и аргументировали
ответы друг друга. Это создаёт обстановку активности и состязательности во время
семинарских занятий.

Решение вопроса о том, как проводить занятия: сидя, стоя, или прохаживаясь по
аудитории, зависит от индивидуальных особенностей личности преподавателя. Считаю,
что незрячему лучше прохаживаться по учебному помещению. Ваши коллеги видят студентов
и получают от них обратную зрительную связь. Незрячий такой возможности не имеет
и когда он сидит или стоит за кафедрой, особенно если занятия построены неинтересно,
возникает дефицит общения с аудиторией. Студенты не полноценно воспринимают учебный
материал. Да и сам преподаватель отгорожен от них как бы невидимым барьером.
Если он прохаживается по аудитории, хотя бы вблизи кафедры, контакт более устойчивый
и глубокий. Развитию такого контакта также способствует создание ситуаций постоянного
общения через установление диалога с присутствующими. На поточных лекциях, когда
в аудитории 150-200 человек, такая форма работы затруднительна. Но, если на занятии
одна группа, преподаватель просто обязан постоянно создавать ситуации проблемного
поиска, вызывая студентов к спору и диалогу.

Выпуск листа на новом месте: 3073

   2007-10-09 14:11:51 (#696052)

[TIFLO] Незрячий преподаватель

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Алексей, большое спасибо за информацию. Сигнал ко мне поступал не только от
тебя. Поэтому лично у меня сомнений в твоих словах нет. Но факты иногда
нужно и предъявить. общественности
Надеюсь ты с пониманием отнесся к моей просьбе.
С уважением
Ирина

Выпуск листа на новом месте: 3072

   2007-10-09 14:00:05 (#696049)

[TIFLO] Re[2]: Слепые портные

Здравствуйте, участники рассылки и Сумарокова Ирина
> Я почему-то вспомнила
> из Горьковского "Детства" слепого портного (имени не помню), которому дети
> подсовывали разноцветные куски ткани...
В те годы нам на уроках физики демонстрировали прибор под названием
"Светоэлектрический сигнализатор" датчик подносили к предмету и прибор
пищал, по-разному реагируя наразные цвета. Сейчас в смартфоны можно
устанавливать программу, которая с помощью видиокамеры очень неплохо
определяет цвета и оттенки и сообщает об этом голосом по-русски.
Пока игрушка, конечно. Но может и это направление будет развиваться. С
уважением Рябов Павел.

Выпуск листа на новом месте: 3071

   2007-10-09 13:25:11 (#696044)

[TIFLO] Re: Слепые портные

Здравствуйте участники рассылки.

Конечно, это очень интересно быть слепым портным! Но я почему-то вспомнила
из Горьковского "Детства" слепого портного (имени не помню), которому дети
подсовывали разноцветные куски ткани. Наверное, тотально слепых все-таки не
брали на эти курсы?
Может быть кто-нибудь из рассылки знает не только официальную информацию?
Было бы очень занятно познакомиться с ней.

С уважением, Сумарокова Ирина
Original Message From: "irina zarubina" <inz***@m*****.ru>
To: "culture.people.tifloresource (3468361)" <ira***@s*****.ru>
Sent: Tuesday, October 09, 2007 6:59 AM
Subject: [TIFLO] Слепые портные

> Для слепых и слабовидящих Азербайджана открыли курсы кройки и шитья
> 08.10.2007
>
> Курсы кройки и шитья для слепых и слабовидящих открыли в Азербайджане. Это
проект
> Министерства труда и социальной защиты. Профессия портного поможет людям
> с ограниченными возможностями получать дополнительный заработок. С первыми
выпускниками
> курсов встретилась Нигяр Алиева.
>
> Обычный курс кройки и шитья длится 2 месяца. Для людей со слабым зрением
сроки
> обучения увеличили. Эльмира Гасанова впервые преподает плохо видящим.
Каждой
> детали, говорит педагог, посвящала несколько уроков. Но все-таки все
справились.
>
> Эльмира Гасанова, педагог: <Они хотели научиться и научились шить -
вручную и
> на машинке. Уже сшили юбки, сарафаны>.
>
> По окончании курсов кройки и шитья девушкам выдают специальные
сертификаты. Сегодня
> на вручение пожаловали высшие чины Министерства социальной защиты. И
> приехали они не с пустыми руками. Выпускникам подарили современные швейные
машины.
>
> Для Тараны это бесценный подарок. Проблемы со зрением у нее еще с детства.
Но
> инвалидность второй группы не мешает ей заниматься любимым делом.
>
> Тарана Савиги: <Очень хорошая идея. Самое главное, что курсы бесплатные,
нам
> оплатили даже расходы на транспорт. Поначалу, конечно, было трудно. 3-4
урока
> у меня ушли только на открытие петли. Но я справилась>.
>
> Первый клиент у Тараны дочь, она шьет ей школьную форму. Брать другие
заказы
> пока не решается.
>
> Тарана Савиги: <Иногда соседи просят что-нибудь прострочить, но я пока не
рискую.
> Но в будущем, конечно же, буду принимать заказы. Сейчас у меня одна мечта
> - устроиться работать швеей на фабрику>.
>
> В трудоустройстве своих подопечных заинтересовано и Министерство
соцзащиты. Специалисты
> уже разрабатывают соответствующий законопроект. Даже планируется
> создать отдельную мануфактуру, а ведомство готово ее профинансировать.
>
> Анар Бадалбейли, начальник главной службы занятости при Министерстве труда
и
> социальной защиты населения: <Будет создана артель или товарищество, где
безработные
> инвалиды, окончившие подобные курсы, будут объединяться и обеспечивать
себе доход
> швейным ремеслом>.
>
> Тем временем в республике уже объявлен новый набор на курсы кройки и
шитья. Теперь
> учиться смогут не только слабовидящие, но и люди с другими недугами.
>
> МТРК "Мир"
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 3066
>
> --
http://subscribe.ru/feedback

Выпуск листа на новом месте: 3070

   2007-10-09 12:57:34 (#696040)

[TIFLO] Re: Незрячий преподаватель

Здравствуйте.
Лачинов Владимир Борисович, закрывает всю музыку.
Кочергина Римма Ивановна,
Математика, точное количество часов не знаю, но больше ставки, ведет работу
в нескольких классах.
Оба первая группа.
Иевская Любовь Ивановна, но тут вторая группа, полторы ставки, русист.
Шаталина Надежда Григорьевна, русист, первая группа, вот она, действительно,
работает на индивидуальниках, но по своему желанию.
Подумайте, если б не было учителей, зачем бы я спрашивал о секретарях и о
классах со слабовидящими.
Конечно, по сравнению с восьмидесятыми годами количество
инвалидов-преподавателей заметно уменьшилось, так и надо писать так.

--.
С уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 3069

   "alexey" 2007-10-09 10:11:05 (#696017)

[TIFLO] Как живется ставропольскому инвалиду

Как живется ставропольскому инвалиду

08.10.2007

Нина Евтушенко

На очередном заседании координационного совета по делам инвалидов при губернаторе
СК был проанализирован ход выполнения краевой целевой программы <Реабилитация
инвалидов в Ставропольском крае на 2007-2009 годы>.

По своему содержанию эта программа является одной из лучших в стране, а вот по
финансированию занимает только 15-е место среди российских регионов. Тем
не менее, в рамках реализации программы сделано уже немало, о чем говорили начальники
отделов министерства труда и социальной защиты населения СК А. Гайдуков
и А. Жукова, заместитель управляющего Ставропольским региональным отделением
фонда социального страхования РФ В. Евтеев. Возьмем, к примеру, сферу трудовой
занятости. Сегодня в крае без малого 240 тысяч инвалидов. Получается, каждый
десятый житель - человек с ограниченными физическими возможностями. Из них
54 тысячи - инвалиды в трудоспособном возрасте. В 2007 году на создание и сохранение
рабочих мест для этой категории населения из краевого бюджета выделяется
1650 тысяч рублей. В четвертом квартале будут открыты 15 специальных рабочих
мест на предприятиях общества слепых и общества инвалидов. Кроме того, ежегодно
в крае квотируется около восьми тысяч рабочих мест на обычных предприятиях. Правда,
далеко не все бывают заняты, поскольку инвалидов не устраивает зарплата,
или место предлагаемой им работы не соответствует профилю заболевания. Поэтому
рекомендуется переходить к адресному квотированию, что, кстати, уже делается
в Буденновске.

В 2008 году на занятость инвалидов из бюджета края предполагается выделить свыше
трех миллионов рублей, а значит, больше будет создано и сохранено рабочих
мест. Новые профессии появятся в Ессентукском профессиональном училище - центре
реабилитации молодых инвалидов.

В создании безбарьерной среды тоже результаты налицо. В крае более половины ежегодно
вводимых объектов социальной инфраструктуры приспособлены для приема
инвалидов. В этом году закуплено и передано муниципальным образованиям 210 звуковых
сигнализаторов пешеходного перехода, специальная литература для незрячих
инвалидов.

Неплохая перспектива открывается и в плане реабилитации инвалидов средствами
искусства, физической культуры и спорта. Дважды ставропольцы становились обладателями
престижной российской премии <Филантроп>. До конца этого года в Москву будут
отправлены новые видеоматериалы - заявка на участие в конкурсе. Не исключено,
что кто-то из наших земляков станет обладателем премии в 2008 году.

А что касается физической культуры, то начальник отдела министерства труда и
соцзащиты СК А. Гайдуков, побывав недавно в Москве, заручился поддержкой ряда
спортивных организаций и мастеров, готовых приехать в Ставрополь и провести свои
мастер-классы. В крае есть возможности для активного развития зрелищных
видов спорта - хорошо оснащены спортзалы в Пятигорске и Ставрополе и для участия
в параолимпийских играх.

А вот санаторно-курортное лечение инвалидов заметно сократилось. Если в 2005
году край выдал им 23 тысячи путевок, то в этом они получат только 4700. Причины
- массовый отказ инвалидов от соцпакета и сокращение финансирования на федеральном
уровне.

Кроме санкурлечения, Фонд социального страхования РФ финансирует обеспечение
этой категории населения протезированием и другими средствами реабилитации.
Но здесь, по словам заместителя управляющего Ставропольским региональным отделением
Фонда В. Евтеева, ситуация обратная: деньги есть, но возникают сложности
с приобретением. В этом году на эти цели краю выделено 96 миллионов рублей, их
все надо израсходовать по назначению, тем более, что в будущем году финансирование
уменьшится почти на 20 миллионов рублей.

http://www.guberniya.ru/

Выпуск листа на новом месте: 3067

   2007-10-09 07:18:14 (#695993)

[TIFLO] Папа Бенедикт XVI призвал сделать все возможное для упрощения жизни инва

Папа Бенедикт XVI призвал сделать все возможное для упрощения жизни инвалидов
08.10.2007

Папа Римский Бенедикт XVI (на фото), обращаясь к верующим, собравшимся на площади
Святого Петра, призвал сделать все возможное для обеспечения более комфортной
жизни инвалидов.

По мнению понтифика, "общественные институты и отдельные граждане" должны внимательнее
подойти к тому, чтобы упростить жизнь инвалидов в городских условиях.

Папа привел в качестве примера успешный опыт ассоциации "Fiaba", которая действует
при поддержке правительства и борется за обеспечение равных для всех
граждан возможностей посещения библиотек, театров, спортивных сооружений.

http://rian.ru/

Выпуск листа на новом месте: 3067

   2007-10-09 07:18:12 (#695992)

[TIFLO] Слепые портные

Для слепых и слабовидящих Азербайджана открыли курсы кройки и шитья
08.10.2007

Курсы кройки и шитья для слепых и слабовидящих открыли в Азербайджане. Это проект
Министерства труда и социальной защиты. Профессия портного поможет людям
с ограниченными возможностями получать дополнительный заработок. С первыми выпускниками
курсов встретилась Нигяр Алиева.

Обычный курс кройки и шитья длится 2 месяца. Для людей со слабым зрением сроки
обучения увеличили. Эльмира Гасанова впервые преподает плохо видящим. Каждой
детали, говорит педагог, посвящала несколько уроков. Но все-таки все справились.

Эльмира Гасанова, педагог: <Они хотели научиться и научились шить - вручную и
на машинке. Уже сшили юбки, сарафаны>.

По окончании курсов кройки и шитья девушкам выдают специальные сертификаты. Сегодня
на вручение пожаловали высшие чины Министерства социальной защиты. И
приехали они не с пустыми руками. Выпускникам подарили современные швейные машины.

Для Тараны это бесценный подарок. Проблемы со зрением у нее еще с детства. Но
инвалидность второй группы не мешает ей заниматься любимым делом.

Тарана Савиги: <Очень хорошая идея. Самое главное, что курсы бесплатные, нам
оплатили даже расходы на транспорт. Поначалу, конечно, было трудно. 3-4 урока
у меня ушли только на открытие петли. Но я справилась>.

Первый клиент у Тараны дочь, она шьет ей школьную форму. Брать другие заказы
пока не решается.

Тарана Савиги: <Иногда соседи просят что-нибудь прострочить, но я пока не рискую.
Но в будущем, конечно же, буду принимать заказы. Сейчас у меня одна мечта
- устроиться работать швеей на фабрику>.

В трудоустройстве своих подопечных заинтересовано и Министерство соцзащиты. Специалисты
уже разрабатывают соответствующий законопроект. Даже планируется
создать отдельную мануфактуру, а ведомство готово ее профинансировать.

Анар Бадалбейли, начальник главной службы занятости при Министерстве труда и
социальной защиты населения: <Будет создана артель или товарищество, где безработные
инвалиды, окончившие подобные курсы, будут объединяться и обеспечивать себе доход
швейным ремеслом>.

Тем временем в республике уже объявлен новый набор на курсы кройки и шитья. Теперь
учиться смогут не только слабовидящие, но и люди с другими недугами.

МТРК "Мир"

Выпуск листа на новом месте: 3066

   2007-10-09 07:14:08 (#695991)

[TIFLO] Незрячий преподаватель

Н.К. Антонов.

Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе
Продолжение

В формировании положительного отношения к незрячему преподавателю значительную
роль играет и неформальное общение с коллегами. Нередко инвалиды по зрению избегают
такого общения. Это неправильно. У окружающих складывается мнение о слепых как
о людях "себе на уме". Не только совместная работа, но и совместный отдых способствуют
лучшему узнаванию друг друга. Корпоративные вечеринки, поездки за город, дни
рождения неизбежно сопровождают жизнь любого коллектива. Умение проявить себя
на этих мероприятиях для незрячего имеет едва ли не большее значение, чем в
рабочее время. Во время работы преподаватели встречаются вместе в основном на
перерывах, да и то каждый занят своим делом, и на какие-то нюансы нашего неадекватного
поведения им просто удобно не обращать внимание. В неформальной обстановке сотрудникам
приходится терпеть друг друга несколько часов независимо от приязни или неприязни.
Уже в студенческие годы, необходимо выработать в себе определённые качества и
правила поведения в подобных ситуациях. Умение быть толерантным, коммуникабельным,
обладать чувством юмора, остроумием - всё это окажет позитивное влияние на качество
вашего имиджа. Неплохо, если незрячий играет на каком-либо музыкальном инструменте,
это привлечёт к нему дополнительное внимание. Недостаточно адаптированные инвалиды
по зрению допускают ошибки, как бытового, так и чисто поведенческого плана. Например,
усевшись за стол, начинают громко выяснять, что перед ними стоит и в каких количествах.
Делать это нужно незаметно для всех, обращаясь только к своему ближайшему соседу.
Громкое пользование столовыми приборами, чавканье, неумеренное поглощение пищи
и потребление веселящих напитков также не вызовет у коллег положительных эмоций.
Если компания большая - тосты произносятся часто. Мы не можем видеть, кто и сколько
выпил, и порой увлекаемся, истребляя каждую налитую рюмку. Конечно, в любой компании
найдется несколько человек, стремящихся напиться, но для незрячего это нежелательно.
За вами на всю жизнь может закрепиться репутация "воробья" из басни С.В. Михалкова.
В 1987 году в очередной раз повышал я свою квалификацию преподавателя политической
экономии в Институте Повышения квалификации при Ростовском государственном университете.
Так как был здесь и раньше, быстро сошёлся с коллегами, сопровождая их по городу.
Моё внимание привлёк преподаватель теории научного коммунизма, не помню уже сейчас
из какого города. Я почувствовал в его отношении к себе какой-то иронический
подтекст. Когда мы, закупив всё необходимое для неформального общения, обосновались
в моём номере, он с сарказмом заметил, слава богу, тащить тебя никуда не надо.
На моё недоумение ответил, что был у них на кафедре слепой преподаватель, который
целыми днями пьяный валялся в общежитии. Замечу, что через месяц, его самого
выгнали за беспробудное пьянство, добавив выговор по партийной линии. Времена
были суровые: партия боролась с пьянством.

Немаловажное место в успешной адаптации незрячего преподавателя в коллективе
имеет его умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве. Свободная
ориентировка в пространстве создаёт для инвалида по зрению возможности большей
самостоятельности и коммуникативности. Если администрация и коллеги с первого
дня видят, что незрячий способен к самостоятельному передвижению, его шансы закрепиться
в коллективе значительно выше. Принимая на работу слепого преподавателя, руководитель
думает не столько о том, какой он специалист, сколько о том, что его нужно будет
кому-то постоянно опекать. Именно эта причина нередко становится основным препятствием
к прохождению конкурса, даже если незрячий специалист имеет учёную степень. Уже
на первую встречу с ректором ВУЗа или директором колледжа по поводу трудоустройства
важно прийти без сопровождающего. Если избранное образовательное учреждение вам
не знакомо придите туда за некоторое время до встречи инкогнито с сопровождающим
и запомните хотя бы место расположения кабинета руководителя. Иногда вновь принятый
на работу незрячий специалист, сразу же пригласив с собой сопровождающего, а
то и требуя от администрации его выделить, приступает к изучению помещений и
коридоров здания.

В 1981 году я был принят на работу в Ульяновское фармацевтическое училище в качестве
преподавателя общественных дисциплин. Училище располагалось в двух соединённых
переходом зданиях ещё дореволюционной постройки. Вечером, когда все сотрудники
ушли, я несколько раз один обошёл оба здания, стараясь максимально запомнить
расположение кабинетов и аудиторий. И так в течение нескольких вечеров. В результате
такой тренировки, к концу первой рабочей недели я уже свободно ориентировался,
ходил по училищу без трости. Вопрос об использовании трости при ориентировке
в учебных помещениях каждым незрячим решается индивидуально. Но лучше обходиться
без неё, хотя бы на факультете или отделении, где он работает. На других факультетах,
где вас не знают, хождение без трости часто приводит к различным курьёзным ситуациям.
Не знающие вас люди могут решить, что человек или плохо себя чувствует, или просто
пьян. Трость обязательно должна быть складной. Нескладывающаяся трость создаёт
неудобство, как для самого преподавателя, так и для окружающих. Если нужно куда-то
сходить по делам с сопровождающим, он будет чувствовать себя с вами более комфортно,
да и в том месте, куда вы идёте, складная трость лишних хлопот не доставит. В
первый свой студенческий год я ходил в институт с обычной тростью, заботливо
укладывая её в учебный стол, но однажды нашу группу посадили на занятия по иностранному
языку в аудитории, где столы не были приспособлены для укладывания тростей. Я
поставил её между двумя шкафами, рядом с которыми прохаживался преподаватель.
Он случайно споткнулся, о торчащий конец моего бесценного "глаза". В результате
ещё несколько тысяч дополнительных знаков для перевода мне были обеспечены. Некоторые
незрячие берут с собой на работу собаку проводника. Ничего, кроме создания дополнительных
неудобств и хлопот это не даёт. Во-первых, возникает проблема провоза собаки
в теперешних малогабаритных автобусах, во- вторых, проблема её дневного пребывания.
Мне известен случай, когда преподаватель университета буквально обил все пороги
администрации, требуя отдельную комнату для дневного пребывания своей собаки.

Постарайтесь хорошо изучить ваш маршрут от дома до работы, а если он достаточно
сложен, договаривайтесь с секретарём или коллегами, чтобы вас встречали на остановке.

Как бы не складывались у незрячего преподавателя отношения с коллегами, успех
его работы на 90% зависит от полноты и глубины контакта со студенческой аудиторией.
Взаимоотношения со студентами определяют качество усвоения изучаемого материала
и эффективность учебного процесса в целом. Нет общего языка со студентами - нет
успешной работы. Опираясь на собственный опыт, скажу, что в первые недели знакомства
студенты будут относиться к вам настороженно.

Наиболее распространённая ошибка большинства преподавателей - обезличка студентов,
знание их только по списочному составу. Возьмите за правило уже до первого непосредственного
контакта с новой учебной группой знать не только фамилии, но и имена, а также
некоторые подробности их биографии: где живут, в каких условиях, в какой семье
воспитывались, кто родители, полная семья или нет. Это особенно важно иметь в
виду, если большинство обучаемых студентов - девушки. Им в большей степени,
чем юношам, нужна поддержка взрослого, дружески расположенного человека. Недопустимы
такие высказывания, как "вы все для меня равны", "я отношусь к вам ко всем одинаково",
"у меня нет любимых и нелюбимых". Подобные утверждения противоречат избирательности
человеческого восприятия. Одни люди нам нравятся, другие безразличны, третьи
неприятны. Тоже и в отношении студентов. Хотим мы или нет, эта закономерность
нашего восприятия сохраняется. Уже в день знакомства с новой группой студентов
надо им это объяснить, подчеркнув, что личные симпатии или антипатии не повлияют
на результаты учёбы. Если обезличка студентов - это ошибка, характерная для любого
преподавателя, то стремление получить "вознаграждение" за свой дефект в виде
требования к себе особого отношения и внимания специфично только для незрячих.
Нельзя навязывать себя студентам. Категоричные требования "почитайте мне", "проводите
меня до остановки" и т.п. недопустимы. Это не значит, что нужно отказываться
от добровольно предложенной помощи. Наоборот, тактично и ненавязчиво делайте
всё для того, чтобы такая помощь была предложена.

Следуя поговорке "доброе слово и собаке любо", лишний раз похвалите студента,
поинтересуйтесь его личной жизнью, помогите словом или делом в решении каких-то
житейских проблем. Если он нуждается в дополнительных занятиях по вашему предмету,
не отказывайте - затраченное время обернётся сторицей. Строя свои отношения со
студентами, всегда помните, что вы преподаватель, что Вы - старше, умнее, опытнее.

Не допускайте панибратства. Вспоминаю сейчас одного, давно уже умершего своего
преподавателя, который дневал и ночевал в нашем общежитии, пил с нами портвейн
и не уходил до тех пор, пока не описает все наши много чего повидавшие студенческие
кровати. Его увольнение и последующая неприкаянность, а, в конечном счёте, гибель
в пьяной драке были закономерным следствием такого поведения.

Окончание следует

Выпуск листа на новом месте: 3065

   2007-10-09 06:30:05 (#695987)

[TIFLO] Незрячий преподаватель

Здравствуйте! уважаемые участники рассылки!
Алексей, только что разговаривала с Николаем Кузьмичом Антоновым. Он
уверяет,что в Самарской школе на самом деле остались только почасовики из
числа инвалидов по зрению. Очень хотелось бы уточнить данную информацию.
Было бы неплохо, если бы Ты опубликовал список штатных незрячих
преподавателей самарской школы.
Уже не помню точных цифр, но статистика свидетельствует, что до
восьмидесятых годов среди незрячих специалистов было больше инвалидов первой
группы. Но с годами наметилась тенденция к увеличению доли инвалидов второй
группы. Постараюсь найти данные и познакомить с ними участников рассылки. Но
по объективным причинам смогу это сделать лишь в конце октября.
с уважением
Ирина

Выпуск листа на новом месте: 3064

   2007-10-09 06:21:46 (#695984)

[TIFLO] Интеграция. Барнаул

Слабовидящие дети Барнаула могут учиться в обычных школах
08.10.2007 БАРНАУЛ

В Барнауле на протяжении 70-ти лет работает специализированный детсад N3 "Хрусталик"
для
слабовидящих детей. В нем занимается около 60 детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Группы формируются в
соответствии с диагнозом, а занятия ведутся с учетом индивидуальных психофизических
особенностей.
Ежедневно воспитательно-образовательную работу с детьми ведут специалисты - логопед,
тифлопедагог,
а также музыкальный руководитель и воспитатели. Кроме того, работают два врача-офтальмолога
и
медсестры. Они проводят медицинскую диагностику зрительной патологии, ее коррекцию,
зрительную
гимнастику, создают условия для обеспечения двигательной активности слабовидящих
детей. По словам
заведующей детского сада "Хрусталик" Нели Христофоровой, после его посещения
99% малышей поступают
в обычные общеобразовательные школы.

телефон: (3852) 35-39-79

Выпуск листа на новом месте: 3063

   2007-10-09 04:19:37 (#695977)

[TIFLO] Информационные технологии. Конкурс

В Юго-Восточном округе столицы объявлен конкурс для детей-инвалидов
13.10.2007 МОСКВА

Дети с ограниченными возможностями здоровья приглашаются к участию в конкурсе
индивидуальных
достижений в области применения информационных технологий. Самостоятельно выполненные
творческие
работы будут оцениваться по номинациям: "Программный продукт" (разработанная
база данных,
прикладные обучающие программы, игры и др.), "Компьютерный дизайн" (разработанные
в той или иной
инструментальной среде дизайнерские проекты и презентации), "Компьютерная графика"
(компьютерный
рисунок или анимация), "Веб-сайт". Среди критериев отбора - социальная и практическая
значимость
разработки, новизна, конкретность поставленных целей, самостоятельность выполнения,
качество
оформления и оригинальность. С 26 по 30 ноября состоится награждение участников
и победителей.
Заявки принимаются до 13 октября.

Пресс-служба ЮВАО телефон: (495) 362-24-07

Выпуск листа на новом месте: 3062

   2007-10-09 04:15:52 (#695976)