[TIFLO] Виктор Болотов

Материал предоставил П.В. Рябов. Г. Кисловодск
30.01.2007 10:30 "Радио России" <Персона грата>: Виктор Болотов
Принято считать, что в споре рождается истина. Возможно, так оно и есть, но
лишь в том случае, если аргументы одной стороны другая отразить не в силах.
Вокруг единого госэкзамена бурлили такие страсти, что даже принятие
соответствующего закона вряд ли убедит противников ЕГЭ в том, что он пойдет
на пользу образованию. Почему так происходит: аргументы слабые или оппоненты
упёртые? Гость Виталия Ушканова - один из главных разработчиков ЕГЭ,
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Виктор Болотов.
- Госдума приняла закон о едином госэкзамене, но очень уж много противников
у нововведения. Не помешает это вам?
Болотов: Оппонентов я бы разделил на две группы. Одни не очень вникают в то,
что такое ЕГЭ, и повторяют чужие слова о том, что тестирование приведет
образование к упадку. Эти люди, как правило, не читали экзаменационных
материалов, не видели контрольно-измерительных материалов. А у других с
введением единого экзамена разрушается бизнес: вокруг поступления в вузы
существует и <белый>, и <серый>, и даже <черный> бизнес.
Вопрос о ЕГЭ был поставлен в 2000 году, когда обсуждалась концепция
модернизации образования. Тогда было сказано, что выпускные экзамены в
школах мало кого устраивают: две тройки в аттестатах даже в соседних школах
неизвестно что означают. Про золотые медали я уже не говорю, их девальвация
всеми признана. Что такое выпускные экзамены, зачем мы их проводим, если не
понимаем, что означает написанное в графе <отметка>? О вступительных
экзаменах в вузы вообще говорить нечего. Нужна была всего-навсего
независимая система оценки. Вот какая задача была поставлена перед нами 7
лет назад.
- В виде эксперимента ЕГЭ проводился в некоторых регионах. Его результаты
оказались настолько замечательными, что решено проводить его по всей России?
Болотов: Для начала надо понять, что такое результаты, для чего вводился
единый экзамен. Одна из главных целей - повышение мобильности абитуриентов.
По официальной статистике среди первокурсников число ребят из сельской
местности увеличилось на 20-25 процентов. Иногородних студентов все больше в
Москве и Санкт-Петербурге. Это результат эксперимента. Единый экзамен - это
термометр. Мы получаем точные результаты состояния образования в нашей
стране.
- Вы говорили, что на экзаменах по математике по результатам ЕГЭ 20
процентов двоек. Получается, из-за этого человек аттестат не может получить?
Болотов: Не период эксперимента мы ситуацию страхуем, выставляя в аттестат
среднеарифметическую оценку из итоговой за 11 класс и результата ЕГЭ.
Поскольку человек допущен к выпускным экзаменам, <троечка> у него уже будет.
Но мы стали анализировать, кто они, двоечники. Часть ребят уже выбрали себе
профиль, далекий от математики, а часть действительно два последних года не
занимались и даже тройку не получат. Сейчас идет доработка базовых
стандартов, и требования к выпускникам гуманитарных классов изменятся.
- Претензия к тестам в том, что они, как считают многие, выявляют
исключительно способность зазубрить предмет, но не способность мыслить. Это
справедливый упрек?
Болотов: Так рассуждают те, кто не видел реальных экзаменационных
материалов. Я рекомендую всем выйти на сайт Федерального института
педагогических измерений и посмотреть, какие материалы предлагаются.
Экзаменационное задание состоит из 3 частей: вопросы с выбором ответов,
вопросы с коротким свободным ответом (формула либо слово) и открытое
задание, где есть задачи олимпиадного типа. Попробуйте решить их!
- Сколько предметов войдет в ЕГЭ в этом году?
Болотов: Как и в прошлом году, 13 предметов - все те, которые являются
вступительными в высшие учебные заведения. Но в каждом регионе набор
предметов свой. В законопроекте, принятом Госдумой, записано, что в этом
году экзамен пройдет по схеме, выбранной регионами.
- Пресс-служба Министерства образования сообщила, что в тестах в этом году
уменьшится число заданий на выявление фактологических знаний (запоминание) и
увеличится число заданий, ориентированных на оценку уровня творческого
мышления. Это так?
Болотов: Да. Мы каждый год над этим работаем, вообще убираем задачи,
требующие фотографической памяти. Но определенную фактологию учащийся,
конечно, знать должен. Как говорят учителя, пустая голова мыслить не может.
- Какого развития событий вы ожидаете? Оппозиция из числа думских депутатов
уже предложила Совету Федерации отклонить законопроект без создания
согласительной комиссии, а Министерству образования рекомендовало продолжить
эксперимент. Как вы считаете, Совет Федерации внемлет этому призыву?
Болотов: По приглашению Совета Федерации я вчера присутствовал на заседании
двух комитетов - по образованию и по делам федерации и региональной
политике. Оба комитета после длительного обсуждения поддержали принятие
закона Советом Федерации. Совет Федерации, вообще говоря, ориентируется на
мнение профильного комитета (по образованию), а он дал положительное
заключение и при этом готов взять на себя работу по мониторингу хода ЕГЭ и
при необходимости вернуться к уточнению закона.
Досье
Болотов Виктор Александрович, руководитель Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки.
Родился 5 июня 1952 г. в Улан-Удэ.
Окончил математический факультет Красноярского госуниверситета.
Был стажером-исследователем в Новосибирском госуниверситете.
После окончания аспирантуры был секретарем комитета ВЛКСМ в родном
университете, затем преподавал там, был деканом психолого-педагогического
факультета.
В 1990 г. стал начальником Главного управления педагогического образования в
Министерстве образования России. Был заместителем и первым заместителем
министра.
С марта 2004 г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки.
Кандидат физико-математических наук.
Доктор педагогических наук.
Автор многих научных работ по математике и педагогике.
Действительный член Российской академии естественных наук.
Член-корреспондент Российской академии образования.
Награжден орденом Почета, лауреат правительственной премии в области
образования. Почетный работник общего образования России.
Женат. Дочь пошла по стопам отца и занимается педагогикой.
Выпуск листа на новом месте: 2644