Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Играть или учить?

Играть или учить?

- Что такое <образовательный стандарт> для дошкольников?

- Слово <стандарт> очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию -
что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что стандарт дошкольного
детства
- это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть
обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы
вдруг
взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые
в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем
образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить
правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками,
которые
должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и
выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию
для
родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта
дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание
условий
социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей
каждого ребенка.

- Стандарт может быть разнообразным?

- Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть
всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы развития, которые
позволят
учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и
экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех
детей будет возможность
реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не
в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто
невозможно.
Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и
становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и
педагогом,
ребенком и обществом в целом.

- Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку
к первому классу?

- Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны
подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками,
на
которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи
только туда, делай только так, будь послушен... Дети всегда разные и в этих
различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий
потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт
заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

- А как быть, если кто-то из родителей будет не согласен с предложенным
государством видением детства?

- Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру
дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь такие риски, а тут осторожно
- мины. Все эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать.
Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали такие наглые, в
хорошем
смысле, дерзкие? Я тысячу раз привожу простой пример, который стал шоком в
моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина ребенку, он приставил
свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту картинку в книге.
Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил
книгу.
Когда уже к 2,5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже
становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них
нужны
совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята
уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми. А чем с ними
заниматься?
Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт. Причем одновременно и
родителям, и обществу, и государству.

- Дошкольники теперь будут больше учиться?

- Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в
рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания
ребенка
через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды
деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с
окружающим
их миром. Ключевой риск стандарта дошкольного образования - сделать его по
образу и подобию школьного, надвинуть формы школьной жизни на дошкольное
детство.

- Как проверить, освоил ребенок этот стандарт или нет? Ввести тестирование
перед первым классом?

- Никаких оценок академических достижений ребенка 4-5-6-ти лет!!! По сути
дела, на основании стандарта мы должны оценивать условия, проектируемые для
развития
детей, а не самих детей. Отсюда никаких форм тестирования, в том числе
единого государственного экзамена для малышей, не будет.

- По сути, вы пытаетесь предложить единую модель, которая устроит родителей,
учителей начальной школы, воспитателей в детсадах и пойдет на благо самим
детям. Это все можно совместить?

- Мы должны сделать так, чтобы каждый из тех, о ком вы говорите, должен
участвовать в переговорах ради развития своего ребенка. Учитель начальных
классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка,
который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку
уже
в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал.
Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок
проходит
разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Сегодня
сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также
профессионалом по
развитию детства.

- А кто готовит стандарт дошкольного образования? Могу я где-то ознакомиться
с проектом и, как родитель, внести свои замечания и предложения?

- Подготовкой стандарта занимаются эксперты и проектировщики, психологи
разных групп, социологи, педагоги, управленцы, причем часто у них
противоречивые
взгляды. Мы все ищем стратегию согласия. Наши обсуждения не тайна за семью
печатями. Мы открыты к обсуждению всех вопросов. Все материалы стандарта,
начиная
с июня, будут вывешиваться на сайте
Федерального института развития образования
, а также на
портале Министерства образования и науки РФ
. Этим летом запланировано несколько широких обсуждений проекта. И только
если мы сможем договориться и между собой, и с обществом, с 1 сентября
начнется
осторожная апробация стандарта в ряде регионов России.

Источник: Аннин П. Играть или учить?//
Комсомольская правда
. Образование и работа. - 07.05.2013. - С. 14

Выпуск листа на новом месте: 7676
количество подписчиков: 317
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 10 May 2013 06:13:46 +0400 (#2741387)