[TIFLO] У нас вместо того, чтобы что-то делать, привыкли жалеть - незрячий журналист
У нас вместо того, чтобы что-то делать, привыкли жалеть - незрячий журналист
12.11.2012
1 12 blind key 1
Недавно в Украине отметили Международный день белой трости, а уже вскоре (13
ноября) пройдет Международный день незрячих.
Зрячему человеку очень сложно понять незрячeго. Сама только мысль о
возможной потере зрения пугает нас. Однако существуют люди, которые лишены
зрения с
детства и не могут узнать всех красок мира, но при этом находят способ
реализовываться и работать наравне или даже лучше других, так называемых
<полноценных>.
Недавно мне посчастливилось познакомиться с таким человеком. Я общался с ним
через скайп в течение нескольких недель и ни разу даже не заподозрил, что
этому парню чего-то не хватает. О том, что он незрячий, узнал от знакомых.
Меня этот факт просто поразил. Как оказалось, 24-летний Зеник не только
свободно
общается в различных Интернет-мессенджерах и соцсетях, но и работает
журналистом в одном из львовских интернет-изданий. Имеет высшее
образование - окончил
журфак ЛНУ им. Ивана Франко.
В тексте использовано вымышленное имя, поскольку журналист не захотел
<лишнего пиара>. На интервью согласился только при условии инкогнито. Из
разговора
становится понятно, почему.
- Знаю, что, несмотря на определенную проблему, тебе удается довольно
уверенно чувствовать себя среди других людей и даже работать, причем в сфере
Интернет-журналистики.
Как ты к этому пришел, пробовал ли заниматься чем-то другим? Многим просто
непонятно, как незрячий может работать за компьютером...
- Ставить акцент на Интернет-журналистике - мягко говоря, неправильно, ибо
история знает немало незрячих людей, имеющих собственный бизнес,
занимающихся
программированием и т.п.. На самом деле здесь проблема только в желании
работать: если незрячий человек хочет развиваться и совершенствоваться - он
будет
работать. Хуже, если у него такого желания нет. Между прочим, это касается
не только незрячих, но и вообще всех людей, без исключения.
Что касается того, как я пришел в журналистику... Ну, если это кому-то
интересно, то меня всегда привлекало радио как СМИ и как средство для
развлечения.
В третьем классе очень хотел работать на радио, и в школе учителя мне
сказали, что для того, чтобы воплотить такую мечту, необходимо поступать на
журналистику.
С тех пор поставил себе задачу - поступить на этот факультет и пойти
работать на радио. Но не сложилось. С первого курса меня заинтересовал
Интернет, в
частности, создание и развитие сайтов. Был еще и второй интерес - мобильная
связь.
Соединив одно с другим, вместо радио я выбрал одно из Интернет-изданий,
посвященное мобильной связи и сопутствующим технологиям, в которое меня
взяли абсолютно
без опыта работы. Справедливости ради добавлю, что работал внештатно, однако
никому не сообщал о своем, скажем так, недостатке. И, кстати, ни одна
редакция,
в которой я работал, о нем тоже не знала (кроме последней, где работаю).
Не люблю на этом пиариться, потому что в нашем обществе у многих сразу
меняется мнение и отношение, а это, наоборот, создает неудобства. Поэтому
молчал
об этом и спокойно выполнял свои обязанности. Трудности, конечно, возникали,
но у кого их нет?
- Достаточно ли приспособлен Интернет, в частности в Украине, чтобы незрячие
могли свободно пользоваться им? Возможно, у тебя есть определенные идеи, как
его можно адаптировать?
- Во-первых, что такое <достаточно ли приспособлен Интернет, в частности в
Украине?" В этом случае следует рассматривать каждый сайт в отдельности, без
учета его принадлежности к определенной стране, Интернет везде одинаков.
Если же обобщить - то большинство сайтов нормально приспособлены. Есть,
конечно, определенные аспекты, но их исправляют разработчики программ
экранного
доступа, чтобы дать возможность незрячим пользователям получить доступ ко
всем элементам на сайте. Есть, впрочем, некоторые сайты, на которых
невозможно
что-то читать. Но и это <лечится>: Javascript выключил - и порядок! Зато
есть другая проблема: многие из незрячих не хочет этого всего изучать.
- Ты используешь какое-то специальное программное обеспечение?
- Да, конечно, это программное обеспечение можно назвать специализированным.
К слову, таких программ есть много как для Windows, так и для других ОС, в
частности Linux и Mac. Есть, например, одна такая программа для Windows, она
абсолютно бесплатна, да еще и с открытым исходным кодом. Развивается она
сверхвысокими
темпами, потому что над ней работают люди со всего мира. Большинство ее
разработчиков имеют проблемы со зрением. И, несмотря на это, указанная
программа
уже давно обогнала по развитию своих более старых и платных конкурентов.
Однако здесь есть проблема: для того, чтобы компьютер или другой гаджет
<заговорил>, нужна не только программа, но и синтезаторы речи, а
украиноязычных
синтезаторов для Linux, Mac, iOs и Android нет. К слову, русские голоса в
этих системах присутствуют. Было бы, конечно, хорошо, если бы государство
предоставляло
какие-то поощрения тем, кто разработает качественные украинские голоса для
программ экранного доступа. Ранее ходили слухи, что будет сделано
украиноязычную
версию синтезатора речи eSpeak, но никто этого так и не сделал. А зря, ведь
этот синтезатор подходит для любой операционной системы.
Россия в этом плане опередила нас на несколько лет. И, честно говоря, если
бы не Россия с ее разработчиками, а также если не разработчики из других
стран,
то вряд ли украинцы, имеющие проблемы со зрением, получили бы возможность
звукового доступа к компьютеру.
- В каком возрасте тебя познакомили с компьютером? Кто вообще посоветовал
попробовать работать за компьютером?
- С компьютером работаю лет с 18-ти. Все было постепенно. Никаких курсов не
проходил, хотя в школе и были факультативные занятия в течение двух лет:
первый
год я на них не ходил, потому что никак не мог с этим всем разобраться. А на
второй год, когда один друг дал мне ко всему этому толчок, посещал их только
для того, чтобы поэкспериментировать с программами и послушать музыку.
Что касается поиска программ. А что их искать? Поисковые системы и сайты с
целой кучей разных программ еще никто не закрывал, главное - знать названия,
а там уже проверять: удобно работать с той или иной программой или нет. Все
познается в экспериментах. Первый набор программ я получил от друга,
устанавливал
все подряд! Было разное. Иногда приходилось переустанавливать <операционку>
по несколько раз в месяц, а потом пытаться ее настроить, и снова
эксперименты.
А уже с 2007-го года мне почти не приходилось обращаться за консультациями.
Важный аспект: не нужно считать, что для такого контингента людей необходимы
какие-то специализированные программы, потому что это не так. Даже программы
экранного доступа (скринридеры), и те язык не повернется назвать
специализированными, потому с удачным синтезом речи они способны заменить
аудиокниги обычным
людям. Главное, чтобы скринридер удачно взаимодействовал с той или иной
программой.
Относительно того, кто посоветовал... А здесь советы не нужны - это
необходимость. Причем для всех. Неважно, есть ли у человека какие-то изъяны,
или их
нет.
- Как тебе удалось поступить в университет, имел ли какие-то льготы? Как
учился, использовал ли при этом книги, написанные Брайлем, приходилось
искать информацию
в Интернете?
- При поступлении, конечно, есть льготы. В частности, внеконкурсная основа
для поступления. Есть определенное количество вопросов по определенным
предметам.
Отвечаешь - вступаешь. Если говорить конкретно о журфак, то творчество и
творческий конкурс я составлял со всеми на равных. Кстати, у меня есть
позиция,
четко придерживаюсь. Заключается она в том, что не стоит ставить себя в
неравные условия по сравнению со всеми. Есть, конечно, исключительные
ситуации,
но они у всех бывают, но выделять себя, считать каким-то особенным - это,
мягко говоря, аморальный поступок, ибо отсутствие зрения - это не отсутствие
того же разума. Поэтому интеллектуально нельзя уступать никому.
О прохождении обучения ... Когда еще толком не знал компьютера - использовал
Брайль. Вот только не книги, а делал этим шрифтом конспекты лекций, так как
ни для кого не секрет, что никто не выдает книг шрифтом Брайля с
университетских дисциплин. Дополнительные материалы искал в Интернете. А
потом уже и конспекты
делал на компьютере ... Ну, все постепенно.
Диктанты, рефераты, и, наконец, курсовую, бакалаврскую и дипломную работу
писал, как все, и как и все - защищал. С преподавателями у меня существенных
недоразумений
не возникало, а если и возникали, то ликвидировались они быстро, и были
столь несущественными, что уже и не помню их.
В целом обучение проходило, как и во всех других студентов. А как учатся
студенты, думаю, говорить не стоит.
- Кстати, ты участвуешь в выборах?
- Участие человека в выборах или отказ голосовать не связан с тем, есть ли у
человека какие-то физические недостатки. Хотя стоит, все же, обратить
внимание
на недостатки нашей системы. Увы, но незрячий человек вынужден обязательно
заходить в кабинку для голосования с кем-то, кто мог бы поставить за него
<галочку>.
О том, что это нарушает права людей на тайну волеизъявления, думаю, говорить
излишне. Поэтому нашим чиновникам уже давно пора подумать, как бы изменить
эту ситуацию.
Раньше ходил миф о бюллетенях, написанные шрифтом Брайля, но я такого в
руках не держал. Думаю, я такой не один.
- Люди с определенными недостатками часто испытывают ненужность для
общества, находятся в постоянной депрессии и жалуются на свою судьбу. Что ты
мог бы
им сказать?
- Да, согласен, таких много. Но тут лучше выяснить, кто в этом виноват.
Во-первых, во многом виноваты родители. Я сам знаю незрячих людей, которых
родители
просто-напросто закрыли в четырех стенах. Чем такие родители
руководствуются - сказать не могу, но социальным службам следует хорошо
присмотреться к каждой
семье, где есть такие люди, чтобы они смогли самостоятельно определить, где
родители не развивают своих детей. Кстати, слово <дети> здесь в широком
контексте,
речь не идет только о маленьких детях как таковых.
Во-вторых, к этому приложило руку наше консервативно-стереотипное общество.
У нас люди вместо того, чтобы что-то делать, привыкли кого-то жалеть и на
что-то
жаловаться. Вот так и идет цепная реакция: кто-то когда-то пожалел человека
с определенными недостатками, а затем он начал уже сама себя жалеть и на
себя
жаловаться, что он, мол, и того не может, и того.
Не нужно жалеть людей, потому что это делает их неполноценными. Дайте им
возможность развиваться! Я всегда говорю, что людям с недостатками (не
важно, с
какими) необходимы от общества только три вещи: поддержка, понимание и
помощь. Не жалость - а помощь! А это вещи разные. И когда наше общество это
осознает
- тогда положение, как ты говорил вначале, инвалидов обязательно улучшится.
А всем людям, которые постоянно жалуются на свою судьбу, живут в депрессии и
считают себя ненужными, могу посоветовать одно: пересмотрите свои взгляды на
жизнь. В мир никто зря не приходит. Мы, возможно, не выполняем всех
поставленных перед нами задач, но родились не зря.
Поэтому просто живите и не падайте духом. Думайте о завтрашнем дне,
развивайтесь, совершенствуйтесь и прорывайтесь в общество. Работайте над
собой и ни
в коем случае не замыкайтесь в себе. Будьте открытыми для общества по мере
необходимости! Помните: вы - хозяин своей судьбы. Не стоит ждать, что кто-то
придет и сделает все за вас, потому что этого не будет. Вставайте после
падения, а неудачи должны вас только укреплять.
- Ты говоришь, что нельзя запирать в четырех стенах слепого ребенка или
взрослого. Возможно, знаешь, какие компьютерные курсы для незрячих? С чего
вообще
лучше начать родственникам незрячих, которые хотят помочь? Может, есть
какие-то специализированные организации...
- О компьютерных курсов - не вижу в них эффективности. Достаточно просто
найти человека, который разбирается в этой сфере. Думаю, она согласится
помочь
и все объяснит. А вообще здесь главным является толчок: он должен быть
таким, чтобы незрячий человек сам захотел это учить, изучать и
совершенствовать
свои знания. На эту тему есть целая куча материалов, есть и соответствующие
тематические сайты.
А родственникам, которые хотят помочь, следует прежде всего осознать, что
отсутствие зрения - это еще не приговор. Абсолютно безвыходных ситуаций
почти
нет. Поэтому родители должны делать все возможное для того, чтобы их ребенок
(даже если этой <ребенку> уже вне двадцать) находилась в коллективе,
интегрировалась
в нем, находилась в более или менее постоянном контакте с людьми и
максимально развивалась по мере своих возможностей.
Школа, университет - это также коллектив. И родители должны способствовать
своим детям о том, чтобы они в этот коллектив интегрировались. Но одних
только
стараний родителей недостаточно. Человек сам должен осознать, чего она
хочет, и всячески этого добиваться. И даже, если родители препятствуют, он
должен
оказывать определенное сопротивление, потому что своим молчанием, своим
бездействием сам себя загонит в тупик, из которого будет очень трудно выйти.
Что касается специализированных организаций: если человек хочет полноценно
развиваться - он должен искать способ для этого. Организации не помогут, а
даже
если и помогут, то где эти организации? Я ни о чем подобном не слышал. Есть,
конечно, несколько, но их деятельность, откровенно говоря, желать лучшего.
Александр Чамара
специально для Полемики
Polemika.com.ua
Выпуск листа на новом месте: 7165
количество подписчиков: 310
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru