Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] С инвалидной коляски - в школу

С инвалидной коляски - в школу

В осеннюю сессию 2012 года Государственная Дума планирует рассмотреть
законопроект об инклюзивном образовании, закрепляющий права <особых> детей
на обучение
в обычной школе.

С инвалидной коляски - в школу. Фото KM.RU
С инвалидной коляски - в школу. Фото KM.RU

Согласно результатам исследований, к 2020 году в лучшем случае 25% школьных
зданий окажется приспособлено для занятий с детьми-инвалидами. На данный
момент
для инклюзивного обучения годится лишь 5% школ. Дефицит педагогического
состава - от 5 до 40% в зависимости от региона. И это при том, что <особым>
детям
нужны не только учителя, но и личные кураторы - тьюторы.

По итогам опросов общественного мнения от 35% до 45% российских родителей
протестует против совместных классов для здоровых детей и тех, которые имеют
те
или иные отклонения или заболевания. Первая <совместная> школа в России
появилась в 1991 году в Москве, сейчас их несколько сотен на страну - при
условии,
что каждый сотый ребенок получает инвалидность раньше, чем успевает вырасти!
Более 200 тысяч детей с особыми потребностями обучается в коррекционных
школах,
около 240 тысяч в том или ином режиме посещает обычные общеобразовательные
учебные заведения.

Само по себе право на образование для <особых> детей - заслуга эпохи
прогресса. Систематическому обучению детей с ограниченными возможностями
меньше трехсот
лет - в 1760 году в Париже открылась первая в мире школа для глухих, в 1784
году там же - школа для слепых, а в 1841 - частная школа для умственно
отсталых.

В СССР достаточно долго коррекционные школы оставались скорее
благотворительным заведением, нежели ступенькой к адаптации в общество.
Система интернатов
для детей с ограничениями подвижности, глухих, слепых и так далее, с одной
стороны, позволяла <пациентам> окончить школу, получить навыки общения, а с
другой - готовила их лишь к малоквалифицированному труду в лечебных
мастерских <Общества слепых> и <Общества глухонемых>, а не к полноценной
социализации.
На данный момент ситуация меняется в лучшую сторону - в институтах страны
обучается более 15 тысяч студентов с ограниченными возможностями,
разрастается
система паралимпийского спорта, профессионального обучения, экстернатов и
дистанционного образования.

Позиция современных дефектологов однозначна - ребенку-инвалиду, даже самому
<тяжелому>, важен контакт со сверстниками, общение, игры, занятия.
Адекватное
отношение коллектива, участие в учебном процессе стимулирует познавательные
способности таких детей, помогает адаптации, повышает самооценку. Основной
вопрос, который волнует родителей таких малышей - где ребенку будет лучше?
Стоит ли всеми правдами и неправдами настаивать на поступлении в обычную,
<дворовую>
школу или лучше искать учебное заведение, практикующее инклюзию? Посещать
специализированные детские центры, кружки и клубы, перейти на домашнее
обучение
или все-таки выбрать коррекционное образование?

Школы бывают разные

Чем раньше начать лечебно-педагогические занятия с <особым> ребенком, тем
большего удастся достичь. Коррекционные детские сады, в которых работают
узкие
специалисты, за несколько лет позволят выявить степень обучаемости и
адаптивности малыша, подготовить его к школе и пребыванию в коллективе.
Ребенка с
сенсорными нарушениями учат читать пальцами или разговаривать жестами,
ребенка с проблемами умственного развития - общаться, получать знания и
выполнять
задания, ребенка с двигательными нарушениями - использовать сохранные
возможности тела. Таким образом, к 6-7 годам становится ясно, какой
образовательный
подход требуется. Родителям важно понять: ребенку с особыми потребностями
необходимо пристальное внимание, индивидуальная педагогика с учетом его
особенностей
и проблем.

Специальные школы показаны для детей с неустранимыми нарушениями развития.
Там опытные дефектологи помогут ребенку получить знания в объеме школьной
программы,
а затем и профессию, обучиться навыкам самообслуживания. В обычных ГОУ
высокоуровневых специалистов по работе со слепыми, глухонемыми или
<нейроотличными>,
как говорят в США, детьми, как правило, просто нет.

Коррекционные школы 1 вида предназначены для неслышащих детей и дают полное
среднее образование за 12 лет. Параллельно детей обучают устной и письменной
речи, развивают остаточный слух.

Коррекционные школы 2 вида - для слабослышащих и позднооглохших детей, дают
полное среднее образование за 12 лет.

Коррекционные школы 3 и 4 видов - для слепых, слабовидящих и детей с
нарушениями зрения, дают полное среднее образование.

Коррекционные школы 5 вида - для неговорящих детей с теми или иными речевыми
патологиями, тяжелым заиканием, дают полное среднее образование.

Коррекционные школы 6 вида - для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, параличами и так далее, дают полное среднее образование.

Коррекционные школы 7 вида - для детей с задержкой психического развития,
эмоциональной неустойчивостью, проблемами с вниманием, памятью. Полного
среднего
образования они не дают.

Коррекционные образовательные учреждения 8 вида предназначены для детей с
глубокой умственной отсталостью. Полного среднего образования они не дают.

Два типа учебных заведений: за и против

Выбирая образовательное учреждение для <особого> ребенка, следует учесть
множество фактов. Готова ли выбранная школа к обучению ребенка с
ограниченными
возможностями, есть ли там нужные специалисты, а также пандусы, парты? Готов
ли к школе сам ребенок, удастся ли ему наладить контакт со сверстниками и,
возможно, родителями будущих одноклассников? Не ухудшат ли учебные нагрузки
физическое и душевное состояние малыша? Стоит здесь задуматься не только о
правах своего ребенка на обучение, но и о потребностях остальных детей в
классе - если <особый> ученик бьет или оскорбляет сверстников, портит чужие
вещи,
ходит и шумит на уроках, скорее всего, одноклассники и их родители
достаточно быстро начнут возражать против присутствия нового товарища.

Признаки, допускающие обучение в общеобразовательной школе:

список из 7 элементов
1. Ребенок контактен, общителен, хорошо ладит со сверстниками.
2. Ребенок обучаем, способен выполнять задания и требования учителя,
заниматься самостоятельно, хотя бы какое-то время, но соблюдать дисциплину
на уроках.

3. Ребенок способен самостоятельно перемещаться, обслуживать себя и
ухаживать за собой, не возникнет проблем с переходом по классам, посещением
столовой
и туалета, умыванием и т. д.
4. Ребенок не страдает частыми судорожными припадками, обострениями,
которые могут напугать других детей, пользуется памперсами при недержании
стула и
мочи.
5. Состояние ребенка стабильно, лечащие врачи не возражают против
инклюзивного обучения.
6. Ребенок не агрессивен, понимает, что других детей бить и толкать нельзя,
не страдает клептоманией, копролалией (неконтролируемой бранью),
расстройствами
сексуального поведения.
7. Родители готовы на контакт со школой, помощь в организации учебного
процесса для <особого> ученика, сопровождение его на занятиях.
конец списка

Полноценное инклюзивное обучение - лучший вариант для адаптации ребенка с
незначительными или среднетяжелыми двигательными нарушениями, слабовидящего
или
слабослышащего, страдающего хроническими заболеваниями (диабет, ревматизм,
компенсированный порок сердца), в отдельных случаях - с небольшой степенью
умственной
отсталости, синдромом Дауна, аутизмом, СДВГ. Совместные усилия родителей и
педагогов сделают совместное обучение полезным не только для <особого>
ребенка,
но и для его <нейросохранных> сверстников, поскольку оно пробуждает эмпатию,
взаимопомощь, и даже, как доказали американские исследователи, улучшает
оценки
и поведение здоровых детей.

Признаки, склоняющие к выбору коррекционной школы:

список из 5 элементов
1. Комплексные органические поражения (слепоглухонемота, ДЦП в сочетании с
умственной отсталостью, тяжелые параличи).
2. Необходимость адаптации к нормальной жизни (полная слепота и глухота).
3. Неспособность к самообслуживанию, самостоятельному обучению.
4. Необходимость коррекции (реабилитация после травм и операций, тяжелое
заикание, педагогическая запущенность и так далее).
5. Невозможность организовать лечение и необходимую ребенку работу с
дефектологом в семейных условиях.
конец списка

Коррекционное обучение необходимо для подготовки к самостоятельной жизни
людей, чьи физические возможности очень существенно ограничены. Опытные
наставники,
которые знают, как именно надо обучать таких детей, помогут ребенку получить
максимум знаний и навыков.

Детям с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и нервной
системы, душевными болезнями, девиантным поведением, прогрессирующими
хроническими
заболеваниями сложнее всего подобрать подходящее учебное заведение.
Возможно, лучший вариант для них - неполная инклюзия, посещение некоторых
уроков, специальные
школы или домашнее обучение, совмещенное с занятиями в развивающем детском
центре или творческом кружке инклюзивного образования. Небольшой коллектив
дружелюбных
сверстников поможет деликатной, постепенной социализации, а индивидуальные
занятия дадут больше знаний, чем класс на 40 учеников.

Каждый ребенок имеет право на образование, но только от родителей зависит -
как наилучшим образом это право реализовать. Сделайте правильный выбор!

Ника Батхен

Источники:

список из 1 элементов
1. KM.RU
конец списка
http://redirect.subscribe.ru/job.education.pedagogic,67117/20121108140920/97964=97154=18464=18457=18773/m8172296/-/pedagogic.ru/news/item/f00/s02/n0000295/index.shtml

Выпуск листа на новом месте: 7162
количество подписчиков: 310
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 11 Nov 2012 05:24:26 +0400 (#2601508)