Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Равные возможности - равные права

Равные возможности - равные права
11.10.2011

В Кировограде начали внедрять инклюзивное образование. И сразу же на первом
этапе столкнулись с достаточно специфической проблемой - неприятием идеи
совместного
обучения детей с ограниченными физическими возможностями и детей здоровых со
стороны родителей последних.

В средине девяностых годов об инклюзивном образовании говорили еще как об
эксперименте. Сейчас это - одна из составляющих государственной политики,
направленной
на обеспечение права на получение качественного образования детей с особыми
потребностями. Во многих городах Украины уже несколько лет подряд в
общеобразовательных
школах дети-инвалиды учатся вместе с обычными детьми, посещают одни и те же
детские садики. Кировоград в этом плане - пионер. Инклюзивное образование
тут
начали внедрять совсем недавно. И уже добились определенных положительных
результатов. Вместе с тем, столкнулись и с рядом проблем. Одна из них -
достаточно
специфическая: неприятие идеи совместного обучения детей с ограниченными
физическими возможностями и детей здоровых со стороны родителей последних.

Первый раз оно проявилось, когда городские власти решили создать инклюзивные
классы в школе N35, размещающейся в <<спальном>> микрорайоне. Часть родителей
здоровых детей категорически выступила против этого. Мотивировали свой отказ
тем, что предусматривалось изменить устав и название школы, введя в него
слово
<<специальная>>. Дело в том, что без этой приставки нельзя было бы изменить
штатное расписание - ввести должности реабилитологов, дефектологов, помощь
которых
необходима больным деткам. Мол, получив аттестат с такой приставкой их дети
потом не смогут поступить в высшие учебные заведения. Этот довод можно было
бы понять, если бы не вырвавшиеся во время одного из собраний у родителей
оскорбления в адрес больных детей: <<наши дети с дебилами учиться не будут!>>.
И это при том, что в школу собирались перевести всего лишь десяток детишек с
диагнозом ДЦП, а не каких-то агрессивных неадекватных больных. Директору
школы
Тарасу Бабаку, стороннику идеи инклюзивности образования, даже выразили
недоверие. Тарас Бабак, в свою очередь, пытался пристыдить оппонентов.

"Вы знаете Гитлер когда-то решил проблему этих детей - он их стрелял.
Давайте и мы так сделаем, да? Как вам не стыдно!", - отметил Бабак.

Конфликт был настолько громким, что его отголоски дошли до телевизионной
программы "Шустер Live". Позиция кировоградских родителей шокировала многих.

- Очень обидно, что сегодня взрослые ведут себя таким образом, и разделяют,
что есть нормальные дети и ненормальные. Все дети нормальные, но они требуют
различных учебных программ", - например, считает начальник управления
образования Кировоградского городского совета Лариса Костенко.

А заместитель кировоградского городского головы Лариса Андреева высказала
удивление тем, что гораздо быстрее осознали, что были не правы, отцы детей,
а
вот мамы оставались при своем мнении.

- Именно матери должно быть лучше всех понятно, что такое - больной ребенок,
как это тяжело, и что он ничем не отличается от здоровых детей, - он имеет
право на полноценное развитие, общение со сверстниками, доступ к
качественному образованию, - отметила она.

Но в конце концов классы открыть удалось без изменения названия и устава
школы - с первого сентября в двух классах тут учится несколько детей,
больных ДЦП.
И специалисты отмечают, что положительный результат - на лицо. Кстати,
первыми их приняли как своих именно здоровые дети - они доброжелательно
относятся
к больным деткам, помогают им, поддерживают. Также в Кировограде
организовано совместное пребывание детей, больных ДЦП, в двух детских
садиках.

А еще городские власти взялись за создание центра реабилитации
детей-инвалидов с дневным пребыванием в нем. Предполагается, что в нем будут
воспитываться
детки, которых не принимают ни в школы, не в детские садики. С одной стороны
специалисты центра помогут этим детям обучиться хоть каким-то навыкам,
развиваться,
а родителям - освободить время, которое они сегодня полностью посвящают
своим деткам, устроиться на работу. И что показательно - опять родители
здоровых
детей начали выступать против. Дело в том, что центр хотят открыть уже в
этом году, был вариант временно разместить его в крыле одного из местных
детских
садиков с отдельным входом, а потом уже подыскать или построить постоянное
помещение. Но родители здоровых детей, несмотря на то, что с ними длительное
время проводили разъяснительную работу, не согласились, и городским властям
пришлось искать другие варианты. Обещают, что от задуманного не откажутся.

Внедрение инклюзивного образования высветлило и другие проблемы - в том
числе, законодательного характера.

- Открыть инклюзивные классы без изменения статуса школы нам позволило
правительственное постановление, которое вступило в действие в августе этого
года,
- говорит Тарас Бабак. - Но ввести должности дефектологов, реабилитологов,
ассистентов учителя, которые могли бы осуществлять социальное сопровождение
детей с особенными потребностями, мы сможем лишь с первого сентября
следующего года. У нас нет даже медицинских сотрудников, которые могли бы
постоянно
наблюдать в школе за этими детками. Есть серьезные проблемы с формированием
учебных программ с учетом того, что в классе находятся дети с разным уровнем
развития.

Тарас Бабак обратил внимание также на тот факт, что не совсем готовыми к
внедрению инклюзивного образования оказались учителя. Большинство из них
учились
в советское время, когда никто в педагогических институтах и не слышал о
дефектологии, реабилитологии. Как следствие, им трудно найти подход к
деткам,
больных ДЦП. А, по словам заведующей психолого-медико-педагогической
консультации Елены Дорошенко, в Кировограде, как, наверное, и во всей
стране, не хватает
специалистов по коррекции физического и умственного развития детей -
учителей-реабилитологов, дефектологов.

Но, несмотря на все эти проблемы, специалисты уверены: инклюзивное
образование внедрять необходимо и оно постепенно будет развиваться. Общение
с более развитыми
сверстниками, доступность школьной инфраструктуры помогут деткам с
ограниченными возможностями максимально адаптироваться к жизни в обществе и
избежать
комплекса изгоев. А для того, чтобы изменить отношение общества к этой
проблеме, в Кировограде начали проводить широкую разъяснительную работу,
выступать
на телевидении, организовывать "круглые столы"...

- Одна девочка с ограниченными возможностями сказала в стихах, как она
понимает словосочетание <<инклюзивное образование>>: <<Iнклюзивна освiта -
перспектива
нова, хоч рiзнi можливостi - рiвнi права>>, - отметила Елена Дорошенко. -
Хорошо, чтобы это понимали и все взрослые.

Елена Кобец

FaceNews.ua

Выпуск листа на новом месте: 6618
количество подписчиков: 281
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Wed, 12 Oct 2011 10:19:51 +0400 (#1980917)