[TIFLO] Поводырь или проводник?

Поводырь или проводник?
01.12.2010
Ольга Мозговая
В КЦСО <Хамовники> делает первые шаги служба персональных помощников для инвалидов
В одном из выпусков нашего приложения <Равные среди равных>, а именно 12 октября,
был опубликован материал
<Помочь персонально, помочь профессионально>
- где рассказывалось о новом проекте, который стартует в Москве, - службе интеграционных
консультантов и персональных помощников для инвалидов и семей,
где растут дети-инвалиды.
И мы тогда пообещали, что обязательно вернемся к этой теме и расскажем об этом
подробнее. Что и собираемся сделать сегодня - а помогут нам в этом сотрудники
КЦСО <Хамовники>, которые как раз и заняты сейчас этим проектом. И не то что
<заняты>, а просто живут этим новым делом - заместитель директора по социальной
работе Анастасия Владимировна Дмитриева, психолог Светлана Ивановна Белова, Любовь
Владимировна Люленкова.
И как же влюблены, иного слова не подберешь, в свой центр, свои <Хамовники>,
эти милые, симпатичные, энергичные женщины, готовы бесконечно рассказывать
о нем, о своих буднях и праздниках, о том, что было и что будет, что обязательно
состоится в этих гостеприимных стенах:
Скованные одной болью
- Через полтора года, в мае 2012-го, нам исполняется двадцать лет, и сначала,
как вы, наверное, знаете, центр социального обслуживания, как и другие, занимался
в основном проблемами людей старшего поколения, - рассказывает директор центра
Татьяна Евгеньевна Тихонова. - Но с течением времени наши задачи расширялись,
усложнялись, у нас стали открываться новые отделения - скажем, по работе с трудными
подростками, семьями из группы риска. И вот не так давно мы открыли
отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными
возможностями. Изначальная задача - скажем, такая, просветительская:
рассказать семьям, где есть такие проблемные дети, о том, что у нас вообще в
городе и в районе, округе имеется и делается для них, о возможностях, которые
предоставляются в плане реабилитации, обучения, профориентации и т. д.
Потому что семьи ведь разные, есть очень активные родители, которые, знаете,
ради своего ребенка горы свернут, есть и замечательные общественники - мы вас
с одной такой мамой обязательно познакомим; а есть замкнутые, потерявшиеся, трудно
им справляться в одиночку. Собственно, они-то и есть основной наш объект,
да и вопрос стоит именно так: именно с семьей, ближайшим окружением ребенка-инвалида,
надо вести комплексную, активную реабилитационную работу: Все так.
Я, конечно, не психолог, не врач, не социолог. Я просто достаточно давно пишу
об этих проблемах и о таких людях, общаюсь, встречаюсь с ними.
И не устаю поражаться, по-детски поражаться такому простому, в сущности, факту:
насколько по-разному люди устроены! Одних ситуация буквально <об колено
ломает>, гнет, разрушает; а других наоборот, словно бы поднимает, какое-то второе-третье
дыхание у них открывается, и впрямь горы могут свернуть! Еще один
момент. Не секрет, не новость, а печальная данность нашей жизни: дети-инвалиды,
как правило, растут в женском окружении. Только мамы, иногда на пару с
бабушками способны нести по жизни этот крест - папу в этих случаях, что называется,
только и видели: Хотя и нет правил без исключения, но это такая уж
редкость! Так вот, о <кресте>, образно говоря.
Ситуация, несчастье с ребенком, замкнутость, зацикленность на нем, вечный страх
за него, эта скованность двоих одной болью становится в конечном итоге замкнутым
кругом, клеткой для них.
Мир сужается до предела - их личный мир. Куда не пускают посторонних - а вдруг
от них будет вред? И откуда не хотят, не стремятся наружу - а вдруг там будет
плохо? Да и не <вдруг плохо>, а просто уверенность, железная уверенность у таких
мам: обязательно - там - в мире - будет - плохо - моему ребенку!
И, к сожалению, для этой уверенности есть основания:
<Я сам, мама!>
- :Ну что вы мне рассказываете про инклюзивное обучение! Может быть, где-нибудь,
когда-нибудь тут и будет все распрекрасно, но пока мне вот, например, пришлось
дочку переводить на надомное обучение, потому что ни учителя, ни дети, ни родители
не готовы к тому, чтобы рядом с ними, в классе учился проблемный ребенок;
да и в самих классах - там же по тридцать детей, ну о каком индивидуальном подходе
тут можно говорить?! Горячность и горечь этой мамы ох как понятны...
Мы сидим все в том же небольшом конференц-зале, а собеседников становится все
больше - в КЦСО подходят, собираются женщины с детьми; приходят уже явно не
в первый раз, уже давно и хорошо знакомы с сотрудницами; и разговор о наболевшем,
это чувствуется, не вчера начался.
С трудом, с неимоверным пока еще трудом пробивает себе дорогу тот самый <инклюзив>,
совместное обучение здоровых ребятишек и детей-инвалидов. И самый главный
тут барьер - человеческий, родительский. Тут же вспоминаю Аню Шлипс, про которую
когда-то писала: Как ее, девочку с ДЦП, дразнили в школе.
Как однажды идиотка-мамаша утащила своего ребенка, который, может быть, хотел
познакомиться, поиграть с этой <странной> девочкой, каких он никогда не видел;
а мамаша завопила - <не трогай ее, она заразная!>
:В какую бы коррекционную школу отдать ТАКИХ взрослых? И поддаются ли коррекции
глупость, тупость, злоба? И можно ли винить тех мам, которые как наседки
не выпускают из-под крыльев <странных> своих кровиночек, которых - ну правда
же, заклюют, до крови заклюют там, в большом и страшном, жестоком и опасном
мире?!
Мамы, мамы. Какие же мы все: Разные.
- Тимка - он такой: если ему что-то интересно, то будет заниматься, а если нет
- с места не сдвинешь; а я посмотрела эту программу - так там такая высшая
математика, такая заумная, что просто караул, но ему-то нужно более практическое:
Еще одна мама вступает в разговор, здесь проблемы уже не школьные, парню 19 лет,
нужно уже как-то с профессией определяться. Конечно, что-то компьютерное:
для ребят с ДЦП это <чудо ХХ века> сегодня абсолютно незаменимо и необходимо,
это абсолютное спасение, конкретный выход, реальная возможность учебы, работы,
общения:
Пока мы с мамой и Анастасией Владимировной обсуждаем разные варианты учебы для
Тимки, тот о чем-то вполголоса беседует со Светланой Ивановной, но, оказывается,
успевает и за нашим разговором следить, и время от времени довольно-таки едкие
реплики вставлять, и маму поправлять, когда считает необходимым...
Вообще, показалось, парень с характером: стали спускаться по лестнице на первый
этаж, и мама привычным жестом протянула ему руку - давай помогу, Тимка.
Отстранился, нахмурился:
- Я сам, мама!
Трудно, но сам. И даже коляску сегодня дома оставил; с палочками, но сам и поднимался
по лестнице, и спускался - шаг за шагом, ступенька за ступенькой:
Выйти из круга
А эта девочка пришла сюда, в КЦСО, без мамы. В ее семье <проблемная> не столько
она, сколько родители - не будем уточнять, настоящие имена и фамилии называть,
ладно?
- Ну что будем сегодня петь, Настя?
В этой комнате - музыкальный центр, пианино, и преподаватель Екатерина Грашина
ведет свои занятия с Настей и другими детьми именно здесь.
- <Пусть мама услышит, пусть мама придет, пусть мама меня непременно найдет,
ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети!>
Чувствую, что щиплет в носу и форменным образом сейчас зареву. И вообще-то чудная
и дивная эта песенка мамонтенка всегда за душу берет, но в ЭТОМ исполнении...!
Настя - худенькая, светловолосая, в спортивном костюме. Почти неподвижная мимика,
взгляд словно обращен внутрь.
Но когда начинает петь, ее лицо словно освещается изнутри. И оказывается, эта
девочка умеет улыбаться, когда спрашиваю, а какие еще любимые песни, выясняется,
что <про любовь>. И конечно, на концерте, который готовят сейчас в Хамовниках
ко Дню матери, будет она не в этом спортивном костюмчике, а в нарядном платье:
- Понимаете, для Насти сейчас очень важно, чтобы она могла найти для себя какое-то
занятие, по душе, чтобы заполнить свой, так скажем, досуг, - объясняет
Анастасия Владимировна. - Проблема-то в том, что этого <досуга> у нее очень много,
это уже скорее не досуг, а вакуум: она не учится, не работает, там разные
сложности, к этому нам надо еще прийти, но постепенно, шаг за шагом, не все сразу.
И то, что она запела - а правда хорошо поет? И то, что она приходит
к нам, в центр, это уже успех, это общение с людьми, сверстниками, выход из замкнутого
круга, а это очень-очень важно! И, кажется, один сверстник тоже
решил присоединиться к пению - это я про Тимку, который очень целеустремленно
направляется в <музыкальную> столовую:
:А в коридорах, комнатах и прочих помещениях маленького трехэтажного старомосковского
особнячка на улице Тимура Фрунзе кипит и бурлит своя жизнь, и видно,
и чувствуется, что и детям и взрослым здесь интересно и хорошо, что они здесь
<свои>, и я невольно любуюсь и даже немножко начинаю завидовать своей собеседнице
Анастасии Владимировне - звучит-то ужас как солидно, а ведь молоденькая совсем,
с ученической косой через плечо, и такими милыми ямочками на щеках, когда
улыбается.
А завидую - по-хорошему, конечно, - ее молодости и энергии, ее уверенности в
том, что делают они здесь, в Хамовниках, правильное, нужное и необходимое людям
дело.
Взять хотя бы тот самый пилотный проект, который начинается, апробируется сейчас
в Хамовниках и еще двух районах ЦАО. Если очень коротко, в нескольких словах,
его суть изложить, получается, что с помощью классных специалистов <работаем
над ошибками>. Которые в основном совершают родители от безвыходности ситуации,
от неумения и незнания, а иной раз - не ведая, что творят: И, быть может, одна
из самых важных тут задач - и главных ошибок, которые нужно исправить: разомкнуть
тот самый замкнутый круг, в котором люди порой пребывают сами и запирают своего
ребенка, отгораживаясь, отстраняясь от мира.
Круг предубеждений и страха, неуверенности и апатии. Да и потребительства-иждивенчества,
иной раз, чего скрывать: дайте нам то что положено по закону -
льготы, пособия, путевки, то, другое: И оставьте, дескать, нас в покое!
:А вы уверены, что ваш ребенок хочет этого самого <покоя>? Что ему так уж хорошо
и уютно в этом маленьком - вашем - мирке? И кто ему нужен - поводырь или
проводник - в другом, большом мире, при всей схожести этих слов и понятий, ощущаете
разницу между ними? Ведь и руку помощи можно протянуть по-разному,
и опираться на нее можно по-разному:
Много, много остается вопросов. Но ведь и проект еще только-только начинается,
и мы обязательно продолжим наш рассказ о нем - расскажем, как идут дела в
другом районе, с другими людьми.
Ну, и здесь, в Хамовниках, конечно: надо же узнать, как будут продвигаться дела
у Тимки с учебой и работой, и как пройдет дебют у Насти, и: да мало ли что
еще!
Так что - продолжение будет, обязательно будет.
Газета "Вечерняя Москва"
Выпуск листа на новом месте: 5853
количество подписчиков: 249
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru