[TIFLO] Инклюзивное образование: от мечты к реальности
Инклюзивное образование: от мечты к реальности
25.11.2011
Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать
сами.
Роберт Ингерсолли
За последние годы в Украине происходит интенсивное развитие государственной
поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Верховная Рада Украины своим постановлением за No2442-VI от 06.07.2010 г.
внесла изменения в часть 3 статьи 9 Закона Украины <<Об общем среднем
образовании>>.
Предложение <<Общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем
составе...>> дополнено словами <<специальные и инклюзивные классы для обучения
детей
с особыми образовательными потребностями>>. Министерством образования и науки
Украины разработаны и утверждены: Концепция развития инклюзивного
образования
(приказ N912 от 01.10.2010 г.); Положение о специальных классах по обучению
детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных
заведениях (приказ N1224 от 09.12.2010 г.); Порядок организации инклюзивного
обучения детей с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательных
учебных заведениях (приказ No872 от 15.08.2011 г.).
Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были
зафиксированы в Саламанкской декларации (Испания) в 1994 году. Цель
конференции в
Саламанке заключалась в содействии идее <<Школы для всех>> учреждений, которые
объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и
соответствуют
индивидуальным потребностям. Один из принципов декларации: имеющие особые
потребности в области образования должны иметь доступ к обучению в обычных
школах,
которые создадут им условия на основе педагогических методов,
ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих
потребностей.
К этой категории относится очень большая группа детей, для обучения которых
необходимы какие-то изменения. К этой группе, в частности, относятся и
одаренные
дети, потому что нуждаются в другом подходе к обучению. Сюда входят и дети с
особенностями психофизического развития, с инвалидностью. Часто всех этих
очень разных ребят называют детьми с особыми образовательными потребностями,
и этот термин отражает не медицинский - диагностический, а социальный подход
к их потребностям.
Здесь нужно уточнить: не всегда ребята с инвалидностью относятся к числу
детей с особыми образовательными потребностями. Например, не все школьники с
проблемами
слуха или зрения - инвалиды. Но для их качественного обучения в школе нужно
предпринять какие-то особые изменения.
Каждый ребенок, имеет ли он особые образовательные потребности или имеет
особенности культурного, языкового, религиозного характера, может прийти в
обычную
общеобразовательную школу по месту проживания. И такая школа должна принять
его без всяких условий. Безусловное принятие школой ребенка и есть инклюзия.
В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия
индивидуальности каждого отдельного учащегося, следовательно, обучение
должно быть организовано
таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого.
Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах,
используют два термина: <<интеграция>> и <<инклюзия>>. В чем разница? Интеграция
предполагает,
что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия -
адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с
особенностями
в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не
справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия -
более
гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны
отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это
значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка:
кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус,
лифт.
Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его
освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под
ребенка. В
школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут
стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же
площадке,
что и остальные.
Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Крыму института
инклюзивного образования, нацеленного в том числе на: вовлечение детей с
ограниченными
возможностями в образовательный процесс; социализацию детей-инвалидов в
современном обществе; создание активной поведенческой установки у
детей-инвалидов
на уверенное позиционирование себя в современном обществе; умение превращать
свои недостатки в достоинства; изменение отношения современного общества к
людям с ограниченными возможностями через вовлечение детей с ограниченными
возможностями в наше общество.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения
дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью
является создание
безбарьерной среды в обучении и профессиональная подготовка людей с особыми
образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями.
На основании приказа Министерства образования и науки АРК No479 от 01.12.2009
года <<Об утверждении плана действий по внедрению инклюзивного образования в
учебных заведениях Автономной Республики Крым на 2009-2012 годы>> в Крымском
республиканском институте последипломного педагогического образования
согласно
приказу ректора 1 сентября 2011 года были открыты кафедра инклюзивной
педагогики и андрагогики, учебно-методическая лаборатория инклюзивного и
специального
образования.
Тема научно-исследовательской деятельности кафедры - <<Андрагогические
аспекты совершенствования системы повышения квалификации руководящих и
научно-педагогических
кадров на основе внедрения инновационных технологий>>. Основные задачи:
целенаправленно повышать квалификацию руководящих и научно-педагогических
кадров
на основе внедрения инновационных технологий в условиях инклюзивного
образования; осуществлять научно-исследовательскую работу по разработке и
внедрению
андрагогических технологий в систему повышения квалификации руководящих и
педагогических кадров; повышать качество курсовой подготовки слушателей на
основе
внедрения инновационных технологий; обеспечить применение современных
средств информационных технологий в период курсовых и межкурсовых
мероприятий; разработать
методические рекомендации по андрагогическому и инклюзивному сопровождению
профессионального развития руководящих и научно-педагогических кадров в
процессе
повышения квалификации.
В планировании научно-исследовательской работы предусматриваются сбор,
анализ и обработка теоретических и экспериментальных данных по общей
проблеме кафедры;
теоретико-методологическое обоснование применения инновационных технологий в
системе повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров;
оказание научно-методической помощи специалистам системы специального и
инклюзивного образования при подготовке учебных программ, учебников, рабочих
тетрадей,
практических пособий, методических рекомендаций, статей, конспектов уроков и
др.
Преподаватели кафедры приняли активное участие в международном Крымском
педагогическом конгрессе <<Инновации в образовании: компетентностный подход к
обучению>>
в Алуште, в международной конференции-практикуме <<Актуальные проблемы
инклюзивного обучения и преподавания курсов по инклюзивному образованию>> во
Львове,
во Всеукраинской научно-практической конференции <<Научно-педагогические
способы формирования социальных компетенций учеников с особыми
образовательными
потребностями как составляющая учебно-реабилитационного процесса>> в
Запорожье.
Совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта подготовлен
и проведен республиканский семинар для директоров школ-интернатов
<<Перспективы
функционирования специальных общеобразовательных школ-интернатов>>
(Феодосия).
Очень важный момент - подготовка самих педагогов. Мы должны помочь им
преодолеть искусственно созданные стереотипы. В институте начато чтение
лекций для
руководящих работников образования и учителей-предметников по основам
инклюзивного образования. На основании данных органов управления
образованием создается
банк данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс
детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому, о специалистах
психолого-педагогического
сопровождения базовых школ: педагог-психолог; учитель-дефектолог; социальный
педагог и т.п.
Разработаны методические материалы и программы повышения квалификации
учителей массовых школ по инклюзивному и интегрированному образованию. Будет
развиваться
дистанционное обучение с помощью ресурсных центров (специальных школ),
которые подготовят программы работы с педагогами, работающими с детьми с
особыми
потребностями.
Помимо этого планируется проведение курсов и семинаров, мастер-классов,
открытых мероприятий педагогами общеобразовательных учреждений в регионах
автономии.
Сегодня можно выделить несколько проблем для реализации инклюзивного
образования: отсутствие гибких образовательных стандартов; несоответствие
учебных планов
и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям
ребенка; отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива
образовательного
учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и
специальной психологии; отсутствие у педагогов массовых школ представлений
об особенностях
психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации
образовательного и коррекционного процесса для таких детей; недостаточное
материально-техническое
оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие
пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского
оборудования,
специально оборудованных учебных мест и т.д.); отсутствие возможности
введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных
ставок педагогических
(сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских
работников; неготовность общества к принятию детей с ограниченными
возможностями
здоровья, настороженное, местами даже негативное отношение общества к детям
с ограниченными возможностями.
Эффективность инклюзивного образования зависит: от сотрудничества
специалистов разных областей: здравоохранения, образования, социальной
защиты; от грамотного
использования имеющихся учреждений коррекционной направленности в качестве
опорных площадок для осуществления методической помощи педагогам других
учреждений;
от правильного выбора формы обучения, специальных образовательных
потребностей и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и
медико-социальной
помощи для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальной задачей являются выявление, культурное оформление, осмысление и
пропаганда имеющегося крымского опыта инклюзивного образования, изучение и
пропаганда
международного опыта развития системы инклюзивного образования. Обобщение
опыта и развитие центров документации следует поддерживать на
республиканском
уровне наряду с расширением доступа к источникам информации. Осмысление
имеющегося опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и
технологии
инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы,
уменьшить риски и возможные ошибки; соотнести разные (теоретические и
практические)
подходы и модели инклюзивного образования.
Особое внимание в этой области необходимо уделять научным исследованиям,
ориентированным на практическую деятельность, с акцентированием основного
внимания
на новаторские стратегии в области преподавания и обучения.
Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. Инклюзивное образование
требует серьезного научного осмысления исходя из реалий нашего общества.
Прежде
всего необходимо провести фундаментальные исследования и тщательную
апробацию новых прикладных разработок. Необходима последовательная и
планомерная трансформация
современной системы образования в систему образования для всех. Развитие
системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая
терпения
и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного
подхода для ее реализации.
Мухиддин Хайруддинов, заведующий кафедрой инклюзивной педагогики и
андрагогики КРИППО, доктор педагогических наук, профессор.
Газета "Республика Крым"
Выпуск листа на новом месте: 6690
количество подписчиков: 285
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru