Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2011-11-25

[TIFLO] Инклюзивное образование: от мечты к реальности

Инклюзивное образование: от мечты к реальности
25.11.2011

Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать
сами.

Роберт Ингерсолли

За последние годы в Украине происходит интенсивное развитие государственной
поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Верховная Рада Украины своим постановлением за No2442-VI от 06.07.2010 г.
внесла изменения в часть 3 статьи 9 Закона Украины <<Об общем среднем
образовании>>.
Предложение <<Общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем
составе...>> дополнено словами <<специальные и инклюзивные классы для обучения
детей
с особыми образовательными потребностями>>. Министерством образования и науки
Украины разработаны и утверждены: Концепция развития инклюзивного
образования
(приказ N912 от 01.10.2010 г.); Положение о специальных классах по обучению
детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных
заведениях (приказ N1224 от 09.12.2010 г.); Порядок организации инклюзивного
обучения детей с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательных
учебных заведениях (приказ No872 от 15.08.2011 г.).

Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были
зафиксированы в Саламанкской декларации (Испания) в 1994 году. Цель
конференции в
Саламанке заключалась в содействии идее <<Школы для всех>> учреждений, которые
объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и
соответствуют
индивидуальным потребностям. Один из принципов декларации: имеющие особые
потребности в области образования должны иметь доступ к обучению в обычных
школах,
которые создадут им условия на основе педагогических методов,
ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих
потребностей.

К этой категории относится очень большая группа детей, для обучения которых
необходимы какие-то изменения. К этой группе, в частности, относятся и
одаренные
дети, потому что нуждаются в другом подходе к обучению. Сюда входят и дети с
особенностями психофизического развития, с инвалидностью. Часто всех этих
очень разных ребят называют детьми с особыми образовательными потребностями,
и этот термин отражает не медицинский - диагностический, а социальный подход
к их потребностям.

Здесь нужно уточнить: не всегда ребята с инвалидностью относятся к числу
детей с особыми образовательными потребностями. Например, не все школьники с
проблемами
слуха или зрения - инвалиды. Но для их качественного обучения в школе нужно
предпринять какие-то особые изменения.

Каждый ребенок, имеет ли он особые образовательные потребности или имеет
особенности культурного, языкового, религиозного характера, может прийти в
обычную
общеобразовательную школу по месту проживания. И такая школа должна принять
его без всяких условий. Безусловное принятие школой ребенка и есть инклюзия.

В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия
индивидуальности каждого отдельного учащегося, следовательно, обучение
должно быть организовано
таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого.

Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах,
используют два термина: <<интеграция>> и <<инклюзия>>. В чем разница? Интеграция
предполагает,
что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия -
адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с
особенностями
в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не
справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия -
более
гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны
отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это
значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка:
кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус,
лифт.
Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его
освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под
ребенка. В
школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут
стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же
площадке,
что и остальные.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Крыму института
инклюзивного образования, нацеленного в том числе на: вовлечение детей с
ограниченными
возможностями в образовательный процесс; социализацию детей-инвалидов в
современном обществе; создание активной поведенческой установки у
детей-инвалидов
на уверенное позиционирование себя в современном обществе; умение превращать
свои недостатки в достоинства; изменение отношения современного общества к
людям с ограниченными возможностями через вовлечение детей с ограниченными
возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения
дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью
является создание
безбарьерной среды в обучении и профессиональная подготовка людей с особыми
образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями.

На основании приказа Министерства образования и науки АРК No479 от 01.12.2009
года <<Об утверждении плана действий по внедрению инклюзивного образования в
учебных заведениях Автономной Республики Крым на 2009-2012 годы>> в Крымском
республиканском институте последипломного педагогического образования
согласно
приказу ректора 1 сентября 2011 года были открыты кафедра инклюзивной
педагогики и андрагогики, учебно-методическая лаборатория инклюзивного и
специального
образования.

Тема научно-исследовательской деятельности кафедры - <<Андрагогические
аспекты совершенствования системы повышения квалификации руководящих и
научно-педагогических
кадров на основе внедрения инновационных технологий>>. Основные задачи:
целенаправленно повышать квалификацию руководящих и научно-педагогических
кадров
на основе внедрения инновационных технологий в условиях инклюзивного
образования; осуществлять научно-исследовательскую работу по разработке и
внедрению
андрагогических технологий в систему повышения квалификации руководящих и
педагогических кадров; повышать качество курсовой подготовки слушателей на
основе
внедрения инновационных технологий; обеспечить применение современных
средств информационных технологий в период курсовых и межкурсовых
мероприятий; разработать
методические рекомендации по андрагогическому и инклюзивному сопровождению
профессионального развития руководящих и научно-педагогических кадров в
процессе
повышения квалификации.

В планировании научно-исследовательской работы предусматриваются сбор,
анализ и обработка теоретических и экспериментальных данных по общей
проблеме кафедры;
теоретико-методологическое обоснование применения инновационных технологий в
системе повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров;
оказание научно-методической помощи специалистам системы специального и
инклюзивного образования при подготовке учебных программ, учебников, рабочих
тетрадей,
практических пособий, методических рекомендаций, статей, конспектов уроков и
др.

Преподаватели кафедры приняли активное участие в международном Крымском
педагогическом конгрессе <<Инновации в образовании: компетентностный подход к
обучению>>
в Алуште, в международной конференции-практикуме <<Актуальные проблемы
инклюзивного обучения и преподавания курсов по инклюзивному образованию>> во
Львове,
во Всеукраинской научно-практической конференции <<Научно-педагогические
способы формирования социальных компетенций учеников с особыми
образовательными
потребностями как составляющая учебно-реабилитационного процесса>> в
Запорожье.

Совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта подготовлен
и проведен республиканский семинар для директоров школ-интернатов
<<Перспективы
функционирования специальных общеобразовательных школ-интернатов>>
(Феодосия).

Очень важный момент - подготовка самих педагогов. Мы должны помочь им
преодолеть искусственно созданные стереотипы. В институте начато чтение
лекций для
руководящих работников образования и учителей-предметников по основам
инклюзивного образования. На основании данных органов управления
образованием создается
банк данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс
детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому, о специалистах
психолого-педагогического
сопровождения базовых школ: педагог-психолог; учитель-дефектолог; социальный
педагог и т.п.

Разработаны методические материалы и программы повышения квалификации
учителей массовых школ по инклюзивному и интегрированному образованию. Будет
развиваться
дистанционное обучение с помощью ресурсных центров (специальных школ),
которые подготовят программы работы с педагогами, работающими с детьми с
особыми
потребностями.

Помимо этого планируется проведение курсов и семинаров, мастер-классов,
открытых мероприятий педагогами общеобразовательных учреждений в регионах
автономии.

Сегодня можно выделить несколько проблем для реализации инклюзивного
образования: отсутствие гибких образовательных стандартов; несоответствие
учебных планов
и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям
ребенка; отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива
образовательного
учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и
специальной психологии; отсутствие у педагогов массовых школ представлений
об особенностях
психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации
образовательного и коррекционного процесса для таких детей; недостаточное
материально-техническое
оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие
пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского
оборудования,
специально оборудованных учебных мест и т.д.); отсутствие возможности
введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных
ставок педагогических
(сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских
работников; неготовность общества к принятию детей с ограниченными
возможностями
здоровья, настороженное, местами даже негативное отношение общества к детям
с ограниченными возможностями.

Эффективность инклюзивного образования зависит: от сотрудничества
специалистов разных областей: здравоохранения, образования, социальной
защиты; от грамотного
использования имеющихся учреждений коррекционной направленности в качестве
опорных площадок для осуществления методической помощи педагогам других
учреждений;
от правильного выбора формы обучения, специальных образовательных
потребностей и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и
медико-социальной
помощи для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальной задачей являются выявление, культурное оформление, осмысление и
пропаганда имеющегося крымского опыта инклюзивного образования, изучение и
пропаганда
международного опыта развития системы инклюзивного образования. Обобщение
опыта и развитие центров документации следует поддерживать на
республиканском
уровне наряду с расширением доступа к источникам информации. Осмысление
имеющегося опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и
технологии
инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы,
уменьшить риски и возможные ошибки; соотнести разные (теоретические и
практические)
подходы и модели инклюзивного образования.

Особое внимание в этой области необходимо уделять научным исследованиям,
ориентированным на практическую деятельность, с акцентированием основного
внимания
на новаторские стратегии в области преподавания и обучения.

Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. Инклюзивное образование
требует серьезного научного осмысления исходя из реалий нашего общества.
Прежде
всего необходимо провести фундаментальные исследования и тщательную
апробацию новых прикладных разработок. Необходима последовательная и
планомерная трансформация
современной системы образования в систему образования для всех. Развитие
системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая
терпения
и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного
подхода для ее реализации.

Мухиддин Хайруддинов, заведующий кафедрой инклюзивной педагогики и
андрагогики КРИППО, доктор педагогических наук, профессор.

Газета "Республика Крым"

Выпуск листа на новом месте: 6690
количество подписчиков: 285
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2011-11-25 14:48:07 (#2266169)

[TIFLO] Re: А. Неумывакин: "Образование инвалидов без возможности трудоустройств

Доброго времени суток, друзья!
*

Прямая ложь и припомаженная полуправда?
21 ноября 2011 г , впервые в истории нашего родного общества слепых,
к слепому миллиардеру в столичное здание ЦП ВОС на Новой пл.14
пожаловала с проверкой Комиссия из Счётной Палаты Российской Федерации.

Каждый может внести свою скромную лепту в восстановление работоспособности
ВОС
и изгнании из упомянутого здания преступной группы,
распродавшей за бесценок половину собственности нескольких поколений
незрячих.
*
Шамиль справедливо интересовался:
"Александр: А Балде Неумытому вы отправили ссылки для подписки?"
*

В ЦП ВОС оперативно изучают каждый выпуск Прямого зрения,
а в нём ссылки на лист "Гласность"
даются регулярно.
Пока за официальную линию ЦП в листе Гласность
пытается отдуваться младший Лапшин.
Уговаривает , как Михаил,
что-то делать самим,
а не смещать воров и жуликов.
Думаю одно другому не мешает,
но ,
если хоть как-то зависите от начальничка,
трудно иметь собственное мнение?!)))

Вообщем,
если есть желание помочь следствию,
копайте и шлите факты.
Например, как рекомендует один из наших единомышленников:
*
23.11.2011, 20:04, "Христолюбов Геннадий" <inv-rev***@y*****.ru>:
> Для того чтобы привлечь госорганы к решениям проблем предприятий ВОС,
> можно
> воспользоваться официальным сайтом счётной палаты РФ.
Так будет лучше
http://www.ach.gov.ru/

*

Особенно ценяться материалы по использованию бюджетных средств, нарушений
устава , продаж собственности ВОС ...

*
С уважением, Александр из Ростова-на-Дону.
Подписаться на интернет-журнал Прямое зрение и дискуссионный лист
Гласность можно здесь:
http://donsportclub.narod.ru/registra.html

Выпуск листа на новом месте: 6689
количество подписчиков: 285
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2011-11-25 07:58:10 (#2265208)

[TIFLO] А. Неумывакин: "Образование инвалидов без возможности трудоустройства -

А. Неумывакин: "Образование инвалидов без возможности трудоустройства -
бессмысленно"
Мнение эксперта
24.11.2011 МОСКВА

В 1984 году Россия впервые отметила Международный день слепых. С тех пор
традиция отмечать эту дату
укоренилась в сознании россиян, которых коснулась проблема потери зрения,
либо причастных к
реабилитации инвалидов по зрению, оказанию им повседневной помощи. Насколько
изменилась за эти годы
жизнь незрячих людей, какие проблемы остаются нерешенными? Об этом
корреспонденту Агентства
социальной информации рассказал президент Всероссийского общества слепых
Александр Неумывакин.
А.Н.: По данным на ноябрь 2011 года, во Всероссийском обществе слепых (ВОС)
на учёте состоят 213
тыс. инвалидов по зрению. В основном, это инвалиды по зрению I и II групп,
но есть и люди с III
группой инвалидности. В ряде регионов инвалиды по зрению, которые в силу
преклонного возраста не
являются членами ВОС, также получают от нас помощь. В составе нашей
организации насчитывается 74
региональных и 778 местных отделений численностью от 150 человек. В каждом
из них в честь
Международного дня слепых проводятся те или иные мероприятия.
Корр.: Как появилась идея праздника?
А.Н.: Он отмечается в память Валентина Гаюи, основателя первых учебных
заведений для незрячих. ВОС
проводит торжественные собрания, на которых подводятся ежегодные итоги
работы по социальной
адаптации инвалидов. Мы работаем с органами власти, неоднократно участвовали
во встречах с
Президентом РФ, председателем Правительства РФ. Активно идет сотрудничество
с рядом губернаторов:
Основная проблема, которая нас волнует, - трудоустройство инвалидов по
зрению. В советское время у
ВОС было 189 предприятий от Калининграда до Владивостока. Практически все
желающие инвалиды по
зрению могли трудоустроиться на них, получать достойную заработную плату. На
предприятиях работало
свыше 100 тыс. человек, в том числе 55 тыс. инвалидов. К сожалению, в годы
перестройки закрылись
сотни предприятий оборонного комплекса, радиотелевизионные предприятия,
резко снизилось число
отечественных автопроизводителей, благодаря сотрудничеству с которыми и
осуществлялась в основном
занятость инвалидов.
Корр.: Что сейчас происходит с предприятиями Всероссийского общества слепых?
А.Н.: ВОС принадлежит 158 производственных предприятий и 17 обособленных
филиалов. К сожалению,
часть предприятий пришлось ликвидировать либо реструктуризировать в филиалы.
Оставшиеся ВОС
приватизировало, став единственным их собственником. Наша организация не
пошла по пути создания
акционерных обществ, благодаря чему подавляющее число предприятий удалось
сохранить. В рамках
Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010
годы" государство
выделило ВОС 317 млн рублей. За счет этих средств было модернизировано
производство на 101
предприятии, созданы дополнительные 2 тыс. 319 рабочих мест инвалидов по
современным промышленным
специальностям. Удалось решить и ряд вопросов по возврату ВОС ранее
выплаченных налогов, начиная с
2002 года. С 2006 года государство выделяет нам в виде субсидий 200-300 млн
рублей для сохранения и
создания новых рабочих мест.
Корр.: Какую продукцию выпускают ваши предприятия?
А.Н.: Автокомплектующие изделия для автозаводов, электротехнические
устройства, светотехнические
изделия. Налажены массовый выпуск упаковочных изделий для консервной
промышленности, полимерных
упаковочных материалов, гофрокартона и изделий из него, производство
трикотажных и швейных изделий.
Средства от их продажи идут не только на выплату заработной платы
сотрудникам. Доход от предприятий
ВОС составляет основу бюджета нашей организации. Эти средства идут как на
зарплату сотрудникам
предприятий, так и на уставную и реабилитационную деятельность ВОС.
Корр.: А как Вы расцениваете ситуацию в саll-центре "Телекурс", где накануне
Международного дня
слепых инвалиды по зрению вынуждены были объявить голодовку?
А.Н.: Центр создали по инициативе столичных властей. ВОС изначально было
ясно, что автономно
существовать он не сможет. Так и получилось. Сейчас Департамент труда и
занятости Москвы просит нас
взять 65 человек на переобучение и трудоустройство. Но среди работников
центра лишь пять москвичей,
остальные - иногородние. Москвичам мы можем предоставить работу, стабильную
и достойную заработную
плату (пусть и не такую, как обещанные 17 тыс. в центре). А вот как быть с
остальными? На
заработную плату, которую мы способны платить, жилье в Москве не снимешь. Им
надо возвращаться в
регионы - на предприятия ВОС. Мы предлагали на совещании в
Минздравсоцразвития укрепить и расширить
19 наших московских и подмосковных предприятий. Можно было бы создать
общежития, гарантировать
занятость инвалидов за счет госзаказа на различную продукцию. Увы, наше
предложение власти не
услышали.
Корр.: Вы считаете, что инвалиды по зрению могут работать только на
производстве?
А.Н.: Есть многочисленные примеры, когда они получают высшее образование и
работают
преподавателями, юристами, управленцами. Например, в Московской
государственной юридической
академии работает начальником кафедры д. ю. н., профессор Анна Рабец. Широко
известен вице-
президент ВОС Олег Смолин, совмещающий преподавательскую работу с активной
общественной
деятельностью - он депутат Госдумы РФ нескольких созывов. Но все-таки это
исключение из правила. К
сожалению, крайне мало работодателей, готовых взять на себя дополнительные
расходы, связанные с
трудоустройством инвалидов. Кроме ВОС в России нет другой организации,
которая квалифицированно
может обеспечить трудовую реабилитацию инвалидов по зрению, дать им
возможность дополнительного
заработка к пенсии. Наши предприятия оснащены средствами производственной
тифлотехники и
приспособлены для работы инвалидов. Применяются дорогостоящие компьютеры для
работы на них слепых.
Что касается получения инвалидами высшего образования с последующим
трудоустройством в ВОС - наши
двери для них открыты, в том числе на предприятиях в сфере управления и
других службах. К
сожалению, таких специалистов пока единицы.
Корр.: Это связано с доступностью образования для инвалидов?
А.Н.: Нет. Раньше была негласная установка принимать слепых на гуманитарные
специальности в вузы.
Сейчас ситуация изменилась: инвалиды по зрению поступают в вузы на
факультеты, связанные с
естественными науками. К сожалению, вопросы их последующего трудоустройства
не нашли поддержки на
государственном уровне. А без этого получение высшего образования, например
по инженерным
дисциплинам, становится бессмысленным. Сейчас мы переоборудуем наши
предприятия, нам нужны
квалифицированные инженеры, техники, конструкторы, технологи. Мы каждому
найдем работу в
соответствии со способностями и образованием.
www.asi.org.ru

Выпуск листа на новом месте: 6688
количество подписчиков: 285
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2011-11-25 07:03:37 (#2265105)