О.Смолин: "Сохранение малокомплектных сельских школ - вопрос национальной
безопасности"
Мнение эксперта
11.08.2011 МОСКВА
После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По
данным Минобрнауки РФ, в 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000
году
- около 67 тыс., в 2010-2011 годах - менее 49 тысяч. Почти все они были
ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая
ситуация
в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет. В наши дни процесс
закрытия школ не прекращается, а активизируется. Так, в первую "пятилетку"
XXI века закрылись 6,5 тыс. школ, а во вторую - почти 13 тысяч. О том,
почему это происходит и к каким последствиям может привести, корреспонденту
Агентства
социальной информации рассказал депутат Государственной думы РФ Олег Смолин.
Министерство образования и науки РФ объясняет закрытие школ уменьшением
числа
детей и: заботой о качестве образования сельских школьников! На деле же в
образовательной политике возобладал узко экономический, точнее
"бухгалтерский"
подход - так называемая "оптимизация". Проще говоря, стремление максимально
сэкономить на образовании. В свое время в Законе РФ "Об образовании"
декларировалось,
что малокомплектная сельская школа финансируется независимо от числа
учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и так называемой
"новой
системы оплаты труда" учителям процесс ликвидации школ активизировался. Ведь
если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя
окупить не сможет. Учитывая, что в настоящее время уровень рождаемости в
России значительно превысил не только показатель 1990-х годов, но в
отдельные годы превышает уровень смертности, можно ожидать повторения
истории с детскими садами. В 1990-е годы многие из них закрыли, однако
сегодня очередь в детские
сады достигла 1 млн 700 тыс. детей. Через несколько лет похожая ситуация
может произойти и с сельскими школами. Кроме того, в результате закрытия
малокомплектных
сельских школ немало педагогов остались без работы. Только часть учителей
трудоустроены в другие школы. Официально считается, что в сохранившихся
школах
остались лучшие учителя, а у их учеников теперь больше возможностей для
развития. Однако исследования, в том числе по "однокомнатным" школам в США
(аналог
российских малокомплектных школ) свидетельствуют о том, что благодаря
небольшому количеству детей учителя могут общаться с каждым из них - это
позитивно
сказывается на уровне образования. Кроме того, сами дети учат друг друга. В
итоге качество образования оказывается выше. Думаю, точка зрения
американских
социологов и педагогов не лишена оснований. В России на смену
малокомплектным школам приходят большие, в которые детей из разных деревень
возят на специальных
школьных автобусах. Реже - устраивают в школы-интернаты, где они не только
учатся, но и живут. Представьте ребенка, которому ежедневно приходится
преодолевать
40-50 км, чтобы добраться до школы и столько же - обратно. Как вы думаете,
это скажется на качестве его образования? К тому же проблема существования
малокомплектных
школ относится не только к сфере образования, но и к сфере национальной
безопасности. Ведь эту историю мы уже проходили на примере "неперспективных
деревень".
Ни для кого не секрет: село, в котором исчезает школа, само умирает.
Учитывая, что Россия огромная страна, но малонаселенная, существует
вероятность того,
что рано или поздно на пустующие территории будут засматриваться соседние
народы. Я уважаю все народы, но не хочу, чтобы в нашей стране, которая и так
потеряла треть территории после распада СССР, множились потери. Политика
закрытия сельских школ кажется мне крайне недальновидной... Напомню: даже в
30-е
годы XX века были открыты десятки тысяч сельских школ. Эти годы, с точки
зрения дефицита финансов, были не лучше нынешних. В 1990-е годы, в период
экономического
кризиса, сельские школы практически не закрывали. А сейчас - ликвидируют в
ускоренном темпе. Думаю, это вопрос не финансовой политики, но политической
воли и ошибочного экономического подхода к образованию. Наши руководители,
видимо, не понимают, что образование - сфера инвестиций, а не сфера затрат!.
Если экономить на образовании, впоследствии придется тратить несравненно
больше. Сельское население и педагоги стремятся сохранять хотя бы оставшиеся
школы.
Даже министр регионального развития Виктор Басаргин, выступая в Госдуме РФ,
призвал остановить процесс закрытия сельских школ... Мы подготовили
альтернативный
проект закона "О народном образовании в РФ", который сейчас активно
обсуждается в обществе. В нем говорится, что в малокомплектной сельской
школе финансирование
должно зависеть не от количества душ, а от потребностей школы. Еще одно
важное предложение: закрытие сельской школы или ее реорганизация должны
происходить
только с разрешения сельского схода. Чиновники нашли лазейку в законе:
сначала они реорганизуют малокомплектную школу в филиал большой, а потом
закрывают:
не школу, а филиал. Ведь это можно сделать, не спрашивая население.
Формально закон не нарушается, а школа фактически ликвидируется.
Сравнительно недавно,
в 2010 году в Госдуме РФ рассматривался законопроект, запрещающий не только
ликвидацию, но и реорганизацию сельских школ. К сожалению, большинство
депутатов
его не поддержали, хотя признали этот факт. Если мы не остановим процесс
уничтожения сельской школы, возможно, нашим потомкам придется жить в стране
с
другой территорией и другой культурой
www.asi.org.ru
Выпуск листа на новом месте: 6577
количество подписчиков: 274
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru