Файл-РФ :: ежедневная электронная газета
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Главные музейные принципы -
доступность и безопасность
03 августа 12:28
Алексей Захарцев
собственный корреспондент (г. Санкт-Петербург)
В преддверии 250-летия Государственный Эрмитаж доказывает, что он не только
богатейшее собрание культурно-исторического наследия человечества, но и
авангард
музейного хайтека.
Фото: ИТАР-ТАСС
Премьер-министр Владимир Путин поддержал идею создания сети объединённых
фондохранилищ для региональных музеев. Пионером новых технологий стал
Эрмитаж.
В реставрационно-хранительский центр <Старая Деревня> в спальном районе
Петербурга приезжают музейщики со всей страны.
Фото ИТАР-ТАСС
Первая очередь комплекса распахнула двери в 2003-м, сейчас заканчивается
строительство других мощностей. <Эрмитажное фондохранилище - наше российское
изобретение,
такого нет нигде в мире! - отмечает директор музея Михаил Пиотровский. - Это
образец для всей России и решение многих проблем. Ведь у музеев есть дворцы,
красивые здания, но в них невозможно хранить вещи с достаточной степенью
защиты, с климатическим контролем и всем необходимым. Наш комплекс в Старой
Деревне
уникален прежде всего тем, что делает запасники по-настоящему доступными>.
Что такое музейное хранилище в традиционном понимании? Склад. Чердаки или
подвалы. Бесконечные стеллажи с более-менее ценными предметами, порой
имеющими
лишь научное значение или собираемыми для полноты коллекции. Иное дело -
реставрационно-хранительский центр в Старой Деревне. Весной 2003-го в
преддверии
юбилея северной столицы ввели в строй первую очередь комплекса. В Фондовом
корпусе (общая полезная площадь свыше 16 000 квадратных метров) размещаются
собрания отделов западноевропейского искусства, истории русской культуры,
Востока, археологии Восточной Европы и Сибири, а также лаборатории научной
реставрации
станковой живописи. Всего 38 помещений, восемь - открыты для посетителей.
Из <дворцового> Эрмитажа в фондохранилище перевезли сотни тысяч раритетов,
то есть значительную часть коллекции. Естественно, кроме того, что
выставлено
в залах на Дворцовой набережной. Экскурсионный маршрут - его протяжённость
около километра - позволяет увидеть содержимое запасников и, без всякого
преувеличения,
восхититься условиями, которые созданы, чтобы сохранить памятники истории и
культуры для потомков.
Фото ИТАР-ТАСС
Хотя в Старой Деревне и не основная эрмитажная экспозиция, в ней масса
уникальных предметов. Здесь представлены древнерусские фрески из Псковского
храма
на Протоке и Смоленской церкви на Воскресенской горе, иконы знаменитых
художественных центров - Мстеры и Холуя. Здесь же подаренный Кутузову образ
Смоленской
Божьей матери, которую поддерживают ангелы. Чтобы не повредить святыню, а
она во время войны с Наполеоном перемещалась вместе с регулярной армией,
икона
вмонтирована в раму-ларец.
Переехавшей в Старую Деревню коллекции живописи, русской и западной, может
позавидовать любой музей. Это около 3500 полотен отечественных художников
XVII
- начала XX столетия, а также произведения иностранных мастеров, живших у
нас в стране в XVIII - первой половине XIX века.
Оригинально устроен <Театр шпалер>. Восемь огромных вертикально поставленных
металлических рам с полотнами передвигаются под музыку по рельсам,
дистанционно
управляемые экскурсоводом. Среди экспонатов - три огромные шпалеры из серии
<История Мелеагра>, созданные во Фландрии в последней четверти XVII века по
картонам известного французского живописца Шарля Лебрена.
В хранилище отдела Востока смонтирована каркасная конструкция, чтобы было
удобнее любоваться как внешней, так и внутренней стороной военной палатки,
подаренной
султаном Селимом III в1793 годуЕкатерине II после русско-турецкой войны.
Палатка из кашемировой ткани, богато украшенная золотым и серебряным шитьём
(его,
между прочим, выполняли мужчины), из-за своих значительных размеров
(510х103х250 см) прежде в Эрмитаже не выставлялась. Рядом - другая расшитая
золотом
палатка (точнее, 1/16 её часть) - дар Александру III от правителей Бухары.
На всё это великолепие взирает роскошная птица Гаруда (символ рождения
нового
дня), выполненная из цельного куска красного дерева на острове Бали, -
подарок президента Индонезии к 300-летию Петербурга.
Недавно <маршрут открытого хранения> дополнился стенными росписями из
буддийских храмов-пещер в пустыне Такла-Макан. В начале ХХ века немецкие
исследователи
вывезли эти фрагменты в Берлинский музей индийского искусства, а после
Великой Отечественной памятники были переданы России как компенсация за
ущерб, нанесённый
в блокаду Ленинграда. Раритеты (многие из них ещё ждут расшифровки) долгие
годы находились в спецхране и демонстрируются впервые. Они показывают, как
на
уйгурскую живопись влияли культуры различных народов, проходивших по
Великому шёлковому пути. Самые ранние образцы, например, портрет
Просветляющегося
Будды, датируются V веком нашей эры.
В Старой Деревне прописалась и значительная часть собрания скульптуры разных
школ и эпох, от античности до современности. Некоторые относятся к началу
формирования
эрмитажной коллекции пластики и были куплены во времена Екатерины II.
В экспозиции открытого хранения представлено около тысячи образцов
европейской мебели XVI - XIX столетий (всего в коллекции 3000 работ
западноевропейских
мастеров), 1200 предметов русской мебели первой четверти XVIII - начала XX
века (собрание насчитывает до 2500 единиц хранения).
Фото ИТАР-ТАСС
На первом этаже Фондового корпуса - Зал карет, созданный специально для
эрмитажного собрания экипажей. Здесь пробитое пулей в Полтавском сражении
седло
Петра I, карета-визави с перламутровыми вставками (1761 г., Париж),
подаренная И. И. Бецким Екатерине II, и парадная карета (мастер Иван
Яковлев), изготовленная
для въезда придворных дам в Москву по случаю коронации Александра II.
Фаэтоны, сани, <механические> дрожки с верстомером и шестью музыкальными
<программами>
(создатель этого чуда, крепостной мастер Кузнецов, за свою работу получил от
Екатерины вольную).
Даже пунктирное перечисление экспонатов даёт представление о богатстве
коллекций и о полезности доброго начинания выставить запасники на всеобщее
обозрение.
Тем более что сама по себе система хранения тоже достойна внимания и высокой
оценки.
Помещения, разумеется, не напоминают дворцовые апартаменты, однако
пространство настолько продумано, что все предметы и каждый в отдельности
смотрятся очень
органично. Произведения скульптуры сосредоточены на подиумах, отдельных
постаментах или полках и отлично просматриваются. Картины помещены в
мобильные
стеллажи и стеклянные боксы-витрины, которые можно легко передвигать по
рельсам для подготовки тематических выставок. Во всём комплексе - постоянные
температура,
давление и влажность, комфортные для экспонатов; наготове автоматическая
система пожаротушения.
Из-за режимных требований, вполне понятных для музейных хранилищ, посетители
проходят только группами в сопровождении экскурсоводов. Каждое помещение
открывается
электронным ключом, экспонаты - в опечатанных боксах с пуленепробиваемыми
стёклами и под сигнализацией, вскрыть их можно лишь в присутствии комиссии.
Всё
пространство контролируется видеокамерами, их сотни; изображение с каждой
подаётся на пульт дежурного, где любую картинку можно тут же увеличить. А
всё
отснятое не стирается - хранится на защищённом сервере, чтобы можно было
узнать, кто, когда и куда заходил, к чему прикасался. Впрочем, тотальный
контроль,
необходимый для охраны экспонатов, составляющих национальное достояние, не
выглядит навязчиво. В этом, по мнению Михаила Пиотровского, и заключаются
главные
музейные принципы: доступность и безопасность.
<Наш комплекс - пример, как может быть организовано хранение, и подспудное
напоминание: чтобы было интересно, надо постоянно что-то придумывать, -
замечает
заместитель директора Эрмитажа Владимир Матвеев. - Не просто делать, как мы,
а вносить своё, оригинальное. Ведь фондохранилища будут строить в регионах.
Между прочим, и мы, когда приезжаем к коллегам, присматриваемся, как у них
всё организовано, чтобы развиваться дальше>.
Что ещё очень важно, хранилище стало достопримечательностью спального района
Петербурга, небогатого учреждениями культуры. <Бесспорно, основная
экспозиция
Эрмитажа намного плотнее и больше, там устраивается огромное количество
временных выставок, есть смысл прийти и в пятый, и в десятый раз, - поясняет
Матвеев.
- Здесь событий меньше.
Фото ИТАР-ТАСС
Это всё-таки хранилище. Между тем, 80% жителей питерских окраин почти не
бывают в центре города. Для них наш комплекс - отдушина. Тем более, мы
находимся
в двух шагах от метро, автобусного кольца, железнодорожной станции. Конечно,
у нас не такие потоки, как в <Большом> Эрмитаже, но в день десяток групп
приходит.
Более того, нашим объектом интересуются и зарубежные туристы. И, конечно, у
нас огромный потенциал для школ (а учеников, увы, стали гораздо реже водить
в Эрмитаж, чем 20 лет назад), для специальных образовательных программ.
Например, для незрячих и слабовидящих детей - <Прошлое на кончиках пальцев>.
В
прошлом году на <Музейном Олимпе> за это доброе начинание мы получили
главную награду>.
Уникальную программу сотрудники Эрмитажа придумали в 2006-м вместе с
педагогами 1-го, 2-го и областного (Мгинского) интернатов для слепых и
слабовидящих.
Младшим школьникам с помощью археологических находок рассказывают об
истории, с 4 по 6 класс проходит основной курс - ежемесячные занятия в
специально
оборудованном помещении. Первым делом детям предлагают произвести <раскопки>
в специальных песочницах и обнаружить предметы, которыми пользовались наши
далёкие предки. Под каждую тему подобраны макеты жилищ, орудий труда и
утвари, оружия. Школьники наощупь собирают из черепков древнюю посуду; по
муляжам
изучают, как добывали пищу, оборонялись, воспитывали детей в эпоху
палеолита, неолита, бронзового и железного веков... В конце каждого урока
творческое
задание - украшение стены наскальной живописью, лепка и раскрашивание
глиняной посуды. Таким образом каждый год занимаются более 300 ребят.
По мере развития реставрационно-хранительского центра его роль в культурной
жизни Петербурга будет возрастать, убеждён Владимир Матвеев: <Как только
откроем
вторую очередь, в нашем распоряжении окажутся два выставочных зала, лекторий
на 240 мест. Сюда переедут лаборатории и реставрационные мастерские ковров,
тканей и шпалер, монументальной и станковой живописи, металлов,
археологических материалов, мебели, керамики, фотографий. И, конечно,
улучшатся условия
для наших многочисленных коллекций при их максимальной доступности и
безопасности>.
Строительные работы должны завершиться к концу нынешнего года. После этого
начнется переезд. Однако Эрмитаж - настолько колоссальный и быстро
развивающийся
организм, что для его нормальной работы, как выяснилось, потребуется
дополнительная, третья очередь комплекса в Старой Деревне. Площадка под
строительство
уже осваивается. Открытие третьей очереди реставрационно-хранительского
центра станет подарком к 250-летию Эрмитажа, которое мы всей страной отметим
в
2014 году.
Файл-РФ :: ежедневная электронная газета
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Главные музейные принципы -
доступность и безопасность
03 августа 12:28
Алексей Захарцев
собственный корреспондент (г. Санкт-Петербург)
В преддверии 250-летия Государственный Эрмитаж доказывает, что он не только
богатейшее собрание культурно-исторического наследия человечества, но и
авангард
музейного хайтека.
Фото: ИТАР-ТАСС
Премьер-министр Владимир Путин поддержал идею создания сети объединённых
фондохранилищ для региональных музеев. Пионером новых технологий стал
Эрмитаж.
В реставрационно-хранительский центр <Старая Деревня> в спальном районе
Петербурга приезжают музейщики со всей страны.
Фото ИТАР-ТАСС
Первая очередь комплекса распахнула двери в 2003-м, сейчас заканчивается
строительство других мощностей. <Эрмитажное фондохранилище - наше российское
изобретение,
такого нет нигде в мире! - отмечает директор музея Михаил Пиотровский. - Это
образец для всей России и решение многих проблем. Ведь у музеев есть дворцы,
красивые здания, но в них невозможно хранить вещи с достаточной степенью
защиты, с климатическим контролем и всем необходимым. Наш комплекс в Старой
Деревне
уникален прежде всего тем, что делает запасники по-настоящему доступными>.
Что такое музейное хранилище в традиционном понимании? Склад. Чердаки или
подвалы. Бесконечные стеллажи с более-менее ценными предметами, порой
имеющими
лишь научное значение или собираемыми для полноты коллекции. Иное дело -
реставрационно-хранительский центр в Старой Деревне. Весной 2003-го в
преддверии
юбилея северной столицы ввели в строй первую очередь комплекса. В Фондовом
корпусе (общая полезная площадь свыше 16 000 квадратных метров) размещаются
собрания отделов западноевропейского искусства, истории русской культуры,
Востока, археологии Восточной Европы и Сибири, а также лаборатории научной
реставрации
станковой живописи. Всего 38 помещений, восемь - открыты для посетителей.
Из <дворцового> Эрмитажа в фондохранилище перевезли сотни тысяч раритетов,
то есть значительную часть коллекции. Естественно, кроме того, что
выставлено
в залах на Дворцовой набережной. Экскурсионный маршрут - его протяжённость
около километра - позволяет увидеть содержимое запасников и, без всякого
преувеличения,
восхититься условиями, которые созданы, чтобы сохранить памятники истории и
культуры для потомков.
Фото ИТАР-ТАСС
Хотя в Старой Деревне и не основная эрмитажная экспозиция, в ней масса
уникальных предметов. Здесь представлены древнерусские фрески из Псковского
храма
на Протоке и Смоленской церкви на Воскресенской горе, иконы знаменитых
художественных центров - Мстеры и Холуя. Здесь же подаренный Кутузову образ
Смоленской
Божьей матери, которую поддерживают ангелы. Чтобы не повредить святыню, а
она во время войны с Наполеоном перемещалась вместе с регулярной армией,
икона
вмонтирована в раму-ларец.
Переехавшей в Старую Деревню коллекции живописи, русской и западной, может
позавидовать любой музей. Это около 3500 полотен отечественных художников
XVII
- начала XX столетия, а также произведения иностранных мастеров, живших у
нас в стране в XVIII - первой половине XIX века.
Оригинально устроен <Театр шпалер>. Восемь огромных вертикально поставленных
металлических рам с полотнами передвигаются под музыку по рельсам,
дистанционно
управляемые экскурсоводом. Среди экспонатов - три огромные шпалеры из серии
<История Мелеагра>, созданные во Фландрии в последней четверти XVII века по
картонам известного французского живописца Шарля Лебрена.
В хранилище отдела Востока смонтирована каркасная конструкция, чтобы было
удобнее любоваться как внешней, так и внутренней стороной военной палатки,
подаренной
султаном Селимом III в1793 годуЕкатерине II после русско-турецкой войны.
Палатка из кашемировой ткани, богато украшенная золотым и серебряным шитьём
(его,
между прочим, выполняли мужчины), из-за своих значительных размеров
(510х103х250 см) прежде в Эрмитаже не выставлялась. Рядом - другая расшитая
золотом
палатка (точнее, 1/16 её часть) - дар Александру III от правителей Бухары.
На всё это великолепие взирает роскошная птица Гаруда (символ рождения
нового
дня), выполненная из цельного куска красного дерева на острове Бали, -
подарок президента Индонезии к 300-летию Петербурга.
Недавно <маршрут открытого хранения> дополнился стенными росписями из
буддийских храмов-пещер в пустыне Такла-Макан. В начале ХХ века немецкие
исследователи
вывезли эти фрагменты в Берлинский музей индийского искусства, а после
Великой Отечественной памятники были переданы России как компенсация за
ущерб, нанесённый
в блокаду Ленинграда. Раритеты (многие из них ещё ждут расшифровки) долгие
годы находились в спецхране и демонстрируются впервые. Они показывают, как
на
уйгурскую живопись влияли культуры различных народов, проходивших по
Великому шёлковому пути. Самые ранние образцы, например, портрет
Просветляющегося
Будды, датируются V веком нашей эры.
В Старой Деревне прописалась и значительная часть собрания скульптуры разных
школ и эпох, от античности до современности. Некоторые относятся к началу
формирования
эрмитажной коллекции пластики и были куплены во времена Екатерины II.
В экспозиции открытого хранения представлено около тысячи образцов
европейской мебели XVI - XIX столетий (всего в коллекции 3000 работ
западноевропейских
мастеров), 1200 предметов русской мебели первой четверти XVIII - начала XX
века (собрание насчитывает до 2500 единиц хранения).
Фото ИТАР-ТАСС
На первом этаже Фондового корпуса - Зал карет, созданный специально для
эрмитажного собрания экипажей. Здесь пробитое пулей в Полтавском сражении
седло
Петра I, карета-визави с перламутровыми вставками (1761 г., Париж),
подаренная И. И. Бецким Екатерине II, и парадная карета (мастер Иван
Яковлев), изготовленная
для въезда придворных дам в Москву по случаю коронации Александра II.
Фаэтоны, сани, <механические> дрожки с верстомером и шестью музыкальными
<программами>
(создатель этого чуда, крепостной мастер Кузнецов, за свою работу получил от
Екатерины вольную).
Даже пунктирное перечисление экспонатов даёт представление о богатстве
коллекций и о полезности доброго начинания выставить запасники на всеобщее
обозрение.
Тем более что сама по себе система хранения тоже достойна внимания и высокой
оценки.
Помещения, разумеется, не напоминают дворцовые апартаменты, однако
пространство настолько продумано, что все предметы и каждый в отдельности
смотрятся очень
органично. Произведения скульптуры сосредоточены на подиумах, отдельных
постаментах или полках и отлично просматриваются. Картины помещены в
мобильные
стеллажи и стеклянные боксы-витрины, которые можно легко передвигать по
рельсам для подготовки тематических выставок. Во всём комплексе - постоянные
температура,
давление и влажность, комфортные для экспонатов; наготове автоматическая
система пожаротушения.
Из-за режимных требований, вполне понятных для музейных хранилищ, посетители
проходят только группами в сопровождении экскурсоводов. Каждое помещение
открывается
электронным ключом, экспонаты - в опечатанных боксах с пуленепробиваемыми
стёклами и под сигнализацией, вскрыть их можно лишь в присутствии комиссии.
Всё
пространство контролируется видеокамерами, их сотни; изображение с каждой
подаётся на пульт дежурного, где любую картинку можно тут же увеличить. А
всё
отснятое не стирается - хранится на защищённом сервере, чтобы можно было
узнать, кто, когда и куда заходил, к чему прикасался. Впрочем, тотальный
контроль,
необходимый для охраны экспонатов, составляющих национальное достояние, не
выглядит навязчиво. В этом, по мнению Михаила Пиотровского, и заключаются
главные
музейные принципы: доступность и безопасность.
<Наш комплекс - пример, как может быть организовано хранение, и подспудное
напоминание: чтобы было интересно, надо постоянно что-то придумывать, -
замечает
заместитель директора Эрмитажа Владимир Матвеев. - Не просто делать, как мы,
а вносить своё, оригинальное. Ведь фондохранилища будут строить в регионах.
Между прочим, и мы, когда приезжаем к коллегам, присматриваемся, как у них
всё организовано, чтобы развиваться дальше>.
Что ещё очень важно, хранилище стало достопримечательностью спального района
Петербурга, небогатого учреждениями культуры. <Бесспорно, основная
экспозиция
Эрмитажа намного плотнее и больше, там устраивается огромное количество
временных выставок, есть смысл прийти и в пятый, и в десятый раз, - поясняет
Матвеев.
- Здесь событий меньше.
Фото ИТАР-ТАСС
Это всё-таки хранилище. Между тем, 80% жителей питерских окраин почти не
бывают в центре города. Для них наш комплекс - отдушина. Тем более, мы
находимся
в двух шагах от метро, автобусного кольца, железнодорожной станции. Конечно,
у нас не такие потоки, как в <Большом> Эрмитаже, но в день десяток групп
приходит.
Более того, нашим объектом интересуются и зарубежные туристы. И, конечно, у
нас огромный потенциал для школ (а учеников, увы, стали гораздо реже водить
в Эрмитаж, чем 20 лет назад), для специальных образовательных программ.
Например, для незрячих и слабовидящих детей - <Прошлое на кончиках пальцев>.
В
прошлом году на <Музейном Олимпе> за это доброе начинание мы получили
главную награду>.
Уникальную программу сотрудники Эрмитажа придумали в 2006-м вместе с
педагогами 1-го, 2-го и областного (Мгинского) интернатов для слепых и
слабовидящих.
Младшим школьникам с помощью археологических находок рассказывают об
истории, с 4 по 6 класс проходит основной курс - ежемесячные занятия в
специально
оборудованном помещении. Первым делом детям предлагают произвести <раскопки>
в специальных песочницах и обнаружить предметы, которыми пользовались наши
далёкие предки. Под каждую тему подобраны макеты жилищ, орудий труда и
утвари, оружия. Школьники наощупь собирают из черепков древнюю посуду; по
муляжам
изучают, как добывали пищу, оборонялись, воспитывали детей в эпоху
палеолита, неолита, бронзового и железного веков... В конце каждого урока
творческое
задание - украшение стены наскальной живописью, лепка и раскрашивание
глиняной посуды. Таким образом каждый год занимаются более 300 ребят.
По мере развития реставрационно-хранительского центра его роль в культурной
жизни Петербурга будет возрастать, убеждён Владимир Матвеев: <Как только
откроем
вторую очередь, в нашем распоряжении окажутся два выставочных зала, лекторий
на 240 мест. Сюда переедут лаборатории и реставрационные мастерские ковров,
тканей и шпалер, монументальной и станковой живописи, металлов,
археологических материалов, мебели, керамики, фотографий. И, конечно,
улучшатся условия
для наших многочисленных коллекций при их максимальной доступности и
безопасности>.
Строительные работы должны завершиться к концу нынешнего года. После этого
начнется переезд. Однако Эрмитаж - настолько колоссальный и быстро
развивающийся
организм, что для его нормальной работы, как выяснилось, потребуется
дополнительная, третья очередь комплекса в Старой Деревне. Площадка под
строительство
уже осваивается. Открытие третьей очереди реставрационно-хранительского
центра станет подарком к 250-летию Эрмитажа, которое мы всей страной отметим
в
2014 году.
http://file-rf.ru/analitics/238
Выпуск листа на новом месте: 6546
количество подписчиков: 274
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru