Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2009-10-16

[TIFLO] Осторожно: особые дети!

Осторожно: особые дети!
16.10.2009

Марина Шабанова

Новосибирск. Они живут среди нас, но мы так редко видим их, что создается иллюзия
отсутствия проблемы. Сегодня много говорят о создании равных прав и возможностей,
но кто действительно должен поддерживать семьи с детьми-инвалидами - государство
или все мы, именуемые обществом?

История первая, характерная

Ольга была успешной молодой женщиной - руководителем отдела продаж в одной крупной
новосибирской фирме. С рождением Егора в ее жизни перевернулось все.
За те три с половиной года, которые мальчик живет на Земле, дни, проведенные
дома, можно пересчитать по пальцам. Отец ребенка, еще в период беременности
Ольги усомнившийся в своей состоятельности быть хорошим родителем, узнав вердикт
врачей, вовсе исчез. Рассчитывать молодой маме приходится только на себя.
Помогают родители - работающие пенсионеры, брат и верные друзья.

Егор - из числа переспективных детей и со временем сможет обучаться в обычной
школе. В Новосибирске система ранней реабилитации одна из лучших в России.
Мама, доктора и педагоги делают все возможное. Однако если бы не старенький автомобиль,
купленный Ольгой в лучшие времена, они бы преуспели меньше: для
многих семей с детьми-инвалидами проблема транспорта стоит очень остро:

Фонд в поддержку детей

Погрузиться в тему <поддержка семей с детьми-инвалидами> мне предложили на семинаре
Клуба социальной журналистики, который действует при Фонде поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создан он был по Указу Президента
в 2008 году, объявленном в России Годом семьи. Всего на семинар Фонда
в Москву съехались журналисты из 35 регионов России. Спикерами семинара стали
представители Государственной Думы, Минобразования, общественных организаций
инвалидов и специалисты коррекционной педагогики.

- Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, - одно из основных направлений
нашей работы, - рассказала председатель правления Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева. - Посредством Фонда
делается попытка государственного управления процессом через негосударственную
организацию. В отличие от других благотворительных фондов наш фонд не работает
с обращениями граждан или организациями, а софинансирует региональные программы
и проекты, устраивая для этого конкурсы.

По итогам конкурсов этого года 24 региональные программы и 72 проекта, направленные
на поддержку детей-инвалидов, будут финансироваться фондом. Новосибирская
область, принимавшая участие в конкурсах, получила софинансирование в размере
44 миллионов рублей и оказалась на втором месте по России после Республики
Бурятия. Таким образом, с помощью средств фонда и областного бюджета в Новосибирской
области будут развиваться программы <Комплексное межведомственное
решение проблемы социального сиротства> (<Чужих детей не бывает>) и <Профилактика
инвалидности на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте> (<Первые
ступеньки к развитию>). Из тридцати двух проектов, представленных на конкурс
от Новосибирской области, финансовую поддержку получили три: <Организация
мобильной службы социально-психолого-педагогической поддержки сельской семьи>,
который представил Комплексный центр социального обслуживания населения
<Вера> Искитимского района; <Ресурсный центр сопровождения семей с детьми с синдромом
Дауна раннего возраста> - проект Городской общественной организации
инвалидов <Общество "Даун синдром">; <Вечные ценности> - проект Центра социальной
помощи семье и детям <Росинка> Сузунского района.

<Смотри на меня, как на равного:>

1 сентября этого года президент России пришел в московскую школу N 518 - инклюзивное
образовательное учреждение, в котором дети с ограниченными возможностями
учатся со своими здоровыми сверстниками. Чтобы здесь могли обучаться дети с такими
нарушениями, как аутизм, синдром дефицита внимания, задержка психического
развития, слабое зрение, эпилепсия, детский церебральный паралич, - школу оснастили
пандусами, специальным подъемником, оборудовали уборные комнаты, спортзал
и творческую мастерскую. <Мы обязаны создать для инвалидов нормальную систему
образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться
среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах, - заявил
Дмитрий Медведев. - Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому
обществу>.

В столице, где мэр Лужков объявил 2009-й Годом равных возможностей, соответствующими
плакатами украшают здания, проводят велокроссы, а энтузиасты создают
карту доступных для инвалидов мест общего пользования. При этом <самое лучшее
в мире> метро продолжает оставаться <непреступной крепостью> для большинства
инвалидов. Всего на реализацию <Стратегии повышения качества жизни инвалидов
в городе Москве>, рассчитанной до 2020 года, будет выделено свыше 20 миллиардов
рублей.

Впрочем, пока это только в столице. России же в будущем году предстоит подписание
Конвенции по правам инвалидов, а от декларации к реализации - долгий путь.
В нашей стране права инвалидов так долго замалчивались, что начинать придется
с нуля. Речь идет не только об организации комфортной городской среды, но
и о воспитании толерантности в обществе. Не секрет, что семьи с детьми-инвалидами
часто сталкиваются с неприязнью в обществе, оказываются изолированными
на уровне человеческих отношений. По данным опроса, проведенного в рамках проекта
<Система реабилитационных услуг> (ЕС-Россия), чаще всего с обидами и
унижениями инвалиды сталкиваются: в больницах и медицинских учреждениях, в общественном
транспорте, на предприятиях торговли, в милиции и органах власти.
Половина населения (50 процентов) видит между собой и инвалидами <существенную
разницу>, 27 процентов отмечают, что инвалиды <не вписываются в общество>,
наконец, почти 20 процентов опрошенных считают инвалидов обузой.

История вторая, о неравнодушных родителях

Родители Саши - врачи. Они со всей очевидностью сознают, что их ребенок никогда
не сможет обучаться среди здоровых сверстников. Но сидеть сложа руки они
не станут. Твердо убедившись в том, что чудес от народной медицины и всевозможных
целителей ждать не приходится, Лена и Евгений доверяют только официальной
медицине. Считают эффективными при таком диагнозе, как ДЦП, занятия лечебной
физкультурой, иппотерапией и плаванием. Водят Сашу в детскую коррекционную
школу-сад <Сибирский лучик>, где занимаются с самыми сложными <необучаемыми>
ребятишками. И два раза в неделю везут в другой конец города на занятия в
школу Бороздина - уникального педагога-абилитолога. Радуются каждому новому слову,
произнесенному сыном, тому, как он окреп и повеселел после летней поездки
на море. Мечтают купить для Саши специальный трехколесный велосипед, сетуют на
низкое качество, а часто и отсутствие самых элементарных средств реабилитации
для инвалидов. Но самая главная проблема для них: агрессивность окружающей среды,
игнорирующей права и возможности инвалидов: <Новосибирск совершенно не
приспособлен для передвижения не только людей с ограниченными возможностями,
но и пожилых, скажем, имеющих деформации коленных суставов, - говорит Евгений.
- Вокзал <Новосибирск-Главный> отделан мрамором, а подняться на мост - целая
проблема. Про метро я не говорю, хотя специальные подъемники, установленные
в подземках европейских стран, производятся в России! Важно понять, что люди
вынуждены сидеть дома всю свою жизнь только потому, что кто-то забыл учесть
их права:>. - говорит Евгений..

От Гомера до Бетховена

<Не быть инвалидом - не привилегия, а подарок, которого можно лишиться в любой
момент>, - заметила одна из участниц семинара - мама ребенка-инвалида Светлана
Штаркова. По ее словам, сами журналисты немало сделали для того, чтобы общество
испытывало отчуждение по отношению к людям с ограниченными возможностями
здоровья. <Не надо жалости, инвалиды - такие же люди, как все:>

Последний постулат должен стать очевидным не только для обычных людей, но прежде
всего для системы под названием Государство. <Вкладывая силы и средства
в развитие детей-инвалидов, в их образование, мы занимаемся не столько благотворительностью,
сколько развитием человеческого потенциала страны>, - отметил
депутат Госдумы Олег Смолин. Слепой от рождения, он знает о проблемах инвалидов
на собственном опыте. Но его жизнь, скорее, счастливое исключение из правил,
пример для подражания. Смолин учился в специальной школе, затем с отличием окончил
исторический факультет Омского пединститута. Сегодня Олег Николаевич
- член-корреспондент Российской академии образования, председатель общественного
движения <Образование для всех>, вице-президент Всероссийского общества
слепых.

- Я хотел бы напомнить, инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России.
Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт.
Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто
нужно помочь, и желательно вовремя:

Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить
в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная
помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть
выявлены соответствующие проблемы. В этом отношении Новосибирск выгодно
отличается от других городов России: здесь многие годы развивались службы антенатальной
(внутриутробной) диагностики, ведения родов и ранней диагностики
заболеваний у детей.

- Дальше начинаются проблемы образования детей-инвалидов. Есть несколько сравнительно
частных, но очень важных вопросов, - рассказывает Олег Смолин. - Где
ребенку-инвалиду лучше всего получать общее образование? В специальном образовательном
учреждении или обычной школе? Как выпускник специальной школы, я
точно знаю, что ребенок, переходящий из такого учреждения в большой мир, испытывает
изрядную долю стресса. Но как выпускник той же специальной школы, я
точно знаю, что ни в каком другом учреждении я такого качественного образования
получить бы не смог.

Цифры

- Дети-инвалиды в России составляют порядка 2 процентов от общего количества
детей.

- Примерно 200 000 детей-инвалидов в нашей стране не учатся.

Фото Виталия Михайлова

Ведомости

Выпуск листа на новом месте: 4793
количество подписчиков: 215
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 09:26:32 (#921702)

[TIFLO] Не потеряться в этом мире

Не потеряться в этом мире

16.10.2009

Валерий Костюкевич

На Житомирщине есть прекрасный интернат для детей с плохим зрением. Для тех,
кто не видит совсем, нет ничего

Цветные аппликации, рисунки - это средства, которыми учительницы Елена Кондрацкая
и Людмила Кравец проводят коррекцию зрения у своих воспитанников

В третьем классе в Житомирской специальной школе-интернате N11 для детей со сниженным
зрением идет урок. Учительница Людмила Кравец терпеливо объясняет
воспитанникам, как считать, как решать задачки. Квалификацию ее видно по уверенности,
с которой работает. Детишки очень стараются, хотя не все у них получается.
И как везде, есть кто-то более ловкий - симпатичная девочка, ее звать Таня, все
время тянет руку, чтобы ответить на задание. Впечатление такое, что она
одновременно стреляет глазами в мою сторону - смотрите, мол, какая я молодец.
Потом за партой все (еще две девочки и один мальчик) сосредоточенно чертят
в тетрадях отрезки. Кроме карандаша, главным инструментом служит огромная лупа
из очень толстого стекла, но не круглая - я таких и не видел никогда. Это
чтобы дети могли увидеть линию, которую нужно провести. Для тех, у кого зрение
нормальное, это простое дело, для них - напряженный труд.

...У воспитанников заведения степень потери зрения разная - предельная нижняя
граница определена в 0,4. То есть они все же видят, хоть и плохо. Всего их
112, из них десять учатся дома. Часть имеет недостатки умственного развития,
что, понятно, усложняет обучение. Большинство приехало из районов области,
но на выходные их забирают домой. 47 детей имеют статус инвалидов по зрению,
12 - это сироты или лишенные родительской опеки ребятишки. Срок обучения,
принимая во внимание проблемы со здоровьем и развитием, увеличен на один год
по сравнению с обычными общеобразовательными школами. В последнее время, говорит
<Дню> директор интерната Анатолий Паламарчук (среди главных его регалий звание
<Отличник образования> и медаль имени А. Макаренко), количество детей с
недостатками зрения растет. Причина - компьютеры и телевизоры, у которых они
с самого малого возраста просиживают часами. Его кредо: необходимо учить детей
так, чтобы они получили знания и определенные навыки, а, следовательно, были
конкурентоспособными уже во взрослой жизни. Интернат дает полное общее среднее
образование. В нынешнем году его выпускники проходили независимое оценивание
наравне с другими школьниками и успешно сдали тесты. Однако, говорит директор,
в местах их написания таким детям следует обеспечивать соответствующие условия,
например, специальное освещение. Наиболее подготовленные воспитанники интерната
учатся в житомирских университетах, колледжах, училище культуры и искусств имени
Ивана Огиенко и т.д. А те, кто не поступает в вузы, переходят в специальный
лицей (в Житомире) для людей с ограниченными возможностями, где овладевают различными
рабочими специальностями. Есть среди воспитанников и свои знаменитости.
Мне довелось поговорить с десятиклассницей Еленой Мельничук из села Сколобова
Червоноармейского района. Недавно на всеукраинском турнире по шахматам на
соревнованиях <Поверь в себя> в центре для паралимпийцев под Евпаторией она завоевала
два первых местах (среди девушек своей возрастной группы и среди
всех девушек) и третье в общих соревнованиях, где участвовали и мальчики.

Если говорить об оборудовании, то наибольшее впечатление производят компьютерные
классы (их два) и лингафонный кабинет. Заместитель директора Татьяна Федорчук
продемонстрировала их возможности. По ее словам, воспитанников сразу приучают
к современным средствам - для этого используются специальные программы для
овладения компьютерами, которые (со специальными звуковыми подсказками) позволяют
освоить обычную, а не со шрифтом Брайля, клавиатуру, изучать иностранные
языки.

Два учебных корпуса (а есть еще мастерские, другие помещения) красиво отремонтированы,
кроме светлых классов, есть уютные спальни, столовая, игровая комната,
спортзал, словом, все, что нужно для качественного обучения и отдыха. Заметно,
что мебель, кафель, компьютеры в основном новые, и если соотнести этот факт
с тем, что А. Паламарчук пребывает на своей должности с 2005 года, есть основания
отнести это к его заслугам. Сам директор говорит, что его тревожат не
столько проблемы интерната - тут, как он считает, грех жаловаться - сколько дальнейшая
судьба воспитанников. Государство, на его взгляд, должно больше
заботиться о них, в том числе и в вопросах достойного заработка или дополнительной
помощи, особенно в плане возможности получить свое жилье. Кроме того,
при определенных условиях житомирское заведение могло бы принять к себе детей,
которые совсем не видят - и в него обращались с такими просьбами некоторые
родители. Но для этого нужна серьезная реорганизация, дополнительный персонал
и, понятно, средства.

Однако, когда <День> поинтересовался в соответствующих инстанциях, рассматриваются
ли какие-то планы в данном направлении, то с удивлением узнал, что там
не знают, сколько всего детей школьного возраста, у которых полностью потеряно
зрение, есть в области. На вопросы по этому поводу мне не смогли ответить
ни в Главном управлении труда и социальной защиты Житомирской облгосадминистрации,
ни в Житомирском областном управлении Украинского общества слепых. А
начальник управления образования и науки облгосадминистрации Александр Пастовенский
откровенно признался, что этой проблемой подведомственное ему учреждение
не занималось. И высказал предположение, что, возможно, она не относится к острым.
Кроме того, по его словам, в условиях кризиса начинание серьезных реорганизаций
- дело проблематичное. Однако уверил, что данным вопросом, хотя бы в перспективе,
займутся.

Как удалось узнать, в Украине специальные интернаты для обучения незрячих детей
существуют в Киеве, Харькове, Львове... Но в любом случае, для значительной
части родителей или опекунов таких детей, проживающих далеко от этих регионов,
привезти их туда - серьезная проблема. Хотя бы ввиду стоимости переездов.
Особенно если условием принятия является требование забирать их на каждые выходные.
Но хуже даже не это. Получается, ни общество, ни власти не беспокоятся
о том, чтобы иметь реальную картину, скольких таких детей. То есть, чтобы, образно
говоря, они не потерялись в семьях и не были потеряны для мира. Ведь
имеем огромное количество примеров слепых гениев - вспомните хотя бы Гомера или
украинских кобзарей...

<День>
Житомир

Выпуск листа на новом месте: 4792
количество подписчиков: 215
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 09:13:52 (#921695)

[TIFLO] Сильные духом: безработный чемпион мира покидает общагу для слепых

Сильные духом: безработный чемпион мира покидает общагу для слепых
16.10.2009

Виктор Тачинский

Сергей Манин с главными трофеями чемпионата мира. Хочется верить: они резко изменят
его жизнь к лучшему.

Первым в истории украинским чемпионом мира по шашкам среди слабовидящих стал
макеевский мастер спорта Сергей Манин. Не имея абсолютно никаких условий для
этого исторического успеха, на чемпионате мира в Польше наш земляк обыграл всех
своих соперников (за исключением ничьей с гроссмейстером). Парадокс, но
чемпионский титул... лишил его работы. <Донбасс> побывал в гостях у первопроходца,
делящего с двумя соседями трехместную комнатушку в общежитии УТОС. К
счастью, там ему осталось жить считанные дни: за заслуги перед городом макеевская
мэрия выделила Сергею Манину однокомнатную квартиру. Пусть и скромненькую,
и на окраине.

Испытал гордость и... стыд

- К чемпионату мира готовились усиленно, без выходных: провели 18 дней в Киеве
и 9 дней в Польше, - рассказывает Сергей Манин. - Приехали не все, всего
20 спортсменов, мы играли сдвоенные партии по швейцарской системе в девять туров.
В первой партии я старался выиграть, а во второй кое-как свести к ничьей,
- вот таким способом я обыгрывал всех и шел в группе лидеров. В некоторые дни
играли по два тура - по восемь часов за доской. Напряжение страшное! Ключевой
была встреча с самым сильным россиянином - Андреевым (между прочим, он скоро
станет гроссмейстером среди зрячих). Когда в первой партии я его обыграл,
он ошалел. Во второй партии мне тоже светил выигрыш, потом уже - ничья, но я
не совладал с нервами и последним ходом ляпнул такое, что он даже подпрыгнул
на стуле от радости. Если бы мы финишировали одинаково, у нас была бы переигровка,
но в очковой зоне я его обогнал.

Какие эмоции привез из Польши? Конечно, гордость, что наконец-то сумел чего-то
добиться. А вот на церемонии открытия было... стыдно. Все сборные одеты богато
и презентабельно: одни команды экипированы в спортивную форму, другие - в классические
костюмы с атрибутикой. Россияне приехали с подарочными сувенирами
- брелками. И только мы - как шараш-монтаж. Судя по нашему виду, Украина - самая
нищая...

Случайность и целеустремленность

Чемпион признается, что очень многое в его жизни произошло случайно, начиная
со знакомства с шашками: увидел в парке, как любители рубились на высадку.
Будучи юношей, каким-то чудом попал на зональное первенство: пришлось подменить
старшего брата - тот пробился через отборочное сито, но не смог поехать
на финал, а Сергей там пришлепнул нескольких кандидатов, причем даже не будучи
знакомым с шашечными учебниками. Благодаря стечению обстоятельств оказался
в Донбассе: мама решилась сменить суровую Прибалтику на более мягкий климат Белгорода,
но в последний момент квартирный обмен сорвался, а вместо него вдруг
возник вариант с Донецком, о котором мы ничего не знали. Наконец, на чемпионате
мира победил благодаря везению: многочисленные команды из африканских стран
не смогли получить визы в Европу...

А вот и нет! Чемпионами случайно не становятся. Чтобы раскрыть свои природные
дарования, Манин стучался во многие двери. На год отправился в Нижний Тагил
- кузницу мастеров по шашкам, но там не смог трудоустроиться и вернулся обратно...
Попробовал пробиться в Артемовске: в лице Виталия Кривошея надеялся
найти сильного спарринг-партнера, но шашечный кружок там временно не работал...
Много лет спустя он встретился с этой знаменитостью за доской на чемпионате
области - обыграл и его, и всех остальных. И поверил в свои силы, но сколько
лет он пробивался в сборную!.. Долгое время система не пускала: тогдашнее
руководство сборной придерживалось принципа формирования команды из хорошо проверенных
бойцов... Наконец, выиграл чемпионат Украины, потом во второй раз,
в третий... В прошлом году готовился к чемпионату мира в Молдавии-2008, но город
затопило, и турнир просто отменили...

На тропе войны за права незрячих

Баталии на черно-белых перекрестках - детские забавы по сравнению с будничными
войнами за законные права других, таких же как он, обделенных зрением. Скромный
и не терпящий хамства (несмотря на положенную льготу, проезд в городских маршрутках
он оплачивает, чтобы лишний раз не нарываться на конфликт), Манин всё-таки
борется. Критикует на собраниях, что в общежитии УТОС разруха. Пишет жалобы,
когда в общаге вонь и по месяцу нет горячей воды. Отстаивает достойные условия
труда и возмущается, когда работодатель врет: <Всё честно, Сергей. За 20 дней
ты заработал сто рублей>. Бунтует, когда в неотапливаемом цеху <банда предпринимателей>
издевается над инвалидами: платит меньше минималки и стравливает слепых между
собой из-за дневного заработка в... десять гривен. В отместку за качание
прав <доброе начальство> не отпускало его на соревнования, а титул чемпиона мира
окончательно сделал его безработным и ныне он ходит отмечаться в центр
занятости.

- При Советском Союзе были хорошие условия для инвалидов, а сейчас... В глаза
говорят: мы вам всем поможем. А за глаза, как мне надоело работать с этими
инвалидами, это же дебил на дебиле. Такое впечатление, что находишься в рабстве,
а они хотят, чтобы мы, инвалиды, поскорее сдохли. Главное мое богатство
- это друзья. Они всегда помогут и никогда не предадут, - в глазах собеседника
читается одиночество. - Когда осознал, что не смогу достойно содержать семью,
- развелся. Сейчас у них другая семья, всё в порядке. Дочке 13 лет. Видимся редко.
Могли бы чаще, но съездить к ней в другой город нет денег. Много ли
заработаешь подсобником, грузчиком или сторожем? Шашки в моей жизни - самое главное.
Вид спорта - долгоиграющий: когда стану старым и немощным, буду играть
на турнирах и получать свои сорок гривен суточных. На хлеб заработаю.

А еще был случай...

- На одном из турниров перед началом партии соперник засыпал меня вопросами,
- вспоминает Манин. - <А как ваша фамилия? А какой у вас разряд? Я запишу и
всем в селе расскажу, что с вами играл. А вы часто в турнирах играете? Сам я
играю раз в год, вот еле-еле вырвался от коз и огорода>. И так далее... Ну,
я расслабился и чуть было не поплатился, еле-еле партию с ним свел на ничью.
В следующем туре подошел поближе к его столику и слушаю: он опять прибедняется.
Как выяснилось, <огородник-козлятник> - мастер спорта, не буду называть его фамилию.
С большим трудом я опередил его только на финише турнира. Если раньше
я старался сразу атаковать, чтобы выиграть побыстрее и покрасивее, то сейчас
пользуюсь советами Анатолия Боева. Первый: уважай соперника и предполагай,
что он играет сильнее тебя. Второй: стой на ничью - человек сам проиграет, если
ты этого достоин.

Досье <Донбасса>

Сергей Манин (39 лет, г. Макеевка). Мастер спорта по шашкам-64. Чемпион мира
по бразильским шашкам среди спортсменов с нарушениями зрения (г. Милаково-Мораг,
Польша-2009).

Инвалид второй группы по зрению. Родился 12 мая 1970 года в г. Калининграде (СССР,
ныне Российская Федерация), с 1983-го живет в Донбассе. Шашками и шахматами
занимается с 12 лет. Играет во все разновидности: русские, стоклеточные, бразильские
(малые польские). Многократный чемпион Украины среди слабовидящих.
Тренировался под руководством Николая Мищанского, Фаины Новак, Анатолия Боева.
Нынешний тренер - Дмитрий Мударисов (Артемовск).

Фото автора.

donbass.ua

Выпуск листа на новом месте: 4791
количество подписчиков: 215
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 09:05:45 (#921690)

[TIFLO] С широко закрытыми глазами

С широко закрытыми глазами
15.10.2009

Мария Годунова

Брат и сестра Евгений и Наталья Будины не видят этот мир с рождения.

Трудное детство

Наталья и Евгений Будины - инвалиды I группы по зрению. Они не попали в аварию
и не лишились зрения из-за болезни. Такими они родились. Еще будучи беременной
Евгением, его мама, Лидия Будина, трудилась в дизотряде, где, вооружившись нехитрыми
средствами защиты, женщины травили крыс хлоркой и дустом. Никто не
ожидал, что мальчик появится на свет слепым, тем более что к этому моменту у
Лидии уже было трое абсолютно здоровых детей. Спустя два года родилась Наталья,
и тоже абсолютно незрячая. Врачи ссылались на наследственность, но женщина с
таким "диагнозом" не соглашалась, ведь в семье ни у кого не было подобных
проблем.

Когда дети подросли, их отправили учиться в Абаканскую школу для слабовидящих
и слабослышащих. Казалось бы, там они могли спокойно получать необходимые
знания и общаться со сверстниками и, что самое главное, найти себе друзей. Но
не тут-то было. Одноклассники не захотели принимать слепых ребят. Над ними
постоянно подшучивали, старались толкнуть в коридоре... Евгений уже через год
такой учебы запросился домой, в Ачинск. Наталья же, которая уехала учиться
годом позже, едва успела закончить третий класс. Однажды, когда они с подружками,
взявшись за руки, шли по школьному коридору, на них наскочил подросток
и с силой толкнул Наташу головой в живот. Полдня она проходила по учебному заведению,
жалуясь на боль, а вечером ее увезли на "скорой" в больницу. Там
обнаружили, что у девочки повреждена поджелудочная железа. Последствия этой травмы
не заставили себя долго ждать - у Наташи начал развиваться сахарный
диабет. Возиться со слепым, да к тому же еще и больным ребенком в школе не захотели.
Наталье пришлось последовать примеру своего брата и вернуться домой
под присмотр родителей.

Одни дома

Сегодня Наталья и Евгений Будины уже взрослые люди, им за тридцать, но по-прежнему
единственной связью с внешним миром для них остается семья. Обзавестись
своей семьей, детьми они не смогли, как и не смогли найти своего места в социуме.
Весь мир сузился для них до пределов нескольких комнат в небольшом деревенском
домике, каждый сантиметр которого они знают наизусть. Здесь они полноценные личности,
которые могут не только ухаживать за собой, но и помогать престарелой
матери по хозяйству. Наталья с 13 лет занимается вязанием. Все домашние коврики
связаны ее руками. Евгений любит слушать музыку, это единственное его увлечение.
Здесь они не чувствуют себя какими-то особенными, разве что немного одинокими.
Ведь у них по-прежнему нет друзей, а главное, нет того, кто мог бы разделить
с ними их судьбу, стать надежной опорой в жизни и дать возможность почувствовать,
что они кому-то еще нужны. К изоляции от внешнего мира брат с сестрой
уже привыкли. Дома уютно и спокойно, на улице же их на каждом шагу подстерегает
опасность. Не только связанная с риском для жизни, но и другая, не менее
пугающая: опасность быть высмеянными, отвергнутыми и не понятыми зрячими людьми
с такими слепыми сердцами.

Председатель Ачинского общества слепых Геннадий Кузнецов: "Очень трудно добиться
помощи от государства".

60 лет спустя

На учете в ачинской организации Всероссийского общества слепых, которая в этом
году отметила свое 60-летие, состоит 317 человек из Ачинска, Боготола и шести
близлежащих районов. По словам председателя общества Геннадия Кузнецова (он инвалид
I группы по зрению), это только те, кто встал на учет ВОС, на самом
деле слепых и слабовидящих людей намного больше.

- Наше общество занимается защитой прав и интересов инвалидов по зрению, - говорит
Кузнецов. - Важно, чтобы люди с такими проблемами не замыкались в четырех
стенах. Здесь они могут общаться, собираться в кружки по интересам. Деятельность
общества осуществляется за счет пожертвований и спонсорской поддержки:
когда с ремонтом помогут, когда сладкий стол на праздник организуют. Вот так
и выживаем.

На небольшую пенсию инвалида мало что можно себе позволить, хватает только на
пропитание и вещи первой необходимости. Многим хотелось бы работать, но в
условиях кризиса трудоустроиться таким людям практически невозможно. В доперестроечные
времена в нашей стране функционировало множество предприятий от
Всероссийского общества слепых, на которых было занято до 60% инвалидов. Сейчас
таких организаций практически не существует.

"Я прежде сам работал, вязал авоськи, - вспоминает Геннадий Кузнецов, - трудился
по 10 - 12 часов в сутки. В среднем размер пенсии инвалидов по зрению составляет
3000 рублей. В наше время кроме групп инвалидности существуют еще и различные
степени. Получается, что если человек абсолютно слеп, но, к примеру, не лишен
световых ощущений, то он не может получать пенсию по максимуму, как инвалид первой
группы. К счастью, со следующего года степени инвалидности уйдут в века.

Вообще, инвалидам в нашей стране живется нелегко, они постоянно нуждаются в поддержке
со стороны близких. Только ради того, чтобы получить рецепт на необходимые
лекарства, нужно потратить пару дней, да еще и в очередях постоять. Не подумайте,
жалеть нас не надо, нас надо хотя бы понимать. И помнить, что беда может
случиться абсолютно с каждым. Люди лишаются зрения в автокатастрофах, перенеся
осложнения после гриппа - факторы риска не перечесть. Ты никогда не знаешь,
в чью дверь в следующий раз постучится беда. Никто от этого не застрахован. Но,
к сожалению, понимают это далеко не все.

Очень трудно добиться помощи от государства, которому приходится доказывать,
что ты инвалид и нуждаешься в лечении. Для того чтобы получить средства реабилитации,
такие, как магнитофон, глухометр, часы с речевым определителем времени, необходимо
принимать участие в специальных программах для инвалидов. А для этого,
в свою очередь, инвалид должен пойти в поликлинику к своему специалисту, пройти
обследование, чтобы доказать, что он ничего не видит. Часто врачи еще и
отговаривать от этого пытаются, чтобы не заниматься лишней бумажной волокитой.
Говорят, мол, видишь еще что-то, значит, тебе и не надо. Или: зачем будешь
заявку делать, если в соцзащите все равно денег нет. А бывает и так, что документы
теряются, и их приходится восстанавливать. На работу нашей организации
очень пагубно влияет недостаток финансирования. Хотелось бы помочь как-то всем
инвалидам, навещать их хоть время от времени, справляться о здоровье. Но
для этого нужен транспорт, который бы постоянно находился в распоряжении у ВОС.
Нас тут всего три человека работает, на свои деньги объехать 2 города и
106 населенных пунктов, которые находятся в нашем ведомстве, просто нереально.
Ну и хотелось бы, чтобы население более лояльно относилось к тем, кто лишен
способности видеть, но не лишен способности чувствовать и понимать все, что происходит
вокруг нас".

***

Эти люди не могут посмотреть вам в глаза, чтобы увидеть вашу отчужденность, пренебрежение
и, возможно, даже неприязнь. Но они это прекрасно чувствуют. Лишив
их возможности видеть, природа наделила незрячих другим даром. Они воспринимают
этот мир посредством своих ощущений и за долгие годы, проведенные в темноте,
научились видеть его лучше многих зрячих, потому что смотрят на него не глазами,
а душой.

Сегодняшняя Газета
- Ачинск

Выпуск листа на новом месте: 4790
количество подписчиков: 214
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 04:50:53 (#921612)

[TIFLO] В Новосибирске появятся люди-проводники

В Новосибирске появятся люди-проводники
15.10.2009

Екатерина Ольховская

Они будут учить слепых людей ориентироваться по местности и уверенно чувствовать
себя в многолюдных местах

Приходилось ли вам когда-нибудь переходить улицу с закрытыми глазами? И не пытайтесь,
без специальных навыков этим искусством не овладеть. А вот некоторым
по состоянию своего здоровья приходится передвигаться по городу, не видя ни светофоров,
ни переходов и всего остального:

Чтобы помочь незрячим горожанам специалисты по социальной политике мэрии города
Новосибирска решили создать новый проект под названием <Ориентирование и
мобильность для незрячих и слабовидящих граждан>. Суть программы в том, что теперь
все незрячие будут ходить в сопровождении специально приставленного
инструктора до тех пор, пока не научатся передвигаться по городу самостоятельно.

- Ездить в общественном транспорте, переходить уличные перекрестки, уверенно
чувствовать себя в многолюдных местах, общественных зданиях, пользоваться помощью
окружающих - этому и многому другому научат инструкторы незрячих новосибирцев,
- пояснили в пресс-центре мэрии. - Помощь будет оказываться даже тем, кому
просто достаточно изучить маршрут в знакомой местности, например, из магазина
к дому или из дома в больницу и все это абсолютно бесплатно.

Ориентироваться научат и студентов, поскольку незрячие молодые люди учатся вместе
с остальными студентами. Кстати, в НГУ уже почти 10 лет действует программа
доступного образования для инвалидов по зрению.

- Это новое для нас дело, но мы надеемся, что все получится, - говорит начальник
отдела по работе с ветеранами и инвалидами управления социальной поддержки
населения мэрии Эдуард Рева.

Фото: www.beenergy.ru

"Комсомольская правда" - Новосибирск"

Выпуск листа на новом месте: 4789
количество подписчиков: 214
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 04:28:40 (#921608)

[TIFLO] В Центральной Азии большинство детей-инвалидов лишены доступа к образова

В Центральной Азии большинство детей-инвалидов лишены доступа к образованию
15.10.2009

Александр Токмаков

Наибольшее число детей с ограниченными возможностями вовлечены в образовательный
процесс в Казахстане. В Киргизии и Таджикистане дела обстоят наиболее тревожно.
Бишкек пока не подписал конвенцию о правах инвалидов.

В Киргизии сегодня действует 18 специализированных школ-интернатов для детей
с ограниченными возможностями. Здесь дети практически полностью изолированы
от внешнего мира. К тому же эти спецучреждения позволяют вовлечь в образовательный
процесс лишь около трех тысяч ребят. Тогда как по официальной статистике
в республике более 20 тысяч детей-инвалидов.

"Мы даже не знаем точных данных, так как в регионах многие семьи скрывают детей
с ограниченными возможностями, потому что существует стигма и дискриминация
в отношении таких детей. Очень много детей не включены в образовательный процесс",
- рассказывает депутат национального парламента Гульнара Дербишева.

В школах нет пандусов и других приспособлений

По словам заместителя министра образования и науки Киргизии Умутхан Тыналиевой,
открывать новые спецшколы нецелесообразно. Большинство детей с особыми нуждами
вполне могли бы обучаться и в обычных школах.

"Если у детей ограничены физические возможности, но интеллект сохранен, то такие
дети могут посещать обычные школы. К сожалению, все наши школы не приспособлены
- нет пандусов для въезда на инвалидной коляске, нет приспособлений в ванных
и туалетах", - сказала Тыналиева.

В этом году при финансовой поддержке Азиатского банка развития в Киргизии начинается
внедрение пилотного проекта по техническому переоснащению 38 школ.
Ожидается, что около трех с половиной тысяч детей-инвалидов получат возможность
посещать занятия. Но этого все равно мало.

На всю Киргизию только 10 детских психиатров

Что касается детей с умственными отклонениями, то здесь ситуация еще хуже. В
Киргизии катастрофически не хватает специально подготовленных учителей и медиков.
Как отмечает главный внештатный психиатр министерства здравоохранения Тамила
Кадырова, на всю страну сейчас всего 10 детских психиатров.

"Девять психиатров работают в Бишкеке и один в Оше, то есть, в регионах детских
психиатров вообще нет. Психиатрическая служба у нас переживает глубокий
кризис", - подчеркивает Тамила Кадырова.

Правительство не желает подписывать конвенцию о правах инвалидов

По словам депутата парламента Гульнары Дербишевой, если бы Киргизия подписала
международную конвенцию о правах инвалидов, то власти уже бы не смогли не
обращать внимания на проблемы детей с ограниченными возможностями. Однако киргизское
правительство пока отказывается подписывать этот документ.

"Казахстан и 59 других стран уже подписали эту конвенцию. К сожалению, наше правительство
дало заключение, что Киргизия пока к этому не готова, - говорит
Гульнара Дербишева. - Правительство ссылается на то, что это потребует больших
финансовых средств и нужно будет взять на себя очень много обязательств.
Наше правительство не готово взять эти обязательства".

В Казахстане чуть больше денег и внимания

По мнению представителя директората по образованию Организации экономического
сотрудничества и развития (OECD) Иана Витмана, подписав конвенцию о правах
инвалидов, Киргизия бы показала, что серьезно относится к этому вопросу. Как
говорит Иан Витман, главная проблема в Киргизии, как и в других странах Центральной
Азии, заключается в том, что нет координации и взаимодействия между различными
госструктурами. В результате, непонятно, кто должен отвечать за решение
вопроса доступа к образованию детей-инвалидов.

"Я должен сказать, что в этом плане впереди других стран центральноазиатского
региона находится Казахстан. Но у Казахстана просто и больше денег, - говорит
Иан Витман.- Что касается Киргизии, то я, с одной стороны, понимаю, почему республика
не хочет подписывать конвенцию. Потому что подписать то, что ты не
сможешь исполнять, это не тот сигнал, который бы хотелось послать мировому сообществу".

Ситуация в других странах Центральной Азии

По словам Иана Витмана, по сравнению с другими странами региона, наибольшее число
детей-инвалидов вовлечены в образовательный процесс в Казахстане. В этой
стране свыше ста специализированных интернатов и более пятисот спецклассов в
обычных образовательных школах. Всего здесь обучаются более 60 тысяч детей
с ограниченными возможностями.

Организация экономического сотрудничества и развития в своем обзоре по ряду стран
Центральной Азии отмечает, что наряду с Киргизией, тяжелая ситуация наблюдается
в Таджикистане. Здесь практически не предпринимаются попытки включения детей-инвалидов,
а их по официальным данным свыше 20 тысяч, в обычные общеобразовательные
школы.

В Таджикистане действует около 15 специализированных школ-интернатов, многие
из которых находятся на грани закрытия или не работают в полную силу в основном
из-за недостатка финансирования. В этих учреждениях воспитывается порядка 1300
детей, то есть меньше 10 процентов от общего числа детей с ограниченными
возможностями. В качестве примера эксперты ОЭСР описывают положение в интернате
для глухих детей в Гафуровском районе Согдийской области. На одного ребенка
здесь выделяется всего около 120 долларов в год.

Большая проблема в Таджикистане и с педагогическими кадрами. К тому же, если
до апреля 2007 года учителя получали 25-процентную надбавку за работу с детьми
с особыми потребностями, то в последующем эту надбавку без всякого предупреждения
полностью отменили.

Найти средства всегда можно, считает международный эксперт

Иан Витман считает, что все страны Центральной Азии должны идти по пути развития
так называемого инклюзивного образования, то есть стараться детей с ограниченными
возможностями помещать не в интернаты, а создавать условия для их обучения в
обычных школах. При этом многие специализированные интернаты можно было бы
расформировать, чтобы высвободившиеся средства направить на то, чтобы дети с
ограниченными возможностями могли посещать общеобразовательные школы.

"Я уверен, что если власти действительно захотят найти финансовые средства, то
это можно сделать. Достаточно даже просто грамотно перераспределить те средства,
которые уже имеются внутри страны", - подчеркнул в беседе с корреспондентом Deutsche
Welle представитель директората по образованию Организации экономического
сотрудничества и развития (OECD) Иан Витман.
http://invak.info/content/view/9012/1/

Выпуск листа на новом месте: 4788
количество подписчиков: 214
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 04:26:17 (#921605)

[TIFLO] Улучшать систему ЕГЭ будет специальная комиссия при Кремле

Улучшать систему ЕГЭ будет специальная комиссия при Кремле

14.10.2009 в 16:33 GZT.RU
При Кремле будет создана специальная комиссия, которая будет заниматься улучшением
системы проведения в России ЕГЭ. Об этом в среду в беседе с министром
образования Андреем Фурсенко сообщил президент Дмитрий Медведев.

В ходе беседы глава государства подчеркнул, что не сомневается в правильности
Единого экзамена и создает комиссию исключительно для улучшения системы.

<Это система, которую мы обсуждали и с вами, и с представителями педагогической
общественности, но, как всякая система, она не свободна от недостатков.
Мы хотим прийти не к выводу - отменить или изменить систему проведения единого
госэкзамена. На комиссии надо будет определить, какие методические подходы
должны быть к Единому госэкзамену, что поменять, в каком объеме. Это в то же
время будет и помощью вашему ведомству>, - передает слова Медведева
РИА Новости.

Глава государства также сообщил, что комиссия будет располагаться выше ведомственных
компетенций.
http://gzt.ru/topnews/politics/266472.html?subscribename=subscribe&category=politics&date=141009

Выпуск листа на новом месте: 4787
количество подписчиков: 214
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 04:07:05 (#921602)

[TIFLO] Файловый архив радио РАНСиС

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

В файловом архиве программы "Запечатлённое" (раздел "Mp3-архив
выпусков программы")
(www.radiopage.ransis.org/index.php?name=Matter&matter=impr&section=Files&op=cat&cid=14)
размещена запись беседы с председателем Чистопольской местной
организации Татарской организации ВОС Рифкатом Гарайхановичем
Гардиевым.

Рифкат Гарайханович рассказал о годах учёбы и работы в должности
заместителя директора УПП и председателя местной организации ВОС.

С уважением
координаторы программы "Запечатлённое"
Зоя Шишкова
и
Ирина Зарубина

Выпуск листа на новом месте: 4786
количество подписчиков: 214
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-10-16 03:58:26 (#921599)