[TIFLO] Осторожно: особые дети!
Осторожно: особые дети!
16.10.2009
Марина Шабанова
Новосибирск. Они живут среди нас, но мы так редко видим их, что создается иллюзия
отсутствия проблемы. Сегодня много говорят о создании равных прав и возможностей,
но кто действительно должен поддерживать семьи с детьми-инвалидами - государство
или все мы, именуемые обществом?
История первая, характерная
Ольга была успешной молодой женщиной - руководителем отдела продаж в одной крупной
новосибирской фирме. С рождением Егора в ее жизни перевернулось все.
За те три с половиной года, которые мальчик живет на Земле, дни, проведенные
дома, можно пересчитать по пальцам. Отец ребенка, еще в период беременности
Ольги усомнившийся в своей состоятельности быть хорошим родителем, узнав вердикт
врачей, вовсе исчез. Рассчитывать молодой маме приходится только на себя.
Помогают родители - работающие пенсионеры, брат и верные друзья.
Егор - из числа переспективных детей и со временем сможет обучаться в обычной
школе. В Новосибирске система ранней реабилитации одна из лучших в России.
Мама, доктора и педагоги делают все возможное. Однако если бы не старенький автомобиль,
купленный Ольгой в лучшие времена, они бы преуспели меньше: для
многих семей с детьми-инвалидами проблема транспорта стоит очень остро:
Фонд в поддержку детей
Погрузиться в тему <поддержка семей с детьми-инвалидами> мне предложили на семинаре
Клуба социальной журналистики, который действует при Фонде поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создан он был по Указу Президента
в 2008 году, объявленном в России Годом семьи. Всего на семинар Фонда
в Москву съехались журналисты из 35 регионов России. Спикерами семинара стали
представители Государственной Думы, Минобразования, общественных организаций
инвалидов и специалисты коррекционной педагогики.
- Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, - одно из основных направлений
нашей работы, - рассказала председатель правления Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева. - Посредством Фонда
делается попытка государственного управления процессом через негосударственную
организацию. В отличие от других благотворительных фондов наш фонд не работает
с обращениями граждан или организациями, а софинансирует региональные программы
и проекты, устраивая для этого конкурсы.
По итогам конкурсов этого года 24 региональные программы и 72 проекта, направленные
на поддержку детей-инвалидов, будут финансироваться фондом. Новосибирская
область, принимавшая участие в конкурсах, получила софинансирование в размере
44 миллионов рублей и оказалась на втором месте по России после Республики
Бурятия. Таким образом, с помощью средств фонда и областного бюджета в Новосибирской
области будут развиваться программы <Комплексное межведомственное
решение проблемы социального сиротства> (<Чужих детей не бывает>) и <Профилактика
инвалидности на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте> (<Первые
ступеньки к развитию>). Из тридцати двух проектов, представленных на конкурс
от Новосибирской области, финансовую поддержку получили три: <Организация
мобильной службы социально-психолого-педагогической поддержки сельской семьи>,
который представил Комплексный центр социального обслуживания населения
<Вера> Искитимского района; <Ресурсный центр сопровождения семей с детьми с синдромом
Дауна раннего возраста> - проект Городской общественной организации
инвалидов <Общество "Даун синдром">; <Вечные ценности> - проект Центра социальной
помощи семье и детям <Росинка> Сузунского района.
<Смотри на меня, как на равного:>
1 сентября этого года президент России пришел в московскую школу N 518 - инклюзивное
образовательное учреждение, в котором дети с ограниченными возможностями
учатся со своими здоровыми сверстниками. Чтобы здесь могли обучаться дети с такими
нарушениями, как аутизм, синдром дефицита внимания, задержка психического
развития, слабое зрение, эпилепсия, детский церебральный паралич, - школу оснастили
пандусами, специальным подъемником, оборудовали уборные комнаты, спортзал
и творческую мастерскую. <Мы обязаны создать для инвалидов нормальную систему
образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться
среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах, - заявил
Дмитрий Медведев. - Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому
обществу>.
В столице, где мэр Лужков объявил 2009-й Годом равных возможностей, соответствующими
плакатами украшают здания, проводят велокроссы, а энтузиасты создают
карту доступных для инвалидов мест общего пользования. При этом <самое лучшее
в мире> метро продолжает оставаться <непреступной крепостью> для большинства
инвалидов. Всего на реализацию <Стратегии повышения качества жизни инвалидов
в городе Москве>, рассчитанной до 2020 года, будет выделено свыше 20 миллиардов
рублей.
Впрочем, пока это только в столице. России же в будущем году предстоит подписание
Конвенции по правам инвалидов, а от декларации к реализации - долгий путь.
В нашей стране права инвалидов так долго замалчивались, что начинать придется
с нуля. Речь идет не только об организации комфортной городской среды, но
и о воспитании толерантности в обществе. Не секрет, что семьи с детьми-инвалидами
часто сталкиваются с неприязнью в обществе, оказываются изолированными
на уровне человеческих отношений. По данным опроса, проведенного в рамках проекта
<Система реабилитационных услуг> (ЕС-Россия), чаще всего с обидами и
унижениями инвалиды сталкиваются: в больницах и медицинских учреждениях, в общественном
транспорте, на предприятиях торговли, в милиции и органах власти.
Половина населения (50 процентов) видит между собой и инвалидами <существенную
разницу>, 27 процентов отмечают, что инвалиды <не вписываются в общество>,
наконец, почти 20 процентов опрошенных считают инвалидов обузой.
История вторая, о неравнодушных родителях
Родители Саши - врачи. Они со всей очевидностью сознают, что их ребенок никогда
не сможет обучаться среди здоровых сверстников. Но сидеть сложа руки они
не станут. Твердо убедившись в том, что чудес от народной медицины и всевозможных
целителей ждать не приходится, Лена и Евгений доверяют только официальной
медицине. Считают эффективными при таком диагнозе, как ДЦП, занятия лечебной
физкультурой, иппотерапией и плаванием. Водят Сашу в детскую коррекционную
школу-сад <Сибирский лучик>, где занимаются с самыми сложными <необучаемыми>
ребятишками. И два раза в неделю везут в другой конец города на занятия в
школу Бороздина - уникального педагога-абилитолога. Радуются каждому новому слову,
произнесенному сыном, тому, как он окреп и повеселел после летней поездки
на море. Мечтают купить для Саши специальный трехколесный велосипед, сетуют на
низкое качество, а часто и отсутствие самых элементарных средств реабилитации
для инвалидов. Но самая главная проблема для них: агрессивность окружающей среды,
игнорирующей права и возможности инвалидов: <Новосибирск совершенно не
приспособлен для передвижения не только людей с ограниченными возможностями,
но и пожилых, скажем, имеющих деформации коленных суставов, - говорит Евгений.
- Вокзал <Новосибирск-Главный> отделан мрамором, а подняться на мост - целая
проблема. Про метро я не говорю, хотя специальные подъемники, установленные
в подземках европейских стран, производятся в России! Важно понять, что люди
вынуждены сидеть дома всю свою жизнь только потому, что кто-то забыл учесть
их права:>. - говорит Евгений..
От Гомера до Бетховена
<Не быть инвалидом - не привилегия, а подарок, которого можно лишиться в любой
момент>, - заметила одна из участниц семинара - мама ребенка-инвалида Светлана
Штаркова. По ее словам, сами журналисты немало сделали для того, чтобы общество
испытывало отчуждение по отношению к людям с ограниченными возможностями
здоровья. <Не надо жалости, инвалиды - такие же люди, как все:>
Последний постулат должен стать очевидным не только для обычных людей, но прежде
всего для системы под названием Государство. <Вкладывая силы и средства
в развитие детей-инвалидов, в их образование, мы занимаемся не столько благотворительностью,
сколько развитием человеческого потенциала страны>, - отметил
депутат Госдумы Олег Смолин. Слепой от рождения, он знает о проблемах инвалидов
на собственном опыте. Но его жизнь, скорее, счастливое исключение из правил,
пример для подражания. Смолин учился в специальной школе, затем с отличием окончил
исторический факультет Омского пединститута. Сегодня Олег Николаевич
- член-корреспондент Российской академии образования, председатель общественного
движения <Образование для всех>, вице-президент Всероссийского общества
слепых.
- Я хотел бы напомнить, инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России.
Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт.
Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто
нужно помочь, и желательно вовремя:
Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить
в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная
помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть
выявлены соответствующие проблемы. В этом отношении Новосибирск выгодно
отличается от других городов России: здесь многие годы развивались службы антенатальной
(внутриутробной) диагностики, ведения родов и ранней диагностики
заболеваний у детей.
- Дальше начинаются проблемы образования детей-инвалидов. Есть несколько сравнительно
частных, но очень важных вопросов, - рассказывает Олег Смолин. - Где
ребенку-инвалиду лучше всего получать общее образование? В специальном образовательном
учреждении или обычной школе? Как выпускник специальной школы, я
точно знаю, что ребенок, переходящий из такого учреждения в большой мир, испытывает
изрядную долю стресса. Но как выпускник той же специальной школы, я
точно знаю, что ни в каком другом учреждении я такого качественного образования
получить бы не смог.
Цифры
- Дети-инвалиды в России составляют порядка 2 процентов от общего количества
детей.
- Примерно 200 000 детей-инвалидов в нашей стране не учатся.
Фото Виталия Михайлова
Ведомости
Выпуск листа на новом месте: 4793
количество подписчиков: 215
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru