Проблема. Они просто другие
28.01.2009
Анастасия Бырка
Могут ли в одном классе учиться обычные школьники и дети-инвалиды?
Воронеж. В четыре года Миша Бегидов перенёс клиническую смерть. Виноватыми оказались
врачи, а мальчик навсегда остался инвалидом. Получая среднее образование,
он сменил пять школ, среди которых были и, так называемые, обычные школы, и специализированный
коррекционный интернат н9. Но это было давно.
Теперь Михаил Бегидов - студент четвёртого курса юридического факультета Воронежского
университета, семикратный чемпион и рекордсмен России по плаванию
среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Кстати сказать, в
декабре прошлого года с международных соревнований по плаванию среди спортсменов-инвалидов
он привёз в родной Воронеж третье место на пятидесятиметровке брассом.
- К сожалению, интернат мне очень мало дал, - признаётся Миша. - Лучше всего
было, пожалуй, последние два года в обычной общеобразовательной школе н14,
где я учился в классе от института МВД с юридическим профилем. Ребята мне помогали.
Сейчас в вузе я чувствую себя, мягко говоря, замечательно. На лекциях
мне часто предлагали писать под копирку, чтобы один вариант доставался мне. Я
отказывался - купил себе диктофон.
Исходя из своего опыта, Миша считает, что идеальный вариант для обучения инвалидов
- совершенно обычная школа с дополнительными возможностями: пандусами,
учебниками с крупным или даже брайлевским шрифтом для слабовидящих детей: Иными
словами, инклюзивное (интегрированное), или включённое, образование. Именно
о проблемах образования детей с ограниченными возможностями шла речь на <круглом
столе> в областном центре реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями <Парус надежды>. Его провела Воронежская региональная общественная
организация инвалидов <Искра надежды> с участием гостей из столицы - представителей
Региональной общественной организации инвалидов <Перспектива>.
Инклюзивное образование предполагает, что все дети, несмотря на свои физические,
интеллектуальные и иные особенности, могут обучаться вместе со сверстниками
в массовой школе по месту жительства. Это обучение разных детей в одном классе,
а не в специально выделенной группе - такой, как школа или класс коррекции.
Когда ребёнок попадает в коррекционный класс в общеобразовательной школе, то
это уже не спецшкола, но и ещё не инклюзия, потому что он так или иначе общается
в кругу себе подобных, а не вместе с обычными ребятами. Тем более <рядовые> школьники
такой класс, как правило, обходят стороной и называют его не иначе,
как классом для дураков.
Мама Михаила Бегидова Тамара Павловна, профессор института физкультуры, на примере
своего сына убедилась, насколько полезно для детей-инвалидов инклюзивное
образование:
- Миша на себе проверил эту систему, и она работает! Он стал намного общительнее
и хорошо <вписался> в ту среду, в которой мы с вами живём. Изоляция детей
от общества ничего хорошего не даёт. Поэтому я обеими руками за инклюзивное образование,
и, по большому счету, за закрытие специализированных школ-интернатов.
Но как быть с жестокими по своей натуре детьми, которые смеются, глядя вслед,
показывают пальцем, нередко обижают инвалидов-сверстников? Какой маме захочется,
чтобы её чадо страдало? Именно поэтому далеко не все за инклюзивное образование.
- Я много лет проработала в школе, двадцать лет была директором, - рассказывает
заведующая педагогическим отделением Центра <Парус надежды> Екатерина Самойлова.
- В те времена не было такого диагноза, как аутизм, и аутисты учились в общеобразовательной
школе. Им было трудно и нам - не легче. В конце концов наши
учёные решили создать коррекционные классы и классы для детей с задержкой психического
развития (ЗПР), куда стали приглашать лучших учителей. Сначала родители
не хотели переводить своих детей в классы <для слабоумных>. Но когда они увидели,
что там ребят понимают и принимают такими, какие они есть, согласились
и остались довольны. Тем более оценки стали намного лучше - в сравнении с теми,
которые дети получали в обычных классах. Не советую переводить этих <особых>
детей в общеобразовательные классы, не вижу в этом пользы ни для больного ребёнка,
ни для здорового.
У трёхлетнего внука Екатерины Фёдоровны аутизм. Она не хочет, чтобы тот учился
в общеобразовательном классе.
- Здоровые дети над ним смеются, - продолжает Екатерина Самойлова. - Он пока
не понимает, что он ущербный. Таких детей, как мой внук, надо по-другому адаптировать
в обществе. В обычной школе есть определённая программа, и на одну тему в ней,
предположим, отводится пять часов. А моему внуку будет мало и двадцати пяти
часов! Как он будет инклюзироваться? Как он будет экзамены сдавать?
Прежде чем менять в соответствии с методиками инклюзивного образования учебную
программу, необходимо подготовить специалистов широкого профиля, которые
являлись бы не педагогами, а так называемыми сурдопедагогами, работающими в детских
садах и школах комбинированного вида, куда смогли бы приходить дети
с разными нарушениями. В детском саду комбинированного вида в поселке Шилово
такие уже имеются.
- Мы работаем много лет, принимаем и слепых, и аутистов - детишек с разными отклонениями,
- говорит о своей работе заведующая детсадом Елена Гориненко,
- помогаем им смело войти в наше общество. Изоляция таких детей - это же вчерашний
день!
Будущие педагоги обучаются на психолого-педагогическом факультете Воронежского
педуниверситета под руководством заведующей кафедрой коррекционной психологии
и педагогики Светланы Дувановой. Но иметь специалистов - это ещё не всё. Тем
более не многие из них рвутся после вуза идти работать по специальности.
- Важно как можно раньше выявить нарушения и провести грамотную комплексную диагностику
психофизического состояния ребёнка, - таково мнение Елены Гориненко.
- Без этого думать о <включении> его в общество бесполезно.
Многие дети, которых отправляют в специализированные интернаты, способны учиться
в обычных школах. Чтобы выяснить, так ли это, нужно обследование психологов
и педагогов. Также малыш нуждается в том, чтобы его развивали - сами родители
и опытный специалист. Ведь не только общество должно принять инвалида, о
чём говорят и здесь, и там, а и сам инвалид должен быть способным влиться в общество.
Для этого им необходимо начинать заниматься как можно раньше. Это
уже вопрос воспитания и внимания к малышу со стороны мамы и папы. Однако сколько
бы ни велись дискуссии на <круглых столах>, ничего не изменится, пока
программа инклюзивного образования не будет принята на государственном уровне
или хотя бы на региональном. Её пока нет, но Федеральный закон <Об образовании>
не исключает получение образования всеми гражданами независимо от их пола, расы,
национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии,
возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения. В законе
ничего не сказано об инклюзии, но согласно его статьям 50 и 52, позволяется
осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках
действующей системы образования. Кроме того закон наделяет родителей и законных
представителей ребёнка правом выбора образовательного учреждения по месту жительства
ребёнка. А это значит, что идея инклюзивного подхода не противоречит
требованиям действующего законодательства.
- Родитель имеет право потребовать, чтобы школа взяла его ребёнка на учёбу, -
говорит представитель Региональной общественной организации инвалидов <Перспектива>
(Москва) Сергей Прушинский. - Другой вопрос, готова ли школа к обучению ребёнка
с проблемами развития? К сожалению, пока далеко не всякая:
Сторонники инклюзивного образования говорят: хватит равнять больных по здоровым
и по этому признаку считать <особых> людей худшими, чем большинство. Они
просто другие.
<Коммуна>
http://invak.info/content/view/7141/1/
Выпуск листа на новом месте: 4049
количество подписчиков: 216
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru