]Дети-инвалиды посещают обычную школу
2003 год объявлен в Европе годом инвалидов.
Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: 2003 год объявлен в Европе
годом инвалидов.
2003 год объявлен в Европе годом инвалидов или, как предпочитают здесь политически
корректно выражаться - сограждан с ограниченными возможностями. Равноправие
вместо снисходительной заботы, право на самостоятельную, собственную жизнь вместо
доброжелательного опекунства, вот чего добиваются инвалиды.
Обычно дети, отстающие в умственном развитии, учатся в специальных школах. Однако
во многих городах Германии есть школы совместного обучения. И родители
охотно отдают в такие школы своих здоровых детей - просто потому, что классы
там намного меньше, и учителя могут уделять каждому школьнику гораздо больше
внимания.Обычно в таких классах учатся дети с незначительным умственным отставанием
или физическими недостатками. А вот в городке Шварцах пошли ещё дальше.
Здравствуй, Тукба
Тукба - восьмилетняя воспитанница интерната для детей с ограниченными возможностями,
который находится в Шварцахе. Девочка не может говорить, самостоятельно
передвигаться и есть. Но Тукба умеет очаровывать: взглядом своих черных глаз
она проникает в душу. Скоро она снова пойдет в школу. В обычную школу, где
учатся здоровые, так называемые "нормальные" дети. Раз в неделю, каждый четверг
Тукба попадает в этот иной мир, во второй класс начальной школы Шварцаха.
Там ее ждут друзья.
"Привет, Тукба, привет, Тукба! Ты здесь, ты здесь? Добро пожаловать в школу,
добро пожаловать в школу. Ура-ура!",
- приветствуют они девочку, повторяя каждую фразу по два раза.
Дети окружили Тукбу тесным кольцом. Она передвигается от одного ребенка к другому,
ощупывает носы, уши, руки, пальцы. Школьники относятся к этому с терпением.
Они знают, что так Тукба с ними здоровается и разговаривает. Просто по-другому
она не умеет. Движения Тукбы осознанны, она это делает даже как будто гордо.
Не удивляется, что ей оказывают столько внимания.
Для учеников школы, по их собственным словам, большая радость, когда к ним приходит
Тукба. "На ее примере я понимаю, как надо обращаться с инвалидами, -
делятся они впечатлениями. - Например, узнаешь, что с такими детьми тоже можно
играть".
"Мой брат всегда смеется над инвалидами, - рассказывает один из учеников. - И
тогда я ему говорю: ты тоже можешь таким стать. Например, из-за несчастного
случая".
13 лет назад преподаватель спецшколы Ганс Вернер Шоинг начал эксперимент - сотрудничество
между интернатом для детей-инвалидов и обычной начальной школой.
Это было сделано для того, чтобы дети-инвалиды могли общаться со своими здоровыми
сверстниками.
Что даёт дружба с детьми-инвалидами?
Тогда многие учителя, да и родители задавали вопрос: а это вообще возможно? Ведь
Ганс Вернер Шоинг занимается детьми, с самыми тяжелыми физическими и умственными
недостатками. Даже теми, о которых говорят: они безнадежны.
Чему они могут научиться? А родители здоровых школьников поначалу часто спрашивали:
что могут наши дети получить от общения с инвалидами? Но теперь родители
учеников начальной школы думают иначе: от подобного взаимодействия выигрывают
и те, и другие дети. Прежде всего, они узнают целый ряд вещей, которые им
потом понадобятся в жизни.
"Я не могу себе представить, чтобы кто-то из этих детей, которые играют с Тукбой
и радуются этому, сказал: "О, Боже! Они же вообще ничего не получают от
жизни! С таким же успехом им можно было бы и вовсе не существовать"
, - говорит мама одного из здоровых ребят. По её наблюдениям, дети по-своему
задумываются о том, что имеет реальную цену в жизни, и что - нет. Она считает,
что дети прекрасно понимают: даже тот, кто не может бегать, или хорошо считать
- точно такой же человек, у него такие же права, как у всех. И что важно
- такой человек может получать удовольствие от жизни.
Тукба снова придёт в класс на следующей неделе. На прощание её друзья поют: "Пока,
Тукба, пока, Тукба. Ты уже уходишь? Ты уже уходишь? Приходи к нас снова.
Приходи к нам снова. Ура! Ура!"
Дорис Вебер, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,763301,00.html
Инвалиды в университетах Германии
В некоторых вузах людям с увечьями предоставляются дополнительные услуги.
Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: В некоторых вузах людям с увечьями
предоставляются дополнительные услуги.
В ФРГ инвалиды пользуются рядом льгот, но специализированных вузов для них практически
нет. Инвалидов принимают в те же учебные заведения, куда поступают
люди без увечий - и на тех же основаниях, что и здоровых ребят.
Как-то мы с друзьями ходили на пикник - небольшой парк у Кельнского университета
был полон: студенты-африканцы били в барабаны, латиноамериканцы распевали
"бессамемучо", а прямо рядом с нами сидели на траве немецкие ребята и девчонки
и жарили на углях сосиски. Неподалеку стояла инвалидная коляска. Когда пиво
было выпито, а сосиски съедены, двое парней легко подняли с травы своего друга,
усадили в инвалидную коляску, и вся компания, хохоча и горланя, направилась
к выходу из парка.
В Германии инвалиды могут учиться в любом вузе
В Германии не делают различий между людьми с нарушениями опорно-двигательного
аппарата или зрения и здоровыми людьми. Патрик Траутманн - слабовидящий. Он
аспирант на кафедре филологии в университете федеральной земли Саар:
"У меня сложилось впечатление, что в нашем университете, по крайней мере, никто
тебе палки в колеса не вставляет. Здесь преподаватели принимают во внимание
то, что ты слабовидящий или слепой. На экзаменах это учитывается. Я говорю, исходя
из собственного опыта, контрольные и письменные экзамены мне разрешалось
сдавать, используя нотбук".
Инвалиды пользуются рядом льгот, вот единственная разница. Потому и специализированных
вузов практически нет. Студентов-инвалидов принимают на тех же основаниях
и в те же учебные заведения, что и здоровых ребят.
"Вообще-то, в Германии инвалиды могут учиться в любом вузе. Но наш университет
в Саарбрюкене и еще университет Марбурга, например, предоставляют широкие
возможности слепым студентам и молодым людям с ограниченными зрительными возможностями.
Кроме того, в Марбурге есть еще и гимназия для слепых".
Университет в федеральной земле Саар, где учится слабовидящий Патрик Траутманн,
располагает специальной техникой и пособиями для слепых и людей с ограниченным
зрением.
В вуз - на общих основаниях
Ольга Турляндская
живет в Германии несколько лет и учится сейчас на втором курсе кельнского училища
по подготовке переводчиков. Вот уже много лет она не может передвигаться
без инвалидной коляски. В свое время семья девушка приняла решение переехать
в Германию. Я попросила поделиться Олю своим личным опытом.
- Мне пришло письмо от молодого человека, который хочет здесь учиться, от инвалида.
И как ты считаешь, стоит ему сюда ехать или не стоит?
- Конечно ему будет сложновато, потому что студенты-инвалиды поступают учатся
на общих основаниях. Поэтому я думаю, что ему стоит связываться с теми университетами
или институтами, где он конкретно хочет учиться и спрашивать о тех условиях,
которые там предоставляются.
Очень важный момент, который упомянула Оля: иностранные студенты-инвалиды поступают
на тех же основаниях, что и просто студенты иностранцы. То есть, во-первых,
Вам необходимо отучится два года в высшем учебном заведении на родине, прежде
чем поступить в немецкий вуз, а во-вторых, необходимо собрать целый пакет
документов. Какие это документы - я рассказывала в одной из своих передач.
- Существует ли служба помощи студентам-инвалидам при университете?
- В некоторых есть. Нужно связаться по электронной почте с несколькими вузами,
с секретариатом, написать письмо о том, что у тебя проблемы с передвижением.
Кстати, в университете Кельна не везде можно учиться людям с ограниченными возможностями
передвижения, есть факультеты старые, куда вообще никак не доберешься,
там нет ни лифтов, ни специальных лестниц, а аудитории такие, что проехать в
них никак не возможно".
- Получит ли студент, приехавший сюда, сопровождающего и другую помощь, зависит
от того, как он договорится в секретариате?
- Есть служба, которая сопровождает студентов-инвалидов в библиотеку или на занятия,
если он не может сам передвигаться, сам проехать куда-то, то его будут
сопровождать. Но на весь университет, а университет Кельна достаточно большой,
там всего 4 студента, которые помогают. Это значит, что нужно заранее записываться,
заранее договариваться, и не всегда получается, естественно.
- Где легче учиться: здесь или в России?
- В России и вообще на территории пост-советского пространства мало что приспособлено
для инвалидов, но существует форма заочного обучения, и так можно
учиться. А я, например, училась в Донецке в университете, и мне преподаватели
шли на встречу, приходили ко мне домой, а здесь нужно ходить на занятия,
то есть, никаких скидок здесь нет. Но, конечно, более приспособлены здания, есть
лифты, есть общежития специальные для инвалидов... Но дело в том, что
в общежитие нужно подавать заявление заранее.
Это значит, что Вы можете подать заявку по электронной почте или же попросите
своих знакомых в Германии сделать это за Вас.
- А студенты, твои сокурсники, помогают?
- Они помогают пройти куда-то, если не получается, дверь приоткрыть, лифт вызвать.
Мне просто повезло, что меня мама может привозить.
Если с Вами некому отправится за границу, то вне стен университета рассчитывать
Вам придется, прежде всего, на самого себя. Но при этом стоит заметить,
что в Германии жизнь инвалидам стараются облегчить: многие светофоры посредством
звукового сигнала сообщают слепым о переключении на зеленый свет, лифты
часто тоже оборудованы голосовым устройством, сообщающим номер этажа. Для инвалидов,
передвигающихся на колясках, существует специальный въезд в супермаркет,
автобусы тоже оборудованы так, что туда может заехать человек на коляске.
В университете Саарбрюкена инвалидам идут навстречу
Университет Саарбрюкена знаменит тем, что он предоставляет дополнительные услуги
слабовидящим и слепым студентам. В частности, здесь есть два рабочих места,
оборудованных специальными компьютерами, прочитывающими учащимся учебные материалы
вслух. Кроме того, здесь есть принтеры, распечатывающие документы рельефным
шрифтом для слепых, так называемым шрифтом Брайля.
Один из компьютеров приспособлен для программирования. На нем и занимается Андреас
Майер, первокурсник факультета программирования, слепой от рождения.
- Проблемы возникают, пожалуй, только со специализированной литературой, напечатанной
рельефно-точечным шрифтом. В библиотеке таких книг мало, в магазинах
тоже, и они очень дороги, а кроме того, их нужно заказывать. Плюс к тому, читать
руками очень долго, у меня просто нет на это времени. Спасают книги в
цифровой форме, которые можно прослушивать в университете на компьютере, и вообще
техника, которая есть в университете Саарбрюкена.
- Профессора помогают тебе в учебном процессе?
- Да, они всегда готовы помочь, но нужно, конечно, перед началом курса лекций,
перед каждым новым семестром говорить с доцентами, предупреждать их, чтобы
они знали, с какими проблемами им придется столкнуться, на что им нужно обратить
внимание. Если в процессе учебы возникли какие-то проблемы, то тоже нужно
сразу идти к профессору и просить помощи.
У Андреаса есть еще опекун на кафедре, Бертина Клиннер. Она каждый семестр тоже
подходит к профессорам, которые будут читать у ее подопечного, выясняет
учебный план, просит обратить внимание на то, что на курсе есть слепой студент.
Кроме того, Бертина заказывает Андреасу в издательствах учебные материалы
в цифровой форме. На этом обязанности опекуна заканчиваются. Провожает ли она
Андреаса на лекции, домой, по магазинам?
- Нет, этим я вообще не занимаюсь. У меня есть свое бюро на кафедре, и если у
Андреаса есть какие-то проблемы, то он приходит ко мне. Андреас самостоятельный,
он прошел тренинг по ориентированию на местности. Этот тренинг был организован
совместно городом Саарбрюкен и нашим университетом, теперь он знает, как
доезжать от дома до университета на автобусе и так далее. Но на лекции Андреаса
сопровождает студент, который проходит альтернативную службу и параллельно
учится на курсе Андреаса. Он же читает ему некоторые учебные пособия, объясняет
графики.
- Получают ли студенты-инвалиды иностранцы, подобную помощь?
- Нет никакой разницы, все получают помощь. Если к нам поступит сейчас студент-инвалид
иностранец, то он получит ту же помощь, что и немцы. К нему будет
приставлен студент, проходящий альтернативную службу или же получающий деньги
за свою работу (университет в земле Саар оплачивает подобную благотворительную
программу). Кроме того, обычно при каждом факультете существует опекун, он тоже
помогает. Но мы не можем предложить иностранным студентам стипендию на
время обучения. Мы не можем финансировать его пребывание в стране.
Анастасия Сорвачева, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,947088,00.html
Выпуск листа на новом месте: 4010
количество подписчиков: 214