Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2008-10-03

Gratitude

Hi, Igor! Thank you very much...Leonid E.

   2008-10-03 22:09:48 (#779525)

Колесницы Святой земли

Колесницы Святой земли
Автор: Ваннах Михаил
Опубликовано 02 октября 2008 года http://www.computerra.ru/372554/
Каждый, кто хоть изредка читает местную патриотическую прессу в любой точке
планеты, знает, что миром (или как минимум Золотым миллиардом1) правят
евреи, оплотом которых является государство Израиль. Но вот Правительство Ее
Величества об этом, видимо, проинформировано не в полной мере. И потому в
1969 году под нажимом Foreign Office Израиль скрепя сердце был вынужден
вернуть британцам пару новейших танков Chieftain, прошедших полноценные
испытания на предмет закупки их ЦАХАЛ, Армией обороны Израиля. С этого
события и ведет свою историю генетическая линия семейства машин Merkava.
События, скажем прямо, очень обидного. Израиль в тот момент был триумфатором
Шестидневной войны 1967 года. Несмотря на численное превосходство
противостоящих ему армий коалиций арабских государств, он одержал победу. На
Суэцком направлении - с разгромным счетом: 820 уничтоженных и захваченных
египетских танков и самоходок против 122 машин ЦАХАЛ. Но вот на Иорданском
фронте, где танкисты и пехота противника не уступали в подготовке
израильтянам, соотношение потерь было не столь разительным: 179 арабских
машин против 112 еврейских. И подавляющее большинство иорданских танков было
сожжено с воздуха, а все израильские - подбиты или танковыми орудиями, или
советскими гранатометами РПГ-7 пехотных подразделений. Ну а на Сирийском
фронте, о чем редко вспоминают, атакующие израильтяне понесли тяжелейшие
потери: сто шестьдесят машин ЦАХАЛ пали под огнем советских Т-54А, помощь
которым на менее важных участках оказывали в последний раз участвовавшие в
бою Pz.Kpfw. IV, цейссовские прицелы которых, похоже, вновь обрели юношескую
зоркость (на ветеранов вермахта и пришлась значительная часть от потерянных
арабами восьмидесяти машин).
Арабские оппоненты Израиля получали массу новейшего оружия от СССР. А
Израиль, оказавшийся в роли изгоя, мог рассчитывать только на помощь США. Но
английские танки нравились израильтянам куда больше. Решение британских
конструкторов, принесших подвижность в жертву толщине брони и мощи 120-мм
орудия, дети Иакова могли оценить на собственном, оплаченном кровью и
ожогами, опыте. Европейские и американские военные инженеры в 1960-е
полагали, что пушки свой век отжили, а защитой от противотанковых ракет
может быть не броня, а подвижность. Но израильтяне поняли, что чем тяжелее
танк, тем выше у экипажа шансы выжить и сражаться вновь. А преимущества
мощных пушек они оценили в 1965 году, в ходе Войн за воду. Сирия тогда
пыталась отвести два главных притока реки Иордан, лишив Израиль двух третей
стока этой жизненосной артерии. Тогда танкисты полковника Израэля Таля
(будущего разработчика "Меркавы"), используя преимущества 105-мм орудий
танков Centurion британского производства, расстреляли сирийские Т-34-85 с
немыслимой дистанции чуть ли не в десять километров.

Устаревшие Mark I переделываются в сверхтяжёлый бронетранспортёр Namer,
"Леопард"
И вот Израиль, из-за международных санкций лишенный возможности закупать
танки у Великобритании, оказался вынужден разрабатывать оружие сам. Позиции
Таля (к тому времени уже генерала), возглавившего проект, еще более
укрепились в ходе Войны Судного дня 1973 года, когда Израиль хоть и снова
победил, но понес тяжелые потери. В трехдневных боях у Эль-Кунейтры, в
Долине слез, 7-я бронетанковая дивизия ЦАХАЛ, укомплектованная
"Центурионами", в сражениях с сирийскими и иракскими частями, оснащенными
современными советскими машинами, потеряла 98 танков из 105. И новейшие
американцы М60 горели от ПТУР 9М14 "Малютка". А вожделенные Chieftain тем
временем поставлялись Ирану...
Так что работать пришлось энергично. Начали с перекомпоновки в 1972 году
узлов стоящих на вооружении "Центурионов". Чтобы компенсировать
недоступность брони Chobham, для танка выбрали схему, типичную для
самоходок. В носовой части корпуса разместили моторно-транспортное
отделение. Механика-водителя сдвинули вбок. В результате в корме нашлось
место для просторного боевого отделения, которое позволяло разместить
боекомплект для мощной пушки, обеспечивало удобную работу экипажа и давало
ему возможность покинуть подбитый танк через люк в корме. Да и мотор в
носовой части дополнительно защищает экипаж. Конструкцию отработали быстро,
в 1974-м построили два опытных образца, серия пошла с апреля 1979 года, а в
октябре того же года Merkava была принята на вооружение.
Из интересных особенностей танка отметим 60-мм миномет фирмы Soltam. Оружие,
позволяющее поражать навесным огнем противника в укрытии, особенно важно для
израильтян, постоянно ведущих бои с полупартизанскими формированиями,
любящими пальнуть из гранатомета из-за угла. Защиту от кумулятивных
боеприпасов обеспечивает разнесенная, состоящая из нескольких слоев, броня.
Кроме того, ее усилили дополнительными экранами, в том числе и элементами
активной брони.
Активная броня системы Blazer была впервые использована на танках Centurion,
попробовавших на своей шкуре огонь РПГ7 и 9М14. Снаружи к броне крепятся на
болтах металлические коробки со взрывчаткой. От удара кумулятивной струи ВВ
детонирует, и встречный фронт волны приводит к расфокусировке песта2, что
позволяет выстоять основной броне. Пакет взрывчатки на наклонном броневом
листе снижает эффективность и подкалиберного снаряда - в этом случае фронт
волны отталкивает, отворачивает снаряд. Обратим внимание: танк защищает не
материал, а быстропротекающие динамические процессы, "кузены" тех, что мнут
плутоний в боезарядах, инициируя ядерный взрыв. И не случайно Израиль
обзавелся активной броней уже после того, как создал свое широкоизвестное,
но официально не признанное ядерное оружие3. Эффективность активной брони
весьма высока - 850-килограммовая система Blazer позволяла достичь такой же
защиты, как десятитонные экраны обычной броневой стали.
В бою Merkava дебютировала в ходе войны 1982 года в Ливане и показала себя
машиной хорошо защищенной, но о результатах ее столкновений с сирийскими
Т-72 что-то определенное сказать трудно - каждая сторона утверждала, что ее
танки лучше. Но вот пехоте с ее ПТУРами и РПГ активная броня явно не
понравилась. На основе опыта войны (а когда Израиль жил в мире?) машины
модернизировались. Ныне - до версии Mark IV. Танк становился тяжелее (до 65
тонн), защита совершеннее, в ее составе появились секретные контейнеры со
"специальной броней" - то ли многослойной Chobham, то ли с обедненным ураном
по американскому образцу4. Сильнее стал дизель, мощнее пушка - ныне она
120-мм гладкоствольная. Поступили на вооружение минный трал и бульдозерный
нож российского образца.
Но еще важнее - изменения в информационных системах танка. У модели Mark
II - новый баллистический компьютер и тепловизор. У Mark III - система
управления огнем BAZ (от Barak Zoher, Сверкающая молния), дающая возможность
вести эффективный огонь с ходу, плюс датчики лазерного облучения5, да еще и
такая не чуждая ИТ-отрасли вещь, как кондиционер. Более поздние модификации
системы управления огнем (СУО) научились сопровождать цель в автоматическом
режиме (привет от распознавания образов!). Затем и BAZ, и использованная в
Merkava Mark IV СУО Knight Mark 4 научились стрелять по вертолетам. Наконец,
на "Меркавы" пришла BMS (Battle Management System) - интегрированная
цифровая система боевого управления, позволяющая отображать на цветном
дисплее тактическую обстановку, что должно повысить эффективность применения
танков.
Правда, когда в Ливане в 2006 году танки 401-й бригады ЦАХАЛ, форсируя речку
Салуки, напоролись на огонь тульских ракет 9М133 "Корнет", одиннадцать
"четверок" из двадцати четырех были подбиты, восемь танкистов, что очень
много для столь защищенной машины, погибли6. Да и вообще - особенно после
недавнего обмена тел двух погибших солдат на живых террористов - можно
считать, что Вторую Ливанскую Израиль проиграл. Так что ждем сведений о
новых - прежде всего ИТ - разработках израильских оружейников.

1. Золотой миллиард - метафора, описывающая имущественное неравенство между
населением развитых стран (примерно 1 млрд. человек) и населением всего
остального мира (примерно 5,5 млрд.). [вернуться]
2. Пестом называется смятая взрывом в плазменно-жидкометаллический стержень
медная оболочка кумулятивного заряда. [вернуться]
3. Пристальнее всего поведение взрывных волн стали изучать во времена
создания атомных бомб. Тогда инструментом исследования был натурный
эксперимент и сверхскоростная киносъемка, это теперь во многих вопросах
можно обойтись компьютерной имитацией. [вернуться]
4. Имеющий ядерную индустрию Израиль может себе это позволить. [вернуться]
5. Современные ПТУР часто наводятся на цель по лазерному лучу. [вернуться]
6. Yaakov Katz, Wadi Saluki battle - microcosm of war's mistakes. The
Jerusalem Post, Aug. 29, 2006. [вернуться]

   "Igor" 2008-10-03 14:45:20 (#779419)

Fw: Интернет-газета "Мы здесь" Парк культуры

Штрихи к автопортрету

Григорий Канович

Признаться честно, никогда не был поклонником автобиографического жанра. Не
потому, что намеревался вводить в заблуждение общественность о каких-то
фактах своей уже довольно долгой жизни или, что еще хуже, их приукрашивать.
В своих книгах если и писал о себе, то по художественной необходимости -
косвенно и отстранённо, всегда отдавая предпочтение персонажам или, как их
еще высокопарно принято называть, героям, стараясь через них понять и
оценить не только и не столько себя, сколько время, которое выпало на мою
долю.

Я - литовский еврей, родился без малого восемьдесят лет тому назад во
временной столице Литвы - Каунасе (Вильнюс тогда был, как нас учили в
школе, захвачен поляками). Родился в Еврейской больнице (в ту пору в городе
много чего еврейского было - от славных во всем мире иешив до
благотворительных столовых, от Еврейского банка до Еврейской больничной
кассы). К счастью, были и искусные еврейские врачи (большинство которых ч
ерез двенадцать лет было загнано в гетто и уничтожено). С их помощью, пусть
и необычным путем, через кесарево сечение, я и появился на свет. Моей
храброй и самоотверженной матери, светлый ей рай, после первых таких родов,
ставших роковыми для моего старшего брата, было настрого запрещено рожать.
Но любовь к своему мужу - начинающему местечковому портному - победила врач
ебные запреты. Недаром моя богомольная бабушка Роха долго-долго не то с
лаской, не то с безобидной насмешкой называла меня, своего первого внука,
не иначе как запретным плодом. Благодаря тому, что роженицу и
новорожденного продержали в больнице девять дней, я получил редкую, почти
по Гоголю, возможность отмечать свой день рождения дважды в году и дважды
по сему случаю получать поздравления от своих близких и друзей - в день,
когда я на самом деле родился, и в день, когда меня привезли в родные
пенаты - в местечко Йонаву, где опытный моэль совершил надо мной
общеизвестное благое деяние, а раввин, наконец, записал в книгу живущих на
белом свете существ, дав мне для долголетия два имени - Гирш-Янкл (по
советской версии - Григорий-Яков).

Далее была начальная школа, где безраздельно господствовал сладкозвучный
идиш; в ней, в этой одноэтажной школе, я до войны провёл четыре счастливых
года, каждый день глядя во все глаза то на доску, говорившую со мной на
родном языке, то на облюбованный неуемными певуньями-птицами клён, который
до недавнего времени возвышался на безымянном пустыре как памятник моим
незабываемым канувшим в Лету учителям и моему детству.

Юность провёл в забытом Богом и компартией полуфеодальном ауле, в степях
Казахстана, а затем - в перенасыщенном угольной пылью уральском городке
Еманжелинские Копи, где каждое утро задирал голову к громкоговорителю и
ждал обнадеживающей вести с Курской дуги, где в составе Литовской дивизии
воевал мой отец, умевший больше орудовать иголкой, чем винтовочным
затвором. Было голодно и сиротливо. Осваивал русскую грамоту. Впервые
услышал, как мои однокашники называют воробьев, и с тех пор обогатил свой
словарь новым и весьма популярным словом - жидки.

В армии не служил. Военные премудрости постигал в Вильнюсском
госуниверситете, филологический факультет которого в год смерти Сталина,
главнокомандующего всеми науками, закончил, прошу прощения за неуместное и
запоздалое бахвальство, с отличием. Упиваясь армейскими терминами,
отставной полковник Наумов, похожий своей неуклюжей фигурой и суровым
прищуром на фельдмаршала Кутузова, вдалбливал в наши мирные головы
премудрости ведения ближнего и дальнего боя в условиях пересеченной
местности при мощной поддержке танков и артиллерии (орудия и танки на ящике
с песком изображались наспех изготовленными муляжами). Будучи абсолютным
невеждой в делах стратегии и тактики, я дважды побывал на трёхмесячных
военных сборах под Вильнюсом. На стрельбах особым рвением и меткостью не
отличался, но, тем не менее, зачёт получил и даже удостоился какого-то не
приличествующего моим знаниям воинского чина.

Стихи начал писать в гимназии имени генерала Черняховского. Родители были
против моего увлечения. Папа уверял, что перо никогда не сравнится с
иголкой; ручка, мол, - губительница, из-за неё и в тюрьму попасть можно, а
иголка - кормилица, она и в тюрьме прокормит. Мама же, вечная союзница
мужа, после того, как я поступил на филфак, пытаясь меня образумить и
перенаправить на медицину, говорила: <<Пусть стихи пишут сами русские>>. Ч
то-то похожее говорил и старый подпольщик Шмерл Соломонович Майминас,
клиент моего отца: <<Вторым Пушкиным ты все равно не станешь>>. По трезвом
размышлении и под давлением доморощенных пророков-доброхотов я перешел на
менее честолюбивую прозу, хотя мама продолжала утверждать, что больных
всегда больше, чем читателей. Давно миновав середину житейского пути, не
могу не отдать ей должное - в чем-то она была несомненно права. Больных,
кажется, и впрямь становится больше, чем читателей.

И уж совсем переполошились родители, потомки ремесленников и мастеровых, не
имевшие никакого дела ни с письменным, ни с печатным словом, когда я, желая
их успокоить, угодливо проговорился, что собираюсь по-русски писать не
стихи о Сталине и о Дзержинском, а рассказы о евреях, которые до войны были
нашими соседями и которых уничтожили только за то, что они были евреями.
Должна же о них сохраниться какая-то память.

- О евреях всё давным-давно написано в ТАНАХе, - отрезал папа. - Говорить и
писать о евреях не надо ни по-русски, ни по-литовски. О евреях надо теперь,
стиснув зубы, молчать. - Этот глагол мой отец с нажимом произнес по слогам.
- Понимаешь: молчать, если не хочешь, чтобы тебя упекли в худер-мудер.

Время и впрямь было трудное, дурное. В Вильнюсе шли аресты. Забрали
незаурядного идишского поэта Гирша Ошеровича, нелепо обвинив его в том, что
он готовил в Крыму посадочные полосы для американской авиации стратегич
еского назначения. Еврейский Вильнюс колотило от известий о расстрелах
идишских писателей и общественных деятелей, о разгоне Еврейского
антифашистского комитета.

Но я не послушался самых близких людей в моей жизни, то ли недооценивая их
страхи, то ли слишком доверяясь испещренному еврейскими именами первому
листу бумаги. Я тогда и думать не думал, что написанное мной разойдется
миллионными тиражами и найдет отклик в сердцах не только читателя-еврея,
скорее лишённого, чем лишившегося по своей воле родного идиша и еврейского
самосознания в необозримом Советском Союзе, но и других ценителей
литературы.

В 1993-м мы с женой Ольгой приехали в Израиль. Был я в Израиле и раньше
(первый раз в 1980-м) - как автор переведенного на иврит романа <<Свечи на
ветру>>. и как народный депутат СССР.

До репатриации я на три с половиной года был совершенно оторван от
письменного стола, перестал быть сочинителем и превратился в
<<профессионального еврея>> - меня избрали председателем Еврейской общины
Литвы. Не мне судить, насколько моя непривычная деятельность была успешной,
но я прилагал немало усилий для снижения напряженности между литовцами и
оставшимися в Литве евреями, делал всё, что мог, для укрепления дружеских
связей между этими, скажем так, разными станами. Возглавлять Еврейскую
общину, пусть и малочисленную, состоявшую на тот момент из семи-восьми тыся
ч человек, было нелегко, очень даже нелегко из-за рокового наследия
прошлого, которое порождало уйму тяжелых и неразрешимых в одночасье
проблем. За годы этого председательства я убедился, что руководить евреями
в диаспоре - дело далеко не шуточное. И тут, в Израиле, в еврейском
государстве, управлять жестоковыйными евреями ничуть не легче, чем в
каком-нибудь мало населенном нашими сородичами галуте. Да что там не легче
- во стократ трудней и сложней! Кто-то пошутил: у нас, кроме библейского
Моисея, никогда не было толковых поводырей. Может, нам с Божьей помощью всё
-таки повезёт, и мы наконец-то дождемся таких вожаков и предводителей,
которые выведут нас из тупика на путь истинный, и тогда, дай-то Бог, ради
блага нашего общего дома евреи прекратят обвинять друг друга во всех
смертных грехах и - на радость своим злейшим врагам - героически и без
устали драться друг с другом. Может, говорю, повезёт.

Не избежал когда-то соблазна поучаствовать в общественной жизни и я. В
разгар перестройки меня от антикоммунистического движения <<Саюдис>>
выдвинули кандидатом в народные депутаты СССР, а вскоре избрали в Высший
орган. Так, победив по очкам своего соперника. советского вельможу - мэра
Вильнюса, я попал в неприступный Кремль. Как депутат, наверное, отличился
только тем, что был одним из инициаторов письма об усиливающемся
антисемитизме <<на просторах родины чудесной>>, получившего широкую огласку
в мире и предусмотрительно отправленного главными зачинщиками перестройки
- Горбачевым и Лукьяновым - в державную мусорную корзину. О всех
перипетиях, связанных с письмом, я написал в своей не менее нашумевшей
<<Еврейской ромашке>>.

Я бы и не вспомнил о ней, если бы не широко декларируемая с тех пор
забота прежних и нынешних властей России о евреях не вызывала у меня (да и
не только у меня) опасливое сомнение в ее искренности и долгосрочности. В
размноженной миллионными тиражами <<Ромашке>> ставился злободневный в ту
пор вопрос, не потерявший и в наши дни актуальность, хотя уже изрядно
потускневший: <<ехать - не ехать>>. Если здоровье не подкачает, я, может
быть, когда-нибудь еще вернусь к тем достойным пера событиям, потрясавшим
всю замороженную страхом страну Советов и возродившим среди <<проклятых и
угнетенных>> напрасные надежды, а пока приведу шуточное стихотворение
Давида Самойлова <<Наказ чукотского народа депутату Г. Кановичу>>, которое
в игровой форме, на мой взгляд, отражает совсем нешуточные явления
тогдашней советской действительности.

Гриша, ты теперь Григорий,

Ты скажи в Большой Совет,

Что на нашем территорий

Мало-мало водки нет.

Нет у нас , однако, водка.

Ой, как плохо, Гриша, ой!

Потому на всем Чукотка

Экология плохой.

Ты скажи в Совет, однако,

Недовольный Чайвургын -

Есть у Вас в Совет каряка,

Нету чукча ни один.

Чукча хочут отделяться

От каряк и юкагир

И не хочут поселяться

В пятикомнатный квартир.

Звать тебя мы будем Гришком.

Будем Яков, как Свердлов.

Не вели, однако, слишком

Забирать у нас улов.

Будет пусть у нас свобода,

Чтобы было чем кормичь.

Будем звать тебя Володя,

Как Владимира Ильич.

И хороший есть культура,

И культура есть плохой

Например, медвежья шкура

Или шкура никакой.

Ты скажи им на собранье,

Виноват во всем систем -

Скушал всё до основанья

И не знает, что затем.

Почему порадок мало

От Чукотки до Камчатки?

Потому что неформала

Очень любит беспорядки.

За тюленя, за оленя

Надо сделат выше плата.

Потому что помни, Гриша,

Ты ведь наша депутата.

Сочинял, однако, Чайвургын.

Апрель месяц. 1989.

Есть такой дом творчеств Дубулт.

Ой, еще забыл сказать.

Мы всегда стоим за дружбу

И всегда стоим за мир.

Мир и дружба очень нужно,

Но не нужно юкагир.

Не знаю, на самом ли деле чукчи за годы своего советского существования
открыто или косвенно обвиняли систему в том, что она <<все у них скушала>>,
и жаждали отделиться от нелюбимых юкагиров и каряков, но что доподлинно
известно, это то, что неодолимое и крепнущее с каждым днем желание покинуть
<<братскую семью народов>> испытывали не только Прибалтика, но и республики
Кавказа и Средней Азии. А уж о евреях и говорить нечего. Прирожденные
скептики и оппозиционеры, они ни от Больших и ни от Малых Советов
милостей не ждали и посему спешно паковали чемоданы...

Вторую попытку внести свою скромную <<лепту>> в общественный прогресс я
предпринял, когда приехал на Землю Обетованную, и на моем спидометре выскоч
ила пенсионная цифра 65. Мне предложили примкнуть к репатриантскому
движению за моральное возрождение народа Израиля, носившему бодрое,
вселяющее надежду название <<Авив>> (<<Весна>>). Без долгих колебаний я
согласился. К сожалению, весна длилась недолго. За ней, как это нередко
бывает в природе, последовало засушливое лето. Движение лишилось финансовой
поддержки тех, кто надеялся при содействии активистов <<Авива>> повысить
уровень национального самосознания братьев-репатриантов. Однако без
финансовой поддержки, как свидетельствует опыт, ничего путного в нынешнем
мире не возродишь. Даже мораль.

В дальнейшем мое участие в общественно-политической жизни свелось только к
голосованию на выборах. Правда, если сегодня снова грянут расточительные и,
увы, бесплодные выборы, то я вряд ли созрею для такой необременительной
процедуры, как скоропалительное знакомство с именами претендентов на роль
кормчих и ритуальное опускание избирательного бюллетеня в судьбоносную
урну. Уж и не припомню, сколько раз за пятнадцать лет я в Кфар-Сабе, а
потом в Бат-Яме голосовал. Увы, от моего выбора и от выбора сотен тысяч
моих сограждан число депутатов, занимающихся законотворчеством за столиками
в буфете Кнессета или слоняющихся с видом Цицеронов перед телекамерами по
его коридорам, не уменьшилось. Когда видишь на экране одинокого депутата,
обращающегося с трибуны к своему единственному слушателю - коллеге из
другой партии, прикорнувшему в кресле с вожделенной именной табличкой за
спиной, или когда смотришь на пустующий, словно приготовленный для аренды,
зал заседаний, начинаешь ловить себя на мысли, что наших избранников в
пожарном порядке эвакуировали из святилища справедливости и законности с
пылающего Ближнего Востока куда-нибудь на морозный Дальний...

Видно, я недостаточно честолюбив, чтобы предпринимать попытки снова
заняться другой деятельностью, кроме писательской. Общественная нива,
которая в прямом и переносном смысле густо заросла чертополохом, уже давно
меня не манит - что мог, то в свое время я на ней худо-бедно вспахал.
Больше в пахари не гожусь.

Судьба судила так, что в Израиле я никаких должностей не занимал. На мой
взгляд, писателю вообще не подобает быть должностным лицом. Это в
достопамятном Советском Союзе должность писателя определяла его место в
тогдашней литературе. Чем выше должность, тем более значительным называли
вклад её обладателя в отечественную словесность. Классиков типа Маркова и
Сартакова издавали пудовыми собраниями сочинений, избирали в разные Советы,
награждали орденами Ленина, вешали им на грудь золотые звезды, считали
правофланговыми литературы так называемого соцреализма. А до Платонова,
который ходил в дворниках, до Шаламова, который томился в ГУЛАГе, власть
предержащим никакого дела не было, о таких отщепенцах заботились лагерные
вертухаи и <<искусствоведы в штатском>>.

У нас в Израиле, это, слава тебе, Господи, невозможно. У нас хорошая книга
пока еще ценится выше занимаемой автором должности, у нас писатель может в
любую минуту бросить вызов негодной, даже враждебной власти, не страшась её
недовольства и не соглашаясь на ее анестезирующие подачки. Он волен писать
то, что наболело у него на душе, что его тревожит и волнует. Истинное
писательство - это не ремесло, а, если угодно, призвание, подобное
пастырскому служению.

Как говорил покойный отец, продевать нитку в иголку может каждый, но не
каждый может шить. Продевать нитку, то есть обмакивать в чернильницу перо,
я научился рано, но <<шить>>, то есть по-настоящему писать, - начал
несколько позже, когда набрел на свою тему, которую сухо можно
сформулировать так: <<Судьба литовского еврейства на протяжении более
полутора веков>>. Замахнулся я, прямо скажем, на что-то большое,
непосильное для одного человека, и в те далёкие времена почти безнадёжное,
ибо антиеврейская установка в литературе, спущенная в низы с кремлёвских
высот, казалась бессрочной и незыблемой. Она длилась долго, очень долго -
до появления в славившемся своим безупречным антисемитизмом журнале
<<Октябрь>> ледокольного с точки зрения крамольной тематики романа Анатолия
Рыбакова <<Тяжёлый песок>>. Однако и после <<Тяжёлого песка>> никто
установку не отменил - прежние запреты мирно уживались с регулярными
официозными клятвами, что у нас-де <<еврейского вопроса>> никогда не было и
не будет. До сих пор перед моими глазами маячит письмо-уведомление из
журнала <<Дружба народов>>, как бы самим Всевышним предназначенного для
публикаций произведений не только грузин и бурятов, латышей и литовцев,
татар и армян, но и других. Евреи же постоянно и <<почётно>> фигурировали
среди других. В письме-приговоре, вынесенном моему роману <<Слёзы и молитвы
дураков>>, за подписью главного редактора было чёрным по белому написано:
<<Уважаемый товарищ Канович! К сожалению, ваш роман напечатать мы не можем,
ибо план по еврейской литературе мы уже выполнили>>. И далее в скобках был
назван объект успешного выполнения годового плана по еврейской литературе -
повесть Дины Калиновской <<О, суббота!>> о визите американского еврея на
родину своих предков в счастливую советскую Одессу.

Первым звеном в длинной цепочке моих книг, посвященных жизни литовских
евреев, стала опубликованная в Литве в далеком 1959 году на русском и
литовском повесть <<Я смотрю на звезды>>. С неубывающей с годами
благодарностью вспоминаю совет редактора литовского издания этой книжки
Алдоны Лёбите, определивший, возможно, всю мою творческую судьбу: <<Канови
ч! Если вы и впредь будете, не отвлекаясь в сторону, смотреть на свои
звезды, а не на другие, из вас, по-моему, получится толк!>>. Излишне
сегодня расшифровывать, какие звезды подразумевались под словом <<свои>>.

В послевоенном Союзе эта маленькая непретенциозная повесть о детстве была
первым напечатанным на русском языке произведением о евреях. Все старания
моих именитых читателей, да будет благословенна их память, Михаила Ромма,
Константина Паустовского, Александра Борщаговского <<пристроить>> ее в
каком-нибудь московском издательстве оказались безуспешными. Впору было не
пристраивать, а перестраиваться. Но Бог меня надоумил продолжать начатую
работу с упорством чистокровного литвака, вошедшим в идишскую поговорку -
<<а цейлэм коп>> (что-то вроде <<железной головы>>). Упорство это
усиливалось тем, что мои попытки пробиться к широкому читателю поддерживали
такие крупные творческие личности, как украинец Микола Бажан, белорус
Василь Быков, азербайджанец Чингиз Гусейнов, литовец Эдуардас Межелайтис.
Как хорошо, когда собрат по перу на собственном примере учит тебя стойкости
и в трудный час укрепляет твою надежду. Только бездарности вместо того, ч
тобы подставить другому плечо, ставят подножки и аплодируют не чужим
победам, а поражениям.

К великой радости, из упомянутой повести, как из ручейка, вытекли все мои
десять еврейских романов. Назову только некоторые: <<Свечи на ветру>>,
<<Козленок за два гроша>>, <<Парк евреев>>... За романы <<Слёзы и молитвы
дураков>> и <<И нет рабам рая>> был удостоен Национальной премии Литвы.
По-моему, то был единственный за пятьдесят лет случай, когда
писатель-еврей, пишущий в Литве по-русски, удостоился такой высокой
награды. Правда, до этого - уж не помню, в каком именно году - комиссия по
присуждению госпремий провалила мою трилогию <<Свечи на ветру>>. Народный
писатель Литвы Юозас Балтушис, тогдашний зампредседателя Верховного Совета
Литовской ССР, одной фразой склонил <<высоких судей>> на свою сторону:
<<Товарищи! Кажется, премия - национальная, она учреждена не для евреев,
ведь ещё не все наши получили...>>. И товарищи послушно проголосовали
против. Тем не менее, замечу, что большинство моих романов, в том числе и
<<Свечи на ветру>>, были переведены не только на литовский, но еще на
двенадцать языков.

Как ни старался, не смог в таком тексте обойтись без скрытых или явных
похвал самому себе. Что и говорить, писать автобиографию - малопочтенное и
неблагодарное занятие. Такое ощущение, что балансируешь на грани - между
жизнеописанием и, не про нас будь сказано, некрологом самому себе.

Чтобы окончательно не утомить читателя, остерегусь перечислять пьесы,
которые ставились в Прибалтике и в Союзе; поставленные и не поставленные
киносценарии; сборники стихов на русском и - не удивляйтесь! - на
литовском языке. На нем я сочинил две книжки пародий на
<<неприкосновенную>>, не подлежавшую критике касту корифеев литовской
литературы. Первую книжечку украсил замечательными шаржами знаменитый,
рано, к сожалению, ушедший из жизни художник Стасис Красаускас. Некоторые
из моих <<стрел>> - надо же! - удостоились войти в хрестоматии этого
дефицитного в Литве жанра.

Снова процитирую незабвенного отца, который говорил, что портной ни в коем
случае не должен расхваливать сшитый им костюм, а сам костюм должен
говорить за себя. Мое дело, добавлял он, хорошо шить. И пусть сшитые мной
костюмы ходят по городу и хвалят меня. Буде Господь даст еще сил,
постараюсь до конца своего земного пути следовать мудрому завету родителя -
<<кроить и шить>>...

Как уже упоминал, я женат. Недавно мы с женой отметили юбилей - 55-летие со
дня нашего бракосочетания. У нас два сына и пять внуков - три невесты и два
жениха. Правда, внуки - уже не наше с женой творчество.

Остальное - наше.

18-20 марта 2008, Бат-Ям

-*http://subscribe.ru/
Код этой рассылки: media.news.online.interesno2005

   "Igor" 2008-10-03 12:49:10 (#779385)

Fw: Интернет-газета "Мы здесь" Прямая речь

Информационный канал Subscribe.Ru

Владимир Левин, <<МЗ>>

Иудейское причастие - это ни что иное, как в малом количестве кровь
православных людей, которых мученически замучили. Иудейская маца - элемент
крови, там раввины знают. Определенным образом убивается православный
младенец или святой. Иногда дети пропадают - это иудеи, они потом собирают
кровь на тряпки, эти тряпки сжигаются, и этим пеплом посыпается умерший ч
еловек, или в мацу добавляют, в причастие. И они (евреи) питаются кровью
христианских мучеников, они мнят, что они спасаются...

Скажите мне, в каком веке и где такое может быть произнесено или
опубликовано? Нет, это не из <<дела Бейлиса>>. Это не из 18-19-го века, не
20-й <<век-волкодав>>, не средневековье, когда евреи подвергались кровавым
наветам. Это произнесено СЕГОДНЯ доцентом Светланой Шестаковой в установоч
ной лекции для преподавателей <<Основ православной культуры>> в городе
Тюмени. Кто желает подробно ознакомиться с этим наукообразным бредом, может
почитать его полностью на сайте Славянского правового центра (электронный
адрес - [ http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1901 ] http://www.sclj.ru/
news/detail.php?ID=1901 ).

И эту <<науку>> они хотят сегодня преподавать в школе, о чем в стране идет
бурная дискуссия, вопреки мнению академиков - Нобелевских лауреатов. Но уже
есть целая армия преподавателей <<основ>>, для которых и читаются подобные
лекции.

Сейчас по всему мир разлился банковский кризис. Кто в этом повинен? А вы не
догадываетесь? Конечно, они. Во главе финансовых корпораций кто стоит? Кто
самый богатый человек в мире? Баффет! Кто разбирается в экономике лучше
других? Всякие там Айзберги, Вайсберги и прочие Рабиновичи. Столько уж лет
житья от них нет.

Пресса вносит в это дело свой посильный вклад, рассказывая, кто и сколько
получает, кто обогащается даже на финансовом крахе. Такова жизнь: либо се
ля ви, либо се ля вас. А вас - так в первую очередь.

Несомненно, что банковский кризис поспособствовал росту антисемитизма. И
это не новость, поскольку ничего необычного в этом нет. Когда тонет
корабль, то матросы первым делом не его спасают, а вешают на рее капитана,
а там как бог даст.

Тоже мне - адронный коллайдер! Бином Ньютона! Все ясно и так. Креативнее
надо быть, креативнее! К этому вас давно призывает Жванецкий. Правда, я не
знаю, что это такое. Но если не получается, то купите таблетки у своего
Шпигеля. Их у него до хрена и больше. Он не просто главный аптекарь Руси, а
еще и вождь ВКРЕ - Всемирной гебистской организации для евреёв.
Поторопитесь, потому что пост у него не вечный. Уже выбыл из этой игры один
из основателей ВКРЕ академик Квинт. Он уже, говорят, к обновленцам подался.
И огромная всепоглощающая Ж, то есть женщина, Любовь Слиска, стала
академиком. А Шпигель, утверждают досужие люди, скоро обменяет свои
таблетки на леваевские алмазы. Леваев, по сообщениям СМИ, намерен скупить
российские аптеки у главы ВКРЕ. Они хотят войти в израильский бизнес
неспроста. В связи с отменой виз в Израиль теперь хлынет поток гебистских
коммерсантов, вцепится зубами в его экономику, и тогда начнется кровавая
ритуально-убийственная маца. Профессиональные русские - это те, кто по
своим праздникам носит погоны с синими просветами. Нынче среди них и
евреев хватает. Ведь величайшей тайной является история происхождения сказо
чных богатств российских олигархов. Впрочем, теперь их так уже не называют:
ну, какие они олигархи, если лишены власти? Власть теперича у тех, кто
открыто имеет право носить погоны.

Мир во зле лежит. Князь мира - сатана. Но мы смеемся и даже улыбаемся,
освобождаясь от власти князя тьмы. Иоанн Златоуст говаривал: <<Смех вложен
в душу, чтоб она отдыхала, но и не для того, чтоб была расплескана в
смехе>>. А когда смеешься, совсем иной нарзан получается. Вместо боржоми,
которого россиянам уже не пить.

Но вот ведь опять говорят о всемирном владычестве евреев. ВКРЕ - это что?
Всемирный форум российских евреев. Всемирный!. И печатный орган у него есть
- тоже так называется - <<Форум>>. Орган хоть и печатный, но больше печ
альный. Что ни номер, то ляп за ляпом. Как сказала мне одна знакомая, при
слове <<Форум>> у нее начинается геморрой. А я, грешным делом, думал, что
это абсолютно не женская болезнь: ведь ни самому посмотреть, ни людям
показать. А у женщин она находится в привлекательном месте - ведь не только
лицо бывает красивым. Но <<Форум>> опять оказался в этом самом месте.
Опубликовал статью некоего Опендика <<Полный шалом в буквальном смысле>>.
Смысла в ней маловато, зато вылиты помои на Виктора Топаллера и писателя
Семена Резника. Вовсе не значит, что эти личности вне критики. Но что
понимает главный и он же единственный редактор, бывший сталевар, в
любительских сочинениях бывшего строителя мостов и туннелей? Ничего!
<<Расставаясь с Резником, сладкоречивый Топаллер, который обмишурился с
Резником и с Солженицыным так же, как городничий с Хлестаковым, приняв за
ревизора заморского (?) писателя и гостя, пожелал себе еще много встреч с
писателем>>.

Семен Резник - известный литератор. Виктор Топаллер - лучший ведущий
ток-шоу на русскоязычных каналах, включая и московские. Это правда. А кто
такой Опендик? Не более, чем Опендик. Он сочиняет свою историю. Но не
мешало бы знать, что любая историческая публикация перед тем, как увидеть
свет, обсуждается специалистами-историками. И лишь потом рекомендуется или
отвергается. Любой литературный труд тоже проходит закрытые рецензии
коллег. Опендик изготовил за свой счет несколько компиляционных томов, не
имея навыков работы с документами. И продает их уже года два. Только поч
ему-то народ не спешит выкупать это изделие. А книги Семена Резника
расходятся мгновенно. Они интересны. Они научны и построены на фактах и
глубоком знании предмета.

Какие претензии у Опендика к писателям? Они, считает Опендик, - недостаточ
ные евреи. Неправильные евреи. По этому поводу польский поэт Юлиан Тувим
(наш человек) говорил так: <<Самые большие свиньи требуют от людей, чтобы
они стали ангелами>>.

Сколько же их развелось - воинствующих опендиков! Несть им числа. И они
сужают духовное восприятие истории до уровня кирзового сапога. Быть дураком
не запрещено, а то, что не запрещено, то можно. Графоманы верят в свое
экслюзивное право на правду только потому, что им позволено так думать.
Поэтому с помощью Немировского можно шельмовать телеведущего, называя его
паучком, а уж профессионального писателя и талантливого журналиста Семена
Резника считать себе равным и отчитывать за недостаточное еврейство.

Уровень литературного и исторического невежества Опендика превосходит все
мыслимые пределы. При этом он сам себя высекает, как унтер-офицерская
вдова. <<Сам Резник не изменился, продолжает жить интересами России и
прогибаться, как и прежде, в гадюшнике под русскую ментальность.>>
Насколько зла эта фраза, настолько безграмотна и лжива.

Неисповедимы наглость и пути графоманские. Я знаю Семена Резника как
многолетнего ведущего радиостанции <<Голос Америки>>, где он проработал
много лет, сам участвовал в его программах <<Встречи с интересными
людьми>>, мы общались по телефону, и могу заверить, что это человек
огромного интеллекта, глубоких знаний. Его книга <<Вместе и врозь. Заметки
на полях книги Солженицына <<200 лет вместе>> - лучшее, что приходилось ч
итать за последнее время. Но графоманам неймется. Вот и на талантливую
Людмилу Улицкую напал. И на покойного Солженицына с его трехтомным
<<Архипелагом ГУЛАГ>>, который потряс все человечество и удостоен
Нобелевской премии. А Опендик называет его <<недостоверным>>.

Удивительные иногда бывают совпадения. У Остапа Бендера, если помните, была
пишущая машинка без буквы Е. Вместо нее использовалась литера Э. Поэтому
писала она с кавказским акцентом. Например, <<Приложение. Бэз приложений>>.
Немировский над сердитым письмом Семена Резника ставит рубрику <<Без
комментариев>>. Как будто статья писателя нуждается в комментариях. Под ту
же рубрику попала и заметка председателя Бостонского отделения общества
<<Мемориал>> Виктора Снитковского под характерным названием <<Как Опендик
сам себя высек>> с весьма красочными и красноречивыми примерами полной
некомпетентности графомана.

Таким особам, как Немировский и Опендик, стыдно не бывает. Они уверовали в
себя и считают себя, любимых, тоже причастными к творческому цеху,
обращаясь к настоящим писателям и журналистам как к равным себе.

Не то уравнение получается. Талант истинный всегда вызывает зависть и
ненависть.

Спорить с графоманами - дело бесполезное. Перед ними надо ставить зеркало,
что и сделал писатель Семен Резник, имя которого в печальном органе ВКРЕ
набрано самым мелким шрифтом.

Некомпетентность тоже порождает антисемитизм, с которым так усердно борются
коньюнктурщики. Лучше бы они занимались лепидоптеропилией -
коллекционированием бабочек.

Александр Проханов тоже антисемит. Но он все же писатель с графоманскими
наклонностями. В своем националистическом органе он постоянно пишет о том,
что Россия оккупирована еврейской мафией, что эта мафия убивает в год 1,5
миллиона россиян. Они язык истерли в кровь, доказывая, что так и есть. С
прохановской газеткой <<Завтра>> согласны многие. Но где же эта мафия,
которая стремится награбить все и бежать из России в Израиль и Америку,
превратить ее в колонию США? Почему в Нью-Йорке с каждым днем становится
все больше русских из страны, постоянно встающей с колен?

Все это паранойя, системный бред, убивающий душу русского народа и
превращающий его в биомассу. Они этим хотят заполнить идеологический
вакуум, вызывая к жизни патриотическое сознание. Такой патриотизм, как и
бред <<ученой>> дамы из Тюмени, финансируется путинским правительством.
Приказано мыслить в одном ключе с руководством и ходить строем под
хоругвями в поисках справедливости. Мы жили в лживом мире, живем в нем и
теперь. Агитпроп новейшей формации делает свою работу. Поэтому им просто
необходимо в школах ввести преподавание основ православия. Как писал Чехов,
образование необходимо, но для народа оно преждевременно. Телесные
наказания вредны, но в некоторых случаях они полезны и необходимы.>> В случ
аях с графоманами - определенно необходимы. Трудно не заметить потрясающее
количество религиозной и исторической белиберды в книжных магазинах.
Опендик тоже пишет историю.

Для того, чтобы давать оценки творчеству, нужно самому быть творцом. А то
ведь очень легко превратиться в заведующего подотделом очистки города
Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ Полиграфа
Полиграфовича Шарикова.

Настоящие новости только в книгах, потому что они написаны мыслящими
людьми, а не суетливыми интриганами.

Не все равны, не все одинаково талантливы, не все полезны для общества.
Салтыков-Щедрин еще очень давно писал: <<Никогда не надо настоящих слов
говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. Сошлись на дух времен,
но не упускай из виду разнузданности страстей>>.

Теперича не то что давеча. Умника любого непременно побьют камнями. Это как
два килобайта переслать. Когда в голову ударяет патриотическая моча, не
забудь, чему учил Козьма Прутков: <<Бросая в воду камешки, смотри на круги,
ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою>>.

-*http://subscribe.ru/
Код этой рассылки: media.news.online.interesno2005

   "Igor" 2008-10-03 12:38:03 (#779382)