Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Речь юристов фонда "Право Матери" в прениях по делу вдовы Теряевой



Речь юристов фонда "Право Матери" в прениях по делу вдовы Теряевой
2016-04-11 18:28 ФПМ
Пресс-релиз №: 
24/1757
от: 
11/04/2016

"...С исковыми требованиями Военного комиссариата Нижегородской области не
согласны, считаем их необоснованными и незаконными.

1. Теряева Е.М. являясь военнослужащей, имеет право на одновременное со
службой получение пенсии по случаю потери кормильца (далее - ППСПК).

1.1. В соответствии со ст. 30 Закона N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон) вдова погибшего
при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего имеет право на
получение ППСПК с 50 лет.

Достижение указанного возраста - единственное условия для назначения ППСПК
вдове погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего
.Иных условий или ограничений для получения ППСПК в случае Теряевой Е.М. несуществует.

1.2. В статье 1 Закона и далее во всем Законе различается две группы
субъектов: <Лица, указанные в статье 1 Закона> (сами военнослужащие) и
<члены их семей>. Законодатель четко разделил по тексту и смыслу закона две
указанные группы субъектов.

1.3. Статьей 5 закона устанавливаются 3 вида пенсий: два вида - для лиц,
указанных в статье 1 Закона (для самих военнослужащих - это пенсия за
выслугу лет и пенсия по инвалидности) и один вид пенсии - для членов семьи
военнослужащего (ППСПК).

1.4. В соответствии со ст. 5 Закона, в случае гибели или смерти лиц,
указанных в статье 1 Закона, члены их семей получают право на пенсию по
случаю потери кормильца.

В отличие от военного комиссариата Нижегородской области, законодатель четко
различает указанные группы субъектов
(сами военнослужащие и члены их семей)
и не путает живых и погибших.

1.5. Ограничение на одновременное получение пенсии и прохождения военной
службы, указанное в ч. 1 ст. 6 Закона, касается только <лиц указанных в
статье 1 Закона> (самих военнослужащих), а не <членов их семей>.

Текстуально круг субъектов, на которых распространяются ограничения ст. 6
Закона, и круг субъектов, в случае гибели которых выплачивается ППСПК,
выражен одинаково - <лица, указанные в статье 1 Закона>. Но ППСПК военный
комиссариат Нижегородской области выплачивает только членам семей погибших
военнослужащих (не живым и здоровым военнослужащим), а ограничение на
одновременное получение ППСПК и прохождение военной службы почему-то
распространяет не только на <лиц, указанных в статье 1 Закона> но и на
членов их семей.

Подобная практика свидетельствует об оппортунистическом подходе военного
комиссариата к применению норм права и противоречит единообразию правовых
решений.

1.6. Пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет или пенсия по
инвалидности имеют разную правовую природу. Данное утверждение
подтверждается правовыми позициями Конституционного суда РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 20.10.2010 N18-П указано, что
<пенсия по случаю потери кормильца <:> призвана восполнить утраченный семьей
в связи со смертью кормильца доход>.

Относительно пенсии за выслугу лет Конституционный суд РФ в своем
постановлении от 18.03.2004 N 6-П определил, что <пенсия за выслугу лет
предоставляется <:> в целях компенсации гражданам заработка (дохода),
утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной
законом выслуги>.

Позиция Конституционного суда РФ состоит в том, что пенсия за выслугу лет и
ППСПК имеют разные условия и цели назначения, ограничения для пенсии за
выслугу лет не могут быть распространены на пенсию по случаю потери
кормильца.

1.7. Имеется обширная судебная практика по схожим делам в различных
субъектах РФ.

Например, в Апелляционном определении от 05.06.2014 по делу N11-5829/2014
Челябинский областной суд приходит к следующему выводу:

<Таким образом, по достижении 50-летнего возраста у Л. возникло право на
получение пенсии по случаю потери кормильца, независимо от прохождения
службы. При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось
правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.

Ссылки представителя ответчика на нормы ст. 6 Закона Российской Федерации "О
пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993
года N 4468-1 не могут быть приняты во внимание, так как основаны на
неправильном толковании норм материального права. Также является
несостоятельной ссылка представителя ответчика на Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П,
поскольку в указанном Постановлении проанализированы положения ст. 6 Закона
Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 44-68-П применительно к
пенсии за выслугу лет.>

В Апелляционном определении Тульского областного суда от 08.08.2013 по делу
N 33-1953 указано, что <учитывая статус пенсии по случаю потери кормильца,
которая предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального закона "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в целях
компенсации гражданам дохода при потере кормильца, при достижении
установленного законом возраста, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30 Закона от 12
февраля 1993 г. N 4468-1, которая предусматривает в качестве условия для
назначении этой пенсии лишь достижение определенного возраста, судебная
коллегия приходит к выводу о том, что назначение Г. пенсии по случаю потери
кормильца не может быть связано с необходимостью прекращения для нее
службы.>

Кроме того, к подобным выводам пришел Ленинградский окружной военный суд в
апелляционном определении по делу N 731-АГ от 11.11.2014 г.; Псковский
гарнизонный военный суд в решении по делу N 02-0247/2014 от 06.08.2014 г.;
Калужский районный суд Калужской области в решении по делу N 2-8459/1/13 от
19.09.2013 г., а также иные суды субъектов РФ.

1.8. Позиция военного комиссариата Нижегородской области, в соответствии с
которой ППСПК могут получать все вдовы погибших при исполнении военной
службы военнослужащих, достигшие 50 лет, кроме вдов, которые сами проходят
военную службу, противоречит ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей,
что "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от : должностного положения".

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 ?
428-О: <Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального
обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39
(часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок
исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия
назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая
предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения
трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в
Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке
конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28,
пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", должна осуществляться законодателем с соблюдением требований
Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа
равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях
приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны,
обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для
достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного
обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех
форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего
запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной
и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания
(запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных
ситуациях)>.

Необходимость для вдов-военнослужащих, в отличие от вдов, не проходящих
военную службу, делать выбор между получением ППСПК и прохождением военной
службы - это дискриминация по должностному признаку, что однозначно
противоречит Конституции РФ и целям правового регулирования пенсионных
отношений.

Указанная позиция Конституционного суда РФ также применяется в практике
Верховного суда РФ. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 15.04.2011
N 25-В10-9
указано, что <граждане, относящиеся к одной и той же категории
социальной защищенности (родители погибшего военнослужащего), оказались в
неравном положении из-за характера их профессиональной деятельности <:>, что
порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения>.

2. Вступившее в законную силу решение суда не может произвольно не
исполняться военным комиссариатом Нижегородской области.

2.1. Право Теряевой Е.М. на получение пенсии по случаю потери кормильца,
повышенной на 32 % расчетного размера пенсии, признано решением
Нижегородского районного суда г. Н.Новгород от 29.01.2013 г. по делу N
2-1069/13 (с учетом Определения об исправлении описки в резолютивной части
решения суда от 20.06.2013 г., а также определения о разъяснении решения
суда от 12.08.2013 г.). Ответчиком по указанному делу был Военный
комиссариат Нижегородской области, который был обязан данным решением
выплачивать Теряевой Е.М. ежемесячно ППСПК, повышенную на 32% расчетного
размера пенсии. Решение Нижегородского районного суда от 29.01.2013 г. не
было обжаловано и имеет в настоящее время законную силу.

2.2. Утверждение военного комиссариата о том, что указанное решение
Нижегородского районного суда признавало право Теряевой Е.М. только на
повышение ППСПК, а не на саму пенсию, противоречит законодательству РФ.

2.2.1. Ст. 45 Закона не предусматривает возможность отдельной выплаты
повышения на 32% ППСПК без выплаты самой пенсии.

2.2.2. В резолютивной части Решения Нижегородского районного суда от
29.01.2013 указано <признать право Теряевой Е.М. на пенсию по случаю потери
кормильца
в повышенном на 32% размере>. То есть, признано не только право на
повышение пенсии, но и на саму пенсию.

2.3. Предмет и основания иска военного комиссариата Нижегородской области к
Теряевой Е.М. - о взыскании <неосновательного обогащения> в виде пенсионных
выплат - непосредственно связаны с вопросом о признании права на ППСПК
Теряевой Е.М. Неосновательное обогащение невозможно при правомерном
получении ППСПК
.

2.4. В соответствии с законодательством РФ для прекращения выплаты ППСПК
Теряевой Е.М. Военный комиссариат Нижегородской области должен был
обжаловать вступившее в силу решение суда в соответствии с нормами
процессуального права РФ. Данные действия ответчиком не были предприняты.
Самовольное прекращение выплат - является грубым нарушением прав ТеряевойЕ.М. и ГПК РФ.

3. Прекращение военной службы по достижению предельного возраста - это
право, а не обязанность гражданина.

3.1. Довод представителей военного комиссариата Нижегородской области о том,
что Теряева Е.М. заключила новый контракт в 2007 г. в возрасте 46 лет никак
не относится к разрешаемому в судебном заседании спору.

3.2. В соответствии с ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ <О
воинской обязанности и военной службе>, <с военнослужащими, достигшими
предельного возраста пребывания на военной службе <45 лет для женщин>, может
заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке,
определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, <:> до
достижения ими возраста 65 лет>.

65 лет Теряевой Е.М. исполнится только в 2026 г. Таким образом,
законодательством не предусмотрено ограничений для прохождения Теряевой Е.М.
военной службы.Кроме того, данный вопрос никак не связан с вопросом одновременного
получения ППСПК и прохождения военной службы.

4. Военный комиссариат Нижегородской области знал, и обязан был знать, что
Теряева Е.М. является военнослужащей
.

4.1. Согласно ст. 30 Закону РФ <О воинской обязанности и военной службе> от
11.02.1993 г. N 4455-1 Первый контракт о прохождении военной службы вправе
заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане
женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Контракт о прохождении военной
службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством
обороны Российской Федерации (министерством, государственным комитетом или
ведомством, в которых настоящим Законом предусмотрена военная служба) в
порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

4.2. Согласно требованиям ст. 32 Закона гражданин, поступающий на военную
службу по контракту, подлежит медицинскому освидетельствованию в
соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Пунктом 15 Положения о военно-врачебной экспертизе определен порядок
проведения медицинской освидетельствования.
В соответствии с п. 16, документы, лица прошедшего испытания, направляются в
в\ч.

4.3. Согласно Временному положению о прохождении военной службы по контракту
сержантами от 30.03.1993 г., действовавшему в момент поступления Теряевой
Е.М. на военную службу, (отменен 26.10.1996 г. N 315 К/1/3140) - отбор
женщин поступающих на военную службу по контракту проводился только через
военный комиссариат
в индивидуальном порядке по заявкам командиров в\ч (п.
11).
В соответствии с п. 17, на лиц, на которых командиром выносится решение о
приеме на работу по контракту, высылается вызов в военный комиссариат

4.4. Все передачи военных билетов должны фиксироваться в журнале военного
комиссариата.
В 2004 г. Теряевой Е.М. был выдан новый военный билет с печатью Володарского
военного комиссариата Нижегородской области.

Военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана)
удостоверяет личность военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в
запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности. Выдается военным
комиссариатом по месту учета (жительства) (приказ Министра обороны от 19
ноября 2007 N 500).

Военный билет оформляется и выдается гражданину РФ, не пребывающему в запасе
и не проходившему военную службу: при поступлении на военную службу по
контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и
мичмана; (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 27 ноября 2006 N 719)

4.5. Согласно Указа Президента РФ от 15.10.1999 N 1372 военные комиссариаты
являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации
в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной
области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного
деления), административных округах и равных им административных образованиях
и входят в состав военных округов (флота*), на территории которых они
находятся.
Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб
через управления соответствующих военных округов (управление флота).

Военный комиссар муниципального образования подчинялся военному комиссару
субъекта. После 2012 г. военный комиссариат - единая система, в районах
находятся их отделы.

4.6. Приказ МО РФ N 350 от 08.10.1994 г., регламентирующий порядок принятия
решения о назначении военными комиссариатами пенсий и обязывающий военныекомиссариаты проверять достоверность поступающих с заявлениямисведений, атакже управомачивающий запрашивать дополнительные документы, подтверждающиеналичие условий для назначения пенсии, - <действующий>.

5. Для выплаты ежемесячной денежной компенсации Теряева не должна
предоставлять в военный комиссариат Нижегородской области документы, которые
не предусмотрены законом.

Пункт 5 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной
частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона <О денежном довольствии
военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим,
проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные
сборы и членам их семей, утв. постановлением Правительство РФ от 22.02.2012
г. N 142, относится только к лицам, которые были уволены при жизни с военной
службы и к членам их семей. Это требование не имеет никакого отношения к
Теряевой Е.М., т.к. она сама с военной службы не увольнялась, а ее муж погиб
при исполнении обязанностей военной службы.

Так как военный комиссариат Нижегородской области незаконно прекратил
выплату ЕДК
Теряевой Е.М., то данный факт не меняет правовое положение
Теряевой Е.М. - с момента неправомерного прекращения выплаты ППСПК Теряева
Е.М. не стала юридически <членом семьи, не получающим пенсию в
уполномоченных органах>, так как неправомерные действия не могут повлечь для
жертвы данных действия правомерные обязанности.

Выводы:

На основании вышеизложенного, считаем безусловно доказанным, что:

1. Теряева Е.М., будучи вдовой военнослужащего, погибшего при исполнении
обязанностей военной службы, и сама являясь военнослужащей, имеет право на
получение пенсии по случаю потери кормильца с 2011 г. (по достижении 50-и
лет) независимо от того служит она или нет.

2. Позиция военкомата, в соответствии с которой женщины-военнослужащие,
якобы, не могут получать ППСПК - дискриминационна и противоречит Конституции
РФ, законодательству РФ, позициями Конституционного и Верховного судов РФ.

3. Самовольное прекращение военным комиссариатом Нижегородской области
выплаты ППСПК Теряевой Е.М. - незаконно.

4. Кроме того, военный комиссариат своими действиями не исполняет вступившее
в силу законное решение суда
от 2013 г. о признании права Теряевой Е.М. на
ППСПК в повышенном на 32% размере.

5. Военный комиссариат Нижегородской области знал и обязан был знать о том,
что Теряева Е.М. - военнослужащая.

6. Незаконное прекращение военным комиссариатом выплаты ППСПК не может
являться основанием для такого же незаконного прекращения выплаты
ежемесячной денежной компенсации. Прекращение выплаты ЕДК - незаконно.

7. В соответствии со ст. 12 ГК РФ права Теряевой Е.М. на получение ППСПК и
ЕДК подлежат признанию судом, а действия военного комиссариата Нижегородской
области - признанию незаконными. Указанные способы защиты гражданских прав
являются самостоятельными и не зависят от исполнения имущественных
обязательств должника.

8. Незаконными действиями военного комиссариата Нижегородской области
Теряевой Е.М. были причинены убытки, которые подлежат обязательному
возмещению."

Юристы фонда "Право Матери" Денис Шедов, Татьяна Сладкова.

* * *


При реализации проекта используются средства государственной поддержки,выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента
Российской Федерации от 01.04.2015 N 79-рп, и на основании конкурса,проведенного Движением <Гражданское достоинство> (http://civildignity.ru).

Вы можете поддержать нашу работу, подписавшись на ежемесячные пожертвованияФонду "Право Матери": https://vmeste.yandex.ru/mright-hro-org

Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни
фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.



В избранное