Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Личность в Истории Выпуск от 2008/01/17



Станиславский Константин Сергеевич
Станиславский Константин Сергеевич (Актер, режиссер, педагог, теоретик театра)
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) родился 5 (17) января 1863 года в Москве, умер 7 августа 1938 года там же.

Родители Станиславского принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам, из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры — П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и другие. В 1877 Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили, оперетты. Станиславский сыграл здесь много ролей с пением и танцами.

В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона («Скупой рыцарь» Пушкина), Анания Яковлева («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и др.

В 1898 Станиславский вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина).

Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер Станиславский и Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова.

В 1902 Станиславский поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению Станиславского) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой — рабочий, призывающий бороться за преобразование общества.

Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславским и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка Станиславского и И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным).

В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации.

С 1900-х гг. Станиславский активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.

Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности Станиславского как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: «Горячее сердце» Островского(1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927).

Станиславский стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.

Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.

Избранное:

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Только при артистическом подъеме часы кажутся минутами.

Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво.

Все афоризмы и цитаты автора




Далида (Певица)
Франклин Бенджамин (Государственный деятель, ученый и писатель)
Жуковский Николай Егорович (Учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики)
Вейсман Август (Зоолог и теоретик эволюционного учения)
Ллойд Джордж Д. (Государственный деятель Великобритании, лидер Либеральной партии)
Кальдерон де ла Барка Педро (Драматург)
Пономарев Борис Николаевич (Государственный и партийный деятель, историк)
Трауберг Леонид Захарович (Кинорежиссёр, сценарист, педагог)
Истомина Авдотья Ильинична (Артистка балета)
Сеннет Мак (Режиссер, продюсер, актер)

В избранное