Попова Варвара Александровна родилась 17 декабря 1899 года.
Блистательная характерная актриса, ученица Евгения Вахтангова. Дебютировала в немом кино в фильмах "Его призыв" и "Кирпичики", затем создала запоминающиеся образы старух в лентах "Братья Карамазовы", "Председатель", "Бабье царство", "Варвара-краса, длинная коса", "Морозко".
Варвару Попову называют самой загадочной фигурой в истории театра имени Вахтангова. Замкнутая, простоватая, малограмотная, но вместе с тем необычайно одаренная, она покинула сцену, а точнее - самоустранилась в расцвете творческих сил. Варвара Александровна не приняла новое руководство родного театра и не стала бороться.
У Поповой не было никаких почетных званий. «Любимая ученица Вахтангова – это выше любых почестей и наград», – говорила актриса. Она училась в студии великого актера и педагога вместе с теми, кто в дальнейшем определял стиль и направление развития русского театра, кто поистине стал лицом отечественной сцены – это и Б.Захава, и Р.Симонов, и Ц.Мансурова, и Е.Алексеева, и И.Толчанов. Со всеми ними Варвара Попова была на «ты», но никогда не кичилась этим и никогда не вступала ни в какие конфликты. Единственное, что
Варвара Александровна позволила себе – вступиться за своего любимого партнера и единомышленника Бориса Захаву, когда против него в театре начались интриги. Этот инцидент и стал роковым в ее биографии.
О Варваре Поповой заговорили в конце 20-х, когда она с блеском сыграла Луизу в пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Но больше Попова ничего заметного в театре не сыграла. Она не умела интриговать, бороться и извлекать выгоду. Многие называли ее неудачницей. В личном деле Варвары Александровны написано: «Находится в условиях не очень благоприятных для роста, но все же делает успехи».
С 1956 года Варвара Александровна ни разу не переступила порога Вахтанговского театра. Зато вскоре у Поповой началась новая жизнь – она вновь пришла в кинематограф. Вновь – потому что за ее плечами уже был солидный опыт работы в кино. В 20-е годы она снималась у таких мастеров экрана, как Я.Протазанов и Л.Оболенский.
В 60-е годы Попову много снимал А.Салтыков, называя старую актрису своим талисманом. Впервые они встретились на съемках «Председателя», где Варвара Александровна сыграла некую Самохину – деревенскую старуху, которая все время «подначивает» молодого председателя колхоза Егора Трубникова. Однако наибольшую известность принесла актрисе работа с Александром Роу. В «Морозке» она сыграла слепую старушку, которую Иван с медвежьей головой пронес через весь лес к ее дому, а в сказке «Варвара-краса, длинная коса» Попова
была нянькой Степанидой.
Точно так же, как в случае с театром, Варвара Попова неожиданно исчезла и с киноэкранов. Ее светлый облик остался запечатленным в немногих фильмах. В 1975 году Попова появилась перед зрителями в последний раз – в телефильме Константина Бромберга «У меня есть лев». В музее театра Вахтангова указано, что скончалась Варвара Александровна в 1989 году, когда ей было почти 90 лет. Как она жила все эти годы, чем занималась, с кем общалась – неизвестно. Загадкой она осталась до конца.