Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Личность в Истории Выпуск от 2006/12/03



Сковорода Григорий Саввич
Сковорода Григорий Саввич (Философ, поэт, педагог)
Сковорода Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог.

Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»).

При постоянном интересе к библейской проблематике для него характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога.

В истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена он воспринял и античное представление о бе значальности и бесконечности тварного мира.

Социальные и педагогические взгляды Сковороды основаны на учении о «сродности», «сродном труде». Согласно Сковороде, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Идеальный педагог у него напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».

Сковороде принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов.

Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни Сковороды способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа.

Критические мотивы стихотворений и басен, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.




Конрад Джозеф (Писатель ("Изгнанник островов"))
Кошкин Михаил Ильич (Конструктор танков, под его руководством создан танк Т-34)
Финлей Карлос Хуан (Врач и организатор здравоохранения на Кубе)
Данилин Николай Михайлович (Дирижер, педагог)

В избранное