Быков Василь (Василий Владимирович), р. 1924, белорусский прозаик.
Родился 19 июня в деревне Череновщина Витебской области в крестьянской семье. В 1941, будучи студентом Витебского художественного училища, уходит добровольцем на фронт; прошел всю войну, закончив ее в Австрии, офицером Советской Армии.
После войны еще в течение десяти лет служил в армии, затем демобилизуется и с 1955 занимается только литературной деятельностью. В 1950-е пишет военные рассказы и повести: "Смерть человека", "Двадцатый" и др., переводя свои произведения на русский язык. Повесть "Третья ракета", написанная в 1962, приносит писателю известность и признание.
В 1960-е публикует повести "Альпийская баллада", "Мертвым не больно", в 1970-е - "Сотников", "Обелиск", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться".
Эти произведения поставили В.Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. В 1983 была опубликована повесть "Знак беды", получившая в 1986 Ленинскую премию. В 1986 - "Карьер".
Василь Быков скончался 22 июня 2003 года.
Избранное:
За тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. Это и понятно, потому что война, как известно, всегда была продолжением политики военными средствами и служила интересам власть предержащих. Наша же большая война, на полях которой решались судьбы планеты, имела другой характер и другие, отличные от предыдущих, цели. Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам ее жертв, так и по отношению к будущему.
Люди земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой целой досталось им это избавление.
Великая русская литература была и остается той главной школой духовности, которую должен пройти каждый, прежде чем отважиться добавить в ней какую-то свою строчку.
Неопытность, как и незнание, не всегда плохо, иногда, особенно в начале творческого пути, они немало способствуют тому, что автор берется за работу над вещью, за которую никогда бы не взялся, знай он определенно, что это такое. И случается, создает что-то весьма удачное. И кто знает, сколько произведений остались ненаписанными в зрелом возрасте именно в силу осознания их авторами размеров собственных возможностей, а также из нежелания риска.