Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Личность в Истории Выпуск от 2006/01/17


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станиславский Константин Сергеевич
Станиславский Константин Сергеевич (Актер, режиссер, педагог, теоретик театра)
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) родился 5 (17) января 1863 года в Москве, умер 7 августа 1938 года там же.

Родители Станиславского принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам, из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры — П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и другие. В 1877 Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили, оперетты. Станиславский сыграл здесь много ролей с пением и танцами.

В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона («Скупой рыцарь» Пушкина), Анания Яковлева («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и др.

В 1898 Станиславский вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина).

Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер Станиславский и Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова.

В 1902 Станиславский поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению Станиславского) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой — рабочий, призывающий бороться за преобразование общества.

Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславским и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка Станиславского и И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным).

В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации.

С 1900-х гг. Станиславский активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.

Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности Станиславского как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: «Горячее сердце» Островского(1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927).

Станиславский стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.

Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.

Избранное:

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Только при артистическом подъеме часы кажутся минутами.

Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво.

Все афоризмы и цитаты автора



Далида (Певица)
Франклин Бенджамин (Государственный деятель, ученый и писатель)
Жуковский Николай Егорович (Учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики)
Вейсман Август (Зоолог и теоретик эволюционного учения)
Ллойд Джордж Д. (Государственный деятель Великобритании, лидер Либеральной партии)
Кальдерон де ла Барка Педро (Драматург)
Пономарев Борис Николаевич (Государственный и партийный деятель, историк)
Трауберг Леонид Захарович (Кинорежиссёр, сценарист, педагог)
Истомина Авдотья Ильинична (Артистка балета)
Сеннет Мак (Режиссер, продюсер, актер)

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.personality
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное