ПЫРЬЕВ Иван Александрович (17 (н.с.) 11. 1901 — 07. 02. 1968). Родился в селе Камень-на-Оби, на Алтае.
В 1923 окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, параллельно учился на режиссерском отделении. С 1921 — актер 1-го Рабочего театра Пролеткульта. Играл в спектаклях у С. Эйзенштейна («Мексиканец») и В. Мейерхольда («Лес»). С 1925 — сценарист, ассистент режиссера и режиссер к/ст «Госкино», «Пролеткино», «Союзкино» (ныне — «Мосфильм»).
С 1926 — помощник режиссера на фильмах Ю. Тарича,
автор и соавтор сценариев «Оторванные рукава», «Токарь Алексеев», «Будьте такими», «Переполох», «Третья молодость», «Перегон смерти». Директор к/ст «Мосфильм» (1954-1957). Основатель Союза Кинематографистов СССР.
Народный артист СССР (1948), Лауреат Гос. премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).
Иван Пырьев — в кинематографе 40 лет и 4 жизни. Одна общественно-административная: основатель творческого союза, директор «Мосфильма», депутат Верховного Совета. И три творческие, совершенно разные. Мощной энергетики сибиряка, человека от земли, интеллигента в первом поколении хватило на все.
В искусство вошел как актер театра Вс. Мейерхольда и пролеткультовских спектаклей С. Эйзенштейна. Вкус к острой, яркой форме и злободневному материалу принес в кино. Первые фильмы: бытовая комедия «Посторонняя женщина» (1929) и социальная сатира «Государственный чиновник» (1931). И сразу удар идеологической дубинки: «Государственный чиновник» запрещен и подвергнут переделке, так же, как позднее фильм «Партийный билет» (1936), политическая бдительность и непримиримость которого в первом варианте показались самому
Сталину недостаточными. Фильм переделан, принят, идет по всей стране. Этим завершается первая творческая жизнь Пырьева. Меняются материал и жанр фильма, — с ним и главная актриса, муза, жена, Ада Войцик.
Вторая жизнь приходится на страшное время (1937—51), а для него оно поистине триумфальное. Шесть Сталинских премий (абсолютный рекорд), звание Народного артиста, всенародная зрительская любовь. Пырьев нашел тип фильма, идеологически безупречный и надежный и плюс к тому, полюбившийся массовому зрителю. Пырьевский народный фильм (о народе и для народа) — лирическая музыкальная комедия, по-существу киносказка о борьбе добра со злом, о стремлении героев к счастью, с неизменным финалом в виде свадебного пира.
Замечательные песни, которые завтра пела вся страна, мажорные трудовые сцены, комические интермедии, лирическая стихия без края, боже упаси, никакой эротики. Социальные реалии, такие, как соревнование бригад, колхозные, оборонные проблемы, дружба народов были новым, современным фоном для вечных коллизий. И в центре светловолосая, голубоглазая, миловидная Марина Ладынина — главная актриса, муза, жена второй творческой жизни Пырьева.
Именно по такой модели была создана «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), а после войны «Кубанские казаки» (1950). Даже война не смогла сломить такой тип фильма, хотя и внесла в него суровый драматизм и пафосный героизм, иные песенные мотивы. «В шесть часов вечера после войны» (1944) и «Сказание о земле сибирской» (1947) — в них новыми были только мужские типы и типажи. Эти фильмы своей красотой осветили такие актеры, как Евгений Самойлов и Владимир Дружников.
Закономерно
вторая жизнь Ивана Пырьева завершилась вместе с концом сталинской эпохи. Восемь лет он готовился к третьей и последней творческой жизни, отдав ее Ф. Достоевскому. Он зачитывался и восхищался им по-своему: «Какие характеры, какие страсти!» Цикл экранизаций «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1960), «Братья Карамазовы» (1967—68) — это был лубочный Достоевский, не для избранных, для всех. Мелькнула и растаяла очаровательная, черноглазая Людмила Марченко — Настенька из «Бе
лых ночей». Роль Грушеньки сыграла темпераментная Лионелла Скирда-Пырьева.
«Иваном Грозным» называли его между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь.