Вацлав Янович Дворжецкий (1910 — 1993) — актер, народный артист России родился в Киеве, в семье потомственных дворян. Будучи студентом политехнического института, в 1929 году окончил театральную студию при польском театре в Киеве (руководитель курса — Елена Драга). Как участник кружка "ГОЛ" ("Группа освобождения личности") был осужден и с 1929 по 1937 год находился в лагерях, на строительстве железной дороги Пинюга - Сыктывкар, Беломорско - Балтийского канала, Туломской гидроэлектростанции, рудниках
острова Вайгач. В книге "Пути больших этапов", вышедшей в Нижнем Новгороде, к сожалению, уже после его смерти, Дворжецкий рассказывает о своих страшных скитаниях, о мире лагерей и изоляторов, среде придурков и стукачей, без которых не могла существовать система ГУЛАГов.
Но Вацлав Дворжецкий был актером, актером милостью Божьей. В самых жутких условиях его актерская природа, творчество помогли ему и выжить, и остаться человеком. Его сценическая биография началась в лагерном театре "Туломская театральная экспедиция", а продолжилась после освобождения в Омском ТЮЗе, где он работал актером и режиссером, а затем в Таганрогском драматическом театре. В сентябре 1941 года художественный руководитель Омского областного драматического театра Л.С.Самборская приглашает Дворжецкого в драматическую
труппу, он работает здесь до декабря 1941 года. Его первая роль в театре — Севастьянов в спектакле "Парень из нашего города" Симонова. В декабре 1941 года Вацлав Дворжецкий вновь арестован. В ОЛП - 2, лагере под Омском, он организовал концертную бригаду и стал заниматься любимым делом в неволе. Его звали в лагере "Дядя Клим" (по концертному номеру). Он не только сочинял стихи, собирал материал о работе заключенных и условиях их быта, но и вмешивался в жизнь лаг
еря, помогая преодолевать чувство безнадежности своим товарищам по несчастью. "Дядя Клим" был не только популярным актером, но и защитником, символом справедливости.
В декабре 1945 года, после второго своего освобождения, он вернулся в Омский драматический театр и до 1955 года был его ведущим актером. Незаурядным творческим почерком отмечены многие его работы на омской сцене: Вронский, Каренин — спектакль "Анна Каренина" (по роману Толстого), Чацкий — "Горе от ума" Грибоедова, Харди — "Русский вопрос" Симонова, Рощин — "Родина" (по роману Толстого "Хождение по мукам"), Великатов — "Таланты и поклонники" Островского, Дульчин — "Последняя жертва" Островского, Жадов — "Доходное
место" Островского, Владимир — "Дубровский" Пушкина, Кречинский — "Свадьба Кречинского" Сухово - Кобылина, Протасов — "Угрюм - река" по роману Шишкова, Яго — "Отелло" Шекспира, Вурм — "Коварство и любовь" Шиллера, Петруччо — "Укрощение строптивой" Шекспира, Гаев — "Вишневый сад" Чехова, Сомов — "Сомов и другие" Горького, Хлебников — "Персональное дело" Штейна. Дворжецкий был художником необычайно тонким, нервным, поражающим игрой психологических контрастов. Сама пласт
ика его казалось метафорической, в ней выявлялась "странность" актера, его любовь к парадоксам, драматическим обострениям.
После Омска Дворжецкий работал в драматических театрах Саратова, Нижнего Новгорода, в Московском театре "Современник". С 1965 года снимался также в кино, сыграл около 90 ролей. Наиболее крупные и удачные работы в фильмах: "Щит и меч" (режиссер Басов), "Красное и черное" (режиссер Герасимов), "Улан" (режиссер Океев), "Любавины" (режиссер Головня), "Забытая мелодия для флейты" (режиссер Рязанов), "Где - то плачет иволга" (режиссер Кеосоян), "Письма мертвого человека" (режиссер Лопушанский).