Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, — 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист.
Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую Сен-Симон приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 Сен-Симон разорился.
Неудовлетворённый буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил «исправить» её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы.
Картина всемирной истории у него пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших общественных форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену
политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя.
С!
ен-Симон доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и сельско-хозяйственного производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Сен-Симон не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». Он стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата.
Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 в. непосредственное воздействие идей Сен-Симона испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.Е. Салтыков-Щедрин и др.
Ученики Сен-Симона — Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О.Родриг и другие — образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку его учения, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. распалась.
Под сильным влиянием идей Сен-Симона находился О. Конт. Учение Сен-Симона явилось одним из источников научного социализма.