ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ родился в Петербурге, в семье известного русского композитора и музыкального критика А. Серова.
В гимназии проучился только три года и в 1878 г. поселился в доме И. Репина в Москве, который стал его учителем. Через два года Репин отправил подростка в Петербург, в Академию художеств к известному педагогу …П. Чистякову. В 1985 г. Серов покинул АХ.
Серов вошел в искусство сразу как сложившийся мастер. Две работы, показанные на выставке в 1888 г., - "Девочка с персиками (Портрет В.С. Мамонтовой)" (1887) и "Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я. Симонович)" (1888) - имели сенсационный успех и были восприняты как новое слова в искусстве. Обе они до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.
Именно Серову, с его врожденной чуткостью к процессам, происходившим в мировой живописи на рубеже ХIХ и ХХ вв., суждено было стать связующим звеном между классической живописью ХIХ в. и новациями серебряного века.
С 1897 по 1909 г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитал целую плеяду будущих новаторов: Н.Н. Сапунова, И.И. Машкова, П.В. Кузнецова, Н.П. Крымова, К.С. Петрова-Водкина, С.Ю. Судейкина и других.
Творчество Серова было многообразно, и во всем он проявлял себя как истинный мастер. Диапазон его возможностей был широк - от уникальной техники рисования углем (портрет Ф.И. Шаляпина, 1995г.), до крохотных изображений, исполненных графитным карандашом (зарисовки с В.И. Качалова, 1908г. и Т.П. Карсавиной, 1909г.) С 1895г. до самой смерти он трудился над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням И.А. Крылова. Всего лишь раз испробовав силы в театральной афише, он создал для "Русских сезонов" подлинный шедевр - лист с изображением танцующей А.П. Павловой. Создал прекрасные декорации для постановки оперы своего отца А. Серова "Юдифь" (1907) в Мариинском театре, к балету "Шехерезада" (1911) на музыку Н. Римского-Корсакова для "Русских сезонов"
в Париже.
Серов обращался в живописи к историческим темам (картина "Петр I" 1907г. ) и античной мифологии (картины "Одиссей и Навзикая" и "Похищение Европы", обе 1910г.). Являлся непревзойденным портретистом своего времени и оставил после себя обширную портретную галерею, запечатлевшую людей разного возраста, пола и состояния.
Умер 22 ноября 1911г. в Москве от сердечного приступа.