Шарль Луи де Секонда Монтескьё (Montesquieu), барон де Ла Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в Лабред, близ Бордо, умер 10 февраля 1755 года в Париже.
Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католического коллежа (1705) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 советник, а с 1716 один из вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 жил в Париже.
В 1728 Монтескье предпринял путешествие по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 1729—31 жил в Великобритании. Английская конституционная практика, взгляды английских правоведов и философов оказали большое влияние на формирование государственно-правовых идеалов Монтескье, наиболее ярко выраженных в книге «О духе законов» (1748, рус. пер. 1900), — энциклопедическом труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-исторического методов.
Монтескье придавал большое значение в формировании позитивного права и форм правления государства географическим факторам (особенно климату). Жаркий климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотического правления. Такая позиция дала основание считать Монтескье одним из основоположников т. н. географической школы в социологии.
Считая наилучшей формой правления монархию, Монтескье в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политическую свободу, полагал принцип разделения властей, а также федеративную форму государственного устройства.
Идеи Монтескье широко использовал Ч. Беккариа, выдвигая новые принципы уголовного права. Теория разделения властей оказала большое влияние на американскую конституцию 1787, французскую конституцию 1791 и др.
Исторические взгляды Монтескье нашли своё выражение в его труде «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734). Монтескье отказывается от теологического понимания истории, выдвигает положение об объективной закономерности исторического процесса.
Славу Монтескье как художнику слова принёс роман «Персидские письма» (1721, рус. пер. 1789) — одно из лучших произведений т. н. философского жанра, характерного для 18 в. Идеи романа изложены в форме переписки друзей — персов Узбека и Рики, «наивных» и в то же время мудрых критиков французского светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей «цивилизованности», от которой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти, оторванная от жизни учёность, искусство, состоящее из риторических славословий, условностей, крайней манерности.
Поэмы в прозе «Книдский храм» (1725) и «Путешествие в Пафос» (1727) написаны в духе гедонистического эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологическими персонажами, эротическими сюжетами.