Леонид Леонидович ОБОЛЕНСКИЙ родился 21 января 1902 года, умер 17 ноября 1991 года.
Родился в Арзамасе, умер в городе Миасе. Преподаватель киноактерской студии им. Б. Чайковского и ВГИКа. Как актер дебютировал в фильме «На красном фронте» (1920). В 1918-1920 служил в Политотделе штаба Красной Армии. В 1920-1921 учился в Госкиношколе (мастерская Л. Кулешова).
С 1920 — актер театров, с 1925 — режиссер к/ст «Межрабпомфильм». В 1929-1930 в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. С 1930 — звукорежиссер к/ст «Межрабпомфильм». Был незаконно репрессирован. Работал на студиях и в театрах: Ашхабада, Печоры, Минусинска и др. С 1956 — режиссер и звукорежиссер Свердловской к/ст. С 1962 — режиссер Челябинской студии телевидения.
«Последний князь кинематографа» — так величали Леонида Леонидовича Оболенского. Его талант был всесторонним, что затрудняет однозначно определить его профессию. Конечно, в сознании зрителей он остается актером. Для кого-то — молодым и пластичным героем комедий 20-х годов, для большинства же — стройным, благородным старцем, принесшим в кинематограф высокую культуру, скромную аристократичность, тонкий вкус.
Молодой Эйзенштейн считал его типичным эксцентриком. Высокому, элегантному, спортивному Оболенскому «грозила» легкая актерская судьба, но он обрек себя на бесконечный поиск. Его влекли педагогика, режиссура, он ассистировал Кулешову, Эйзенштейну, ставил фильмы сам, один из которых — «Кирпичики» — стал настоящим киношлягером своего времени, а «Альбидум» был жестоко изрезан и заброшен на полку.
В конце 30-х Оболенский всерьез увлекся проблемой звука в кино. Он едет в Германию для изучения и закупки звукозаписывающей аппаратуры, а затем становится одним из первых звукооператором советского кино, принимает участие в создании картин «Окраина», «Великий утешитель», «Марионетки».
В июне 1941 года Леонид Оболенский ушел в ополчение и вскоре попал в плен. Фашисты, узнав, что перед ними бывший князь, отправили его в церковь, где он несколько лет помогал священнику. Вернувшись после войны домой, Оболенский был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском.
В середине 50-х он переехал в Свердловск, где заново прошел все ступени режиссерской профессии от ассистента до постановщика. Оболенский увлекся телевидением, создавал научно-популярные и документальные картины, руководил клубами кинолюбителей.
В 70-е годы он вновь стал много сниматься как актер. Заполучить его к себе в фильм из городка Миасса, последнего пристанища мастера, почиталось за счастье и честь.
За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый прутик»), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»). Его постоянно окружала молодежь, общаясь с которой он не имел право стареть.