Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго


Мои приветствия!

Продолжим сегодня разговор о недооценке спонтанной инициативности  наших  детей и вытекающих отсюда последствиях.

 «…  Нередко мы, взрослые, вынуждены обращать внимание на физические последствия инициативности детей: прыгал с гаража сломал ногу; сделал из своей одежды костюм Бэтмана не в чем идти в школу; нарисовал ворота сказочной страны оказалось, что это произошло на уроке математики, в рабочей тетради.     Может быть, прежде чем сокрушаться, стоит вникнуть -  почему для ребенка было важно сделать то или иное действие?  Что он хотел испытать или проверитьЧему это его научило?  ( Кстати, совместный анализ случившегося с точки зрения «приобретений» «откроет уши» ребенка к вашим наставлениям на будущее, не в пример  обличающим тирадам!)  

 Не надо бояться «анархии» дети очень благодарны за уважение к их потребностям и способны оценить  Ваше искреннее желание понять мотивы их действий.

Ради сохранения такого доверия они готовы выполнить многое из того, что им не нравиться от принятия теплого молока перед сном, до посещения детского сада или школы, или подготовки к контрольной. А главное у них появляется эмоциональный ресурс терпеть то, что не созвучно их душе, но неизбежно в современном мире.

Есть еще один аспект этой проблемы: недооценка взрослыми значимости  творческой самореализации  детей.  Они не считают возможным превращение  своих беспокойных экспериментаторов в выдающихся деятелей, полезных человечеству в дальнейшей, взрослой жизни; не верят в исключительность и неповторимость талантов малышей и школьников, поэтому безжалостно готовы прервать ребенка в самом разгаре его «творческой деятельности». 

Неудивительно, что непоседы- малыши вырастают индифферентными, безразличными ко всему подростками их инициатива была постоянной помехой обучению и воспитанию, с ней настойчиво боролись, и преуспели!

Практически всем известны истории о талантливых изобретателях или музыкантах, погружающихся  в свою фантазию в самом «неподходящем» месте.  Например, истории о том, как композитор записывает зазвучавшую в его сознании мелодию прямо на манжете рукава, а изобретатель  бросает серьезное занятие, чтобы проверить  пришедшую в его голову идею! Всем это понятно вдохновение капризная птица!  Тем не менее, мало кому придет в голову оценить  тщательно выполненный    рисунок своего ребенка, изображающий машину времени  …в школьной тетради, или дождаться завершения творческого процесса созидания «вавилонской башни» из подручных материалов в тот момент, когда семья садиться ужинать.  

Мы даже не предполагаем, как «подсекаем» развитие наших детей, действуя таким образом! 

Вспоминается исторический анекдот из ранних лет жизни великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга  Гетте.  Родители-аристократы отбыли на званный ужин, оставив 4х-летнего мальчика с гувернанткой, которая посчитала возможным запереть малыша в комнате на некоторое время в одиночестве.  Ребенку стало скучно, и он начал развлекаться тем, что по одной бросал из окна  второго этажа драгоценную посуду фамильной коллекции  саксонского фарфора. Вернувшиеся родители  были возмущены тем, что ребенка оставили одного, но восхитились поведением малыша: «Какой гениальный ребенок -  нашел, чем себя занять!..»  Может быть, поэтому Гетте действительно вырос гением?..

 Я работала с детьми, доставляющими неудобство взрослым, более пятнадцати  лет, и хочу сказать, что те, кого считают гипперактивными, действительно часто  мешают находящимся рядом с ними, но почему? Потому что это дети,  нуждающиеся в условиях для применения их энергетического потенциала, и в первую очередь в достаточном пространстве для этого.

 Детям необходима среда, в которой они имеют возможность  придумать и воплотить в жизнь свой замысел, получая от взрослых подкрепление в виде искреннего интереса и эмоциональной поддержки! Для этого нужно понимание старших, свободное время и подходящая среда обитания.  Ни первого, ни второго, ни третьего  у наших детей нет.

Поэтому, реализуя свою жизненную потребность, они прогуливают занятия, бродят по заброшенным стройкам, создают подпольные рок  -  группы и пугают родителей неформальными объединениями! Однако, если бы в самом младшем возрасте воспитатели (родители, учителя) уважали право ребенка на самореализацию, умело используя выбранное самим ребенком поле деятельности для обучения, самовыражение подростков  не приняло бы таких искаженных форм.

Но для этого родителю надо быть мудрым амортизатором между ребенком и системой образования, поскольку честно совместить требования этой системы к ребенку с его жизненными потребностями без ущерба для здоровья, к сожалению, невозможно. 

Аллергии и астматические бронхиты, расстройства желудочно-кишечного тракта и детские неврозы, общее снижение иммунитета и недостаток развития социально-адаптивных функций,- привычные диагнозы не только школьников, но и малышей! Специалисты  ищут новые формы и методы взаимодействия с детьми сегодняшнего дня, однако не могут договориться о приоритетах.

Педагоги настаивают на все большей информационной нагрузке, ссылаясь на «требования времени», пытаются «упаковать» как можно больше битов информации в привлекательную форму новых учебников. (Однако даже родители первоклассников с трудом улавливают среди цветных картинок современных учебных пособий доступность и преемственность содержания. )      

Физиологи бьют тревогу по поводу недопустимых нарушений детской гигиены труда, хирурги - по поводу неизбежного нарушения осанки при таком количестве часов сидения за столом.  

Родители мечутся от одной системы развития к другой, сводя свое общение с ребенком к перемещению его по различным учебным  учреждениям, надеясь на то, что разностороннее образование станет залогом успеха  на жизненном пути их чада…  

А дети

Дети становятся все более нервными, агрессивными, нездоровыми, а в последствии - апатичными. Может быть, выход находится не в поиске новых методик  обучения и воспитания, а в осознании  того, что составляет содержание  жизни  ребенка?..  Может быть, пора понять, что он в первую очередь живета потом уже обучается и воспитывается взрослыми

Создав искусственный интеллект, человечество не смогло научить его главному способности творить. Парадоксально, но  именно глубокое развитие материалистической науки в области психофизиологии и физики мозга доказало несостоятельность материалистических подходов в анализе мыслительной деятельности человека.  Есть Нечто, что можно назвать неизведанной творческой силой,  Божественным вдохновением, внутренним побуждением к Совершенству, и детям это  Нечто  присуще  с рождения.

Именно этот внутренний огонь побуждает человека развиваться, а вот на что будет направлена его созидающая или разрушительная сила зависит от нас, взрослых!  Отнюдь не наставлениями (я уж не говорю - ограничениями!) можно направить творческий потенциал ребенка по созидательному пути, но лишь собственным примером  стремления к красивой, счастливой, творческой жизни!..   Кто-то из философов, касаясь нереализованного творческого потенциала большинства людей, лет 100 назад написал: «Все мы гиганты, воспитанные пигмеями…»  Может быть, найдем в себе мужество прервать эту скорбную традицию? Может быть, попытаемся поверить в скрытую силу наших детей и поможем ей развернуться?  Для этого необходимо поверить в себя в свой собственный творческий потенциал, уникальность, интуицию…  Готовы ли мы к этому?..»

Многое из того, что я предлагаюне "скорая помощь", а скорее "пособие по навигации", в бурном море родительской судьбы. По моему мнениюжизнь тем и ценна, что «эксклюзивна»!.. Каждый из нас свободен выбирать свой  маршрут, и неплохо иметь к нему "сопроводительные документы".

 Закончу опять стихотворением:

Отвели бутузов в сад -

Мама рада, папа рад:

Не мешает им никто

Делать это, делать то!

Можно спать до десяти,

На прогулку не идти,

Нож забыть на видном месте

Выпить кофе граммов двести,

Можно, не в ущерб хвосту,

С антресолей слезть коту!

Можно час болтать с подружкой,

Можно печь полдня ватрушки,

Можно поваляться в ванной,

Или с книжкой на диване,

Можно – что б мне помереть!-

Телевизор посмотреть!!!

На базар сходить за сыром

И убрать всю-всю квартиру!

(Это и с бутузами можно,

Только очень, очень сложно).

Час прошел, и два, и три

Что-то тягостно внутри :(

Без бутузов в доме пусто,

Без бутузов в доме грустно...

Ну-ка, папа, быстро в сад -

Возвращай детей назад!

… И опять дрожит весь дом...

Завтра снова поведем!!!

(автор не известен)

 С огромным уважением ко всем детям и родителям, Светлана Добровольская и Светлана Цветкова

 Сайт Светланы Добровольской

Журнал «Витамины для души»

Женский клуб 


В избранное