Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго


Мое приветствие, дорогие родители!

С радостью хочу поделиться статьей - напоминанием от Светланы Добровольской , для нас родителей.

 

 Инициативность детей

 Давайте обратим внимание на то, есть ли место в жизни ребенка для подлинно самостоятельного творчества?  Удовлетворяется ли его потребность в самовыражении  в семье, в саду, в школе? Возможно ли это  вообще?..  Ведь у взрослых есть  цели и задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, которые они с самого раннего детского возраста  стараются воплотить в жизнь. На это воплощение взрослых  планов расходуются жизненные силы и время детей.   Но  есть ли в жизни ребенка  достаточное пространство для постановки его собственных исследовательских задач? Время для того, чтобы, например,  рассмотреть,  как играют лучи в сосульке, или -  с какой высоты брошенный пакет с водой превратиться в бомбу?.. 

Как психолог, занимающийся с проблемными в области обучения и социализации детьми, могу ответственно сказать нет! Не удовлетворяется базовая потребность ребенка в  самоопределении и самореализации!  Жизнь растущего человека крайне регламентирована:  практически несравнимы в глазах родителей действия, значимые для взрослых самообслуживание, учеба, личная гигиена, и - творческие побуждения ребенка.  Да и сами действия малыша, направленные на непонятные родителям цели, не воспринимаются таковыми. Хочу уточнить, что слово творчество я использую в его универсальном значении создание чего-то не существующего раньше, по свободному внутреннему побуждению автора.  Так вот, творческое развитие ребенка, это не обучение его танцам, музыке, рисованию!..Нет сомнения, что эстетическое воспитание развивает личность растущего человека, но это  другая  деятельность, основанная на исполнении руководящих указаний педагога, хотя бы и с   элементами творчества! Этим, кстати объясняется тот факт, что многие художественно одаренные дети   уже после первого года обучения отказываются развивать свои таланты в специализированных  школах,  предпочитая заниматься любимым делом дома, а в случае давления взрослых навсегда охладевают к своему увлечению. «Мы любим учиться, но не обучаться » - сказала мне однажды одаренная  девочка-подросток   по поводу претензий взрослых к «строптивости» ее поколения.

Для того,  чтобы творчески воплощать задуманное кем-то (композитором, режиссером, преподавателем, воспитателем), у  ребенка, прежде,  должна быть возможность  развить свою инициативу и научиться воплощать задуманное им самим в повседневной жизни.

Полуторагодовалый малыш  с увлечением манипулирует кухонной утварью, «наряжаясь» в кастрюлю; трехлетняя девочка  в отсутствии взрослых раскрасила стол, за которым ее оставили порисовать; восьмилетние дети с энтузиазмом проверяют аэродинамические свойства пакетиков чая, пуская их с балкона…  Что это? Лишенное смысла баловство, или проявление уникального творческого подхода к жизни? От ответа на этот вопрос взрослых людей, окружающих ребенка, зависит  то, кем он вырастет –  безынициативным исполнителем чужой воли, или творцом, обогатившим жизнь. Гораздо проще запретить совершать неудобное для родителей действие, чем понять его и деликатно перевести творческий задор в безопасное русло, сохранив положительную оценку самого желания действовать.

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Совсем недавно, 40-50  лет назад во всем цивилизованном мире детей побуждали как можно скорее приобретать взрослые черты личности прагматизм, ответственность, рассудительность. Однако  с развитием постиндустриального общества и  появлением  такой науки, как бизнес-психология, на первый план вышли  совершенно другие составляющие жизненного успеха: спонтанность, творческий подход, оптимизм,  игровое отношение к работе (Не случайно  эффективные тренинговые программы  для менеджеров проводятся  в игровой форме!..) Таким образом, качества, усиленно «корректируемые» нашей отечественной системой образования независимость, фантазийность, импульсивность и самобытность (мешающие воплощению главного   принципа нашей системы образования: «делай как я») являются базовыми слагаемыми жизненного успеха в  мире индивидуальных побед и поражений, в котором мы, россияне, с недавних пор живем!..

Кто-то может возразить хороший педагог всегда стимулирует творческую инициативу детей!.. Однако сравните удельный вес того, чему ребенок должен следовать в процессе воспитания и обучения, и того, что он может (одобряемо) пробовать в своей ежедневной жизни. Неудивительно, что дети взрывают учебный процесс непредсказуемыми выходками,  доводят родителей до исступления своей хаотичной физической активностью, проявляют агрессивность и непослушание!.. Все это потому, что в жизни детей совсем мало места для их жизни.

 В наши дни взрослые начинают оценивать  деятельность ребенка ее «полезностью», начиная  со все более раннего возраста. Но кто может знать, какие навыки и способности будут необходимы вашему Чаду в непредсказуемом будущем?.. Может быть, бесконечно кувыркаясь, он тренирует вестибулярный аппарат для космических полетов, или, решая математику в наушниках, громыхающих музыкальным авангардом,  учится одновременно работать двумя полушариями мозга?..

 А закончить эту тему на сегодня хотела бы стихотворением:

Мамы любят, есть варенье,

В темноте на кухне сидя,

Петь, танцуя в воскресенье,

Если их никто не видит.

 

Мамы любят лужи мерить,

Находя их жарким летом,

Забывать ключи от двери,

А потом слоняться где- то.

 

Мамы любят спать в субботу,

И лепить слонов из снега,

И прогуливать работу,

И зимой без шапки бегать.

 

Мамы любят грызть конфеты

И кататься на трамвае,

Но они молчат об этом.

Почему?

Никто не знает

 (Д.Герасимова)

С огромным уважением ко всем детям и родителям, Светлана Добровольская и Светлана Цветкова

Сайт Светланы Добровольской

Журнал «Витамины для души»

Женский клуб 


В избранное