Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго Выпуск № 12




Родителям обыкновенных детей индиго

Здравствуйте, дорогие мои коллеги-родители!

В прошлом выпуске мы с Вами коснулись темы «взаимонепонимания» и говорили о различии в  потребностях детей и родителей.

Сегодня предлагаю вам обратить внимание на различие смыслов  в жизни старшего и младшего поколений.

Недавно одна замечательная мама 2х деток - первоклассника и трехлетки – спросила меня:  «Почему в жизни так устроено, что все мы постоянно делаем  то, что не хотим?.. Ребенок  не хочет ходить в школу (очень не плохую!), а надо;  я бы лучше занялась дизайн-проектами, а не  «крутилась по дому»;  муж  заставляет себя реализовывать давно и с усилиями выстроенный бизнес, переставший  быть интересным; бабушка бьется за возможность работать на прежнем месте, не смотря на инвалидность, хотя ничто ее на этом месте не радует…

И все мы живем   как-то «не для себя!..»

А я ответила:

-Всего лишь 20 лет назад люди не задавались такими вопросами – радовались, что есть «денежная» работа, возможность уделить время детям, а не разрываться между «зарабатыванием» денег   и  домом; радовались, что нашли неплохую школу для ребенка…

А сейчас, нередко, я  сталкиваюсь  в «благополучных»  молодых семьях с ощущением бессмысленности  жизни по модели: «как у людей». И очень часто это «ощущение» переходит в разряд «осознания» благодаря детям.  Новым детям.

С самого раннего возраста они с недоумением встречают привычные наши побуждения в их адрес:  «Поцелуй бабушку!..», «Надо идти гулять!..», «Надо съесть суп!..», «Надо спать!..», «Надо идти в садик!..» « Надо надеть эти штаны!..» - да практически ВСЕ обыкновенные  побуждения родителей могут  стать  причиной для конфликта. Совсем малыши – просто сопротивляются, а дети чуть постарше (с4-6ти лет) начинают задавать вопрос, который приводит к  потери самообладания у  родителей подростков, это философский   вопрос -  ЗАЧЕМ?..

И дело совсем не в том, что «в принципе» не нужно есть, спать, учиться и обнимать родственников. Ребенок спрашивает нас: «Зачем мне это делать, если я этого не хочу?.. И зачем тогда жить, если все делать через силу?..» И спрашивает это в том возрасте, когда по канонам возрастной психологии такой вопрос зародиться в детском сознании вообще не может!..

Однако я с уверенностью могу  утверждать, что реализовалась как профессионал и человек к своим 40 годам  - как раз пытаясь ответить на этот вопрос (ЗАЧЕМ?..) из уст собственных детей,  по самым неожиданным для меня поводам. И продолжаю развиваться в направлении счастливого существования тоже благодаря этому вопросу.

Мы даже не задумываемся, как много в нашей жизни привычных бессмысленных и даже разрушительных занятий. Как часто для того, чтобы «не осложнять себе жизнь» мы общаемся с теми, кто нам не нужен, тратим силы и время, покупаем то, что для нас не так уж и удобно, проводим свободное время так, как принято его проводить, а не так, как нам хочется…

А дети,- дети  не хотят всей этой жизни  добропорядочных «биороботов»!..

Они хотят встречать утро, не напяливая в суматохе одежду под  бормотание телевизора, а внятно и радостно приветствуя  папу  и маму.  Наш аргумент «всем надо на работу» им не понятен!.. Я встречаю все больше детей, для которых вещи, игрушки и лакомства не идут ни в какое сравнение с возможностью спокойного полноценного общения с мамой и папой!..  А те, кому предлагают такой выбор – «новые вещи или свободное время вместе» - выбирают  семью!..

Они видят, что жизнь, ради зарабатывания  средств, – безотрадна. И поэтому не хотят заставлять себя учиться, что бы потом заставлять себя работать!..

Они не хотят заставлять себя рисовать, когда им хочется попрыгать и прыгать, когда им хочется порисовать!..

Они спокойно поворачиваются спиной к неприятному им человеку, даже если это директор школы!..

Они иронично смотрят на нас, взрослых, когда мы прилагаем огромные усилия «для их пользы» и искренне недоумевают: «Разве я просил вас об этом?..»

Никогда не забуду, как моя дочь, шестиклассница, поэтически и художественно одаренная девочка, наотрез оказалась читать учебник по Истории средних веков. Не особо стараясь подобрать аргументы, она лаконично сообщила мне, что ей тоскливо и противно ковыряться в междоусобицах давно почивших феодалов… И что она может придумать гораздо более интересный эпос.

И я – в то время преподаватель истории культуры,- вооружившись прекрасными иллюстрированными изданиями, пыталась пробудить в ней искру интереса к социальной эволюции человечества. (Для  Меня   самой, с очень юных лет,  было интересно анализировать процессы человеческой истории!..)

И вот: сидит маленькая  девочка напротив меня (это сейчас шестиклассницы – «девицы на выданье»), задумчиво подперев щеку, и искренне старается меня понять. Я  люблю и умею «работать словом», не припомню, что бы какая-то аудитория оказалась безучастной к моему выступлению, а тут… С безграничным состраданием, тихим голосом она задает мне вопрос: « Мама, неужели тебе это интересно?..»

- А что тебе интересно?- спрашиваю в растерянности…

- Моя жизнь!..

 

А вам?.. Вам  интересна ваша жизнь, уважаемые читатели?..

 

Умеете Вы замечать и ценить в ней прекрасные мгновения ?

Дорожите ли вы своими жизненными силами?

Воплощаете ли в реальность свои мечты и творческие проекты?

Заметьте - для этого  надо иметь свободные от забот мысли и свободные от внешнего давления силы.

Именно это и отстаивают наши дети – игнорируют чувство вины, которое мы им навязываем,  и  хотят проживать  свою жизнь сами!..

 

Для того, чтобы как-то понять  друг друга, достаточно принять факт, что мы, родители, не догоняем  целей наших детей, поверить, что они у них есть и допустить  их созидательный потенциал!..  Вы и представить себе не можете, какие результаты проявятся в Вашей жизни и жизни Ваших детей!..

Вы никогда уже не останетесь прежними – дети, своим примером,  раскроют Вам Ваши же скрытые возможности и Вы будете душевно «молодеть» с каждым годом!..

      К счастью, среди ученых, есть люди, честно смотрящие в глаза реальности. Например,  доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Н.А.Горлова, в своем докладе на международной научно-общественной конференции «Дети Нового Сознания и современное образование», проходившей в Москве осенью 2006 г., сказала буквально следующее: «…Сознание нового ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности. Вопрос «зачем?» пришел на смену прежнему «почему?».  С точки зрения психолингвистики, главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания - системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С.Выготского «Мышление и речь». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а сущностный, коренной смысл поступков и действий»

Когда я  обращаю внимание родителей на этот факт, они многое начинают понимать. Ситуации, в которых ребенок выглядел упрямым строптивцем, приобретают смысл. Мамы и папы начинают видеть, что сопротивление ребенка распоряжениям взрослых указывает на его ум и самоуважение.  Что  в большинстве случаев они (родители) не задумываются, отдавая распоряжения, так же, как и не задумывались их родители, воспитывая детей в согласии с требованием времени: будь исполнительным, уважай старших, учись и добьешься многого…

Увы!.. Приходится признать, что «старшие» довели планету до экологической катастрофы, не способны уберечь детей от опасностей терроризма и преступности; «старшие» создали общество, основанное на идеалах потребления,  и активно продолжают играть в игру: «Купи, достигни, обладай – тогда  будешь счастлив!..»  

Не имеет значения, если  лично вам все это не нравиться – В психологии есть интересная закономерность – преступник может действовать, только «в связке» с жертвой. Во всех нас – тех, кому не нравится устройство  нашей жизни, со всеми ее бюрократами, политтехнологиями и «пиаром», есть определенные психологические качества, позволяющие этому устройству воспроизводить себя!.. И главное из них – мы готовы заставлять себя делать то, что не хотим!.. Готовы  до тех пор, пока  нас, при всей нашей  «правильности», не подстережет депрессия, крах в делах или  личной жизни!..

 Потому что другой закон психологии утверждает: человек не может преуспевать, будучи в разладе с собой. Положительные эмоции – ресурс нашей успешности, и систематически лишая себя возможности их получить, мы, постепенно,  теряем всё!..

 

Однако!..

Спрос, как известно, рождает предложение!..

Всё новые поколения, стремящиеся к самореализации, а не к успешной включенности в систему, уже изменили многое в этом Мире. И, как не странно, – пионерами были  рок-музыканты, своими жизнями доказавшиеможно заниматься тем, что ты любишь, и … всё!!!

Уже потом развитие компьютерных технологий позволило людям обретать  профессиональную независимость в различных областях деятельности, но кому-то надо было принципиально  «бросить вызов» системе!..

Я призываю Вас, дорогие коллеги-родители, не спешить ужасаться нежеланию ваших детей «учиться, трудиться,  нормально общаться» - а призываю Вас допустить в свое сознание мысль о том,  что Вы не знаете, -  что будет необходимо в дальнейшей жизни вашему ребенку (поскольку эта дальнейшая жизнь – стремительно меняется!..)  Поэтому, дорогие родители,  не спешите замещать бессмысленные увлечения ребенка на полезные занятия!

 Призываю Вас, по мере сил, быть примером человечного, честного  и творческого отношения к собственной жизни!..

 Поверьте -  это гораздо больше даст Вашим детям, чем самое престижное образование!..

 

Напоминаю, что обо  мне и моем  обучающем курсе «Равновесие»мы можете узнать подробнее, пройдясь по ссылке: http://nadegda-yspex.narod.ru/links26.html

  

Желаю Вам веры в себя и своих детей!

Буду рада получить ваши письма!

С глубоким уважением – Светлана Добровольская.

 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Родителям обыкновенных детей индиго


В избранное