Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неориторика = наука + мистецтво №22


Информационный Канал Subscribe.Ru

Subscribe.Ru : Неориторика = наука + искусство №22
Служба Рассылок Subscribe.Ru
-AdRiver-

Неориторика = наука + искусство

№22

www.ritorika.hobi.ru

neorytor@ukr.net

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы
Ральф Уолдо Эмерсон

Постарайтесь меня понять

Как и у всего на свете, у общения свои законы и задачи. Главнейшая из них - обмен информацией. Нам хочется, чтобы информация была воспринята собеседником во всей ее полноте. Но кому не знакомо ощущение, что вы и ваш оппонент говорите на разных языках? Вот в разговоре промелькнуло слово "дерево". Вы уверены, что собеседник представил себе то же самое дерево? Есть ли прок в таком разговоре?

Чтобы общение состоялось мало просто произносить слова. Нужно произносить слова, понятные собеседнику, установить с ним психологический контакт. Как этого добиться? Грубо говоря, сознание - это Ваш опыт в виде зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных образов. В создании этихх образов (к ним мы и прибегаем в процессе общения принимают участие каналы восприятия (сенсорные каналы). Не все они для нас равноценны. У каждого свой излюбленный канал (или каналы). Вот почему только настроившись на волну собеседника, мы можем рассчитывать на взаимопонимание. А как узнать, каким образом человек чувствует или воспринимает информацию? Вслушайтесь в речь собеседника. "Визуальный" тип, ведущий канал восприятия зрительный, вероятнее всего бросит реплику "теперь я вижу, что вы имеете в виду"; "аудиальный", воспринимающий мир на слух, скажет, что "рад вас слышать" или - "это неплохо звучит". Лексика ваших друзей и знакомых непременно подскажет, каким сенсорным каналам они отдают предпочтение. Со временем вы будете определять это автоматически - в разговоре, читая газету, слушая радио. Большинство из нас воспринимает информацию через зрительный канал, затем следуют слуховой и осязательный, а вот обонятельный и вкусовой каналы подключаются реже.

Примечательно (и замечательно!), что язык тела и особенности речи тоже отражают наши сенсорные предпочтения. Человек визуального типа обычно говорит быстро, высоким голосом, проглатывая слова. Аудиальныи тип повествует, речь его неспешна, обстоятельна, в голосе звучат грудные нотки; нередко он прибегает к жестам - например, ритмично постукивает карандашом по столу. Человек кинестетического типа разговаривает медленно, несколько монотонно. Прежде чем ответить, он смотрит в окно, себе под ноги, рассматривает ногти, как бы нащупывая мысль.

Теперь понятно, с какими трудностями сталкиваются люди разных сенсорных типов. Если вы общаетесь с человеком визуального типа, вряд ли вам стоит полагаться на стройную аргументацию. А вот несколько карандашных штрихов и выражения вроде "представьте себе", "взгляните на проблему с другой стороны" и т.п. могут иметь полный успех. Напротив, на человека аудиального типа все это не произведет впечатления. "Растолкуйте мне наконец", "да скажите об этом человеческим языком, коротко и ясно",- потребует он. Человек кинестического типа не успокоится до тех пор, пока "не прощупает" то, о чем идет речь. Здесь рекламные проспекты бесполезны - посадите его за руль, дайте погладить капот, и все его чувства заработают в полную мощь. Если вы освоите азы "сенсорной грамматики", вы и сами удивитесь, насколько упростится (и одновременно обогатится) процесс общения. Пресловутое "дерево" - смотри начало статьи - становится для собеседников узнаваемым. Оно цветет и шелестит, а главное - приносит плоды: вы понимаете все, или почти все, что вам говорят. И вас, кажется, тоже понимают.

Визуальный тип (зрительный канал): "вижу, что вы имеете в виду", "темное место", "отрадно видеть", "пролить свет", "при ближайшем рассмотрении".

Аудиальныи тип (слуховой канал): "по правде говоря", "пропускать мимо ушей", "это неслыханно", "растрезвонить на весь свет".

Кинестетический тип (осязательный канал): "он холоден как лед", "попробуем нащупать решение", "я это печенкой чувствую", "свяжусь с вами завтра". Обонятельный и вкусовой типы: "от вашей аргументации, знаете ли, попахивает", "свежий как огурчик", "проглотить оскорбление", "эту ситуацию надо переварить". "о вкусах не спорят"

А. Гликин, Л. Михайлова

Психология толпы

Все люди разные. Это прекрасно известно всем, и вряд ли кто-то станет оспаривать эту расхожую истину. Однако существуют определенные психологические состояния, когда каждый человек становится как все. Взять, скажем, панику. Люди, охваченные паникой, ведут себя практически одинаково. Мечутся из стороны в сторону, не отдавая себе в этом отчета, совершают самые нелепые действия, даже "бьются головой об стену"... И это, к сожалению, суровая правда. В пограничных состояниях индивидуальность нивелируется, уступая место глубинным первобытным инстинктам.

Особенно подобные метаморфозы свойственны людям, находящимся в толпе. Практически всю свою жизнь изучению этого вопроса посвятил Гюстав Лебон, досконально изучив те психологические аспекты, которые влияют на поведение человека в массе других людей. Будучи охвачен так называемым "стадным чувством", человек практически перестает разделять собственное "я" и абстрактное "мы" толпы и как бы растворяется в ней. Эжен Ионеско в своей замечательной пьесе "Носорог" прекрасно показал, как под напором общей эйфории даже человек с твердыми убеждениями и сильной волей просто не может не поддаться напору извне.

Мы не зря заговорили о панике и толпе. Зачастую бывает, что это убийственное чувство охватывает именно толпу. И тогда начинается нечто невообразимое. Кровавые события на Ходынском поле до сих пор не оставляют равнодушных. Тем более что свои "ходынки" случаются чуть ли ни ежегодно. То и дело появляются сообщения о том, что на каком-либо концерте в давке пострадало столько-то человек. Или о том, как, укрываясь от дождя, люди передавили друг друга в подземном переходе... И вряд ли стоит винить в этом кого-то из пострадавших, утверждая, что спасение утопающих дело рук их самих. Ничего подобного. Ибо нелепо осуждать людей, которые попросту не в состоянии осмыслить свои действия.

Для того чтобы предотвращать последствия паники толпы, немецкими и венгерскими специалистами была создана компьютерная программа, позволяющая рассчитать поведение большой массы людей в любом заданном пространстве. Учитывая размер толпы, моделируется направление и скорость ее движения. Таким образом, заложив в компьютер трехмерный план того или иного помещения - скажем, стадиона, - можно без труда посмотреть, как отреагируют люди, по какой-либо причине впавшие в панику. Подразумевается, что такое моделирование даст возможность усовершенствовать конструкцию помещений, и это позволит избежать ужасных смертей в давке. Ведь всего-то и нужно, что направить толпу в нужном направлении. Именно направить, поскольку сдержать ее практически невозможно - известно, что масса народа способна снести на своем пути даже металлические перегородки. Звучит, согласитесь, ужасающе.

В качестве первых решений предлагается оборудовать выходы специальными барьерами, которые способствовали бы рассеиванию толпы и препятствовали образованию давки. Впрочем, благодаря новой программе усовершенствовать в ближайшее время можно будет практически любое место проведения массовых мероприятий. Остается только надеяться, что все это действительно будет сделано. Причем не на одном отдельно взятом стадионе, а решительно повсеместно. Человеческие жизни стоят куда дороже. Более того, они бесценны!

П. Давыдов


Советую прочитать:

Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие
Книга издана в 2000 г., 384 стр. Данная работа является учебным пособием по курсу "Судебное ораторское искусство" и адресована студентам юридических ..., автор - Ивакина Н.Н.
Цена - 27.45гр.

Занимательная риторика и этикет Серия: Риторика для детей
64 стр. Книга научит вашего малыша правильно говорить, а также познакомит с правилами поведения и хорошего тона, автор - Лаврентьева Е.
Цена - 14.32гр.

и посетить:

Книга почтой от Bambook.com

Интернет магазин GOODPRICE.COM.UA Видеокасеты от 11грн.

Интернет-магазин tid.com.ua

PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.


Всего наилучшего, с уважением Александр Потребчук

www.ritorika.hobi.ru

E-mail



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное