Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Переговоры и манипуляции" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Неориторика = наука + мистецтво №20
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Неориторика = наука + искусство
№20www.ritorika.hobi.runeorytor@ukr.net Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы
Слово "риторика" ассоциируется с понятиями "многоречи- вость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от правильного освещения действительности. В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпа- тии к словам "риторика", "красноречие", потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха, вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жиз- ненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются все хорошие дела. Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть в беду, требуется владение речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов. Античные риторы (античное знание было не только основой
средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оста-
ваться историческим фундаментом для современной науки) ясно
понимали эту двойственную природу речи. Уже Платон доказы-
вал, что риторику как искусство речи часто используют в лож-
ных целях, когда риторы "вместо истины больше предпочитают
правдоподобное... силою своего слова они заставляют малое
казаться большим, большое малым... по любому поводу у них
наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи". Но
это не только не должно останавливать, а наоборот - побуж-
дать к занятиям риторикой:
Представление о риторике на Руси имеют, конечно, исто- рическим источником греко-латино-византийскую культуру. И дело не просто в ссылке на конкретных авторов, но в том, что сущность предмета риторики как научной и педагогической дис- циплины перешла в средневековые руководства от античных фи- лософов, риторов и педагогов. Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, по крайней мере нет данных о наличии учебников по риторике. Там не менее можно говорить о существовании практической ритори- ки как искусства владения убеждающим и действенным словом. Эту практическую риторику приходится реконструировать исходя из анализа тех сочинений, которые дошли до нас как наиболее авторитетные. Через анализ ораторики Древней Руси можно уви- деть богатство приемов, которыми пользовались говорящие. Многие сочинения, касающиеся практического бытового поведе- ния, относятся к правилам речи и показывают общую стилистику общения и стиль обращения со словом, характерные для наших предков. Впрочем, отсутствие учебников риторики еще не говорит о незнании самой науки - скорее напротив, начиная с 11 века встречаются слова ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство, глаголание, и это показывает, что вопросы правил построения речи и обучения ритории не могли не ставиться, что существо- вал определенный стиль преклонения перед могуществом и силой слова. Стиль этот во многом связан с проникновением на Русь христианства и его книжной культуры. Риторические знания входили на Русь вместе с сочинения- ми христианско-византийской учености. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая нау- ка, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знания грамматического, но и риторического художества. Ораторская практика в Древней Руси показывает прекрасную риторическую подготовку, сведения о которой пока крайне скудны. Один из способов сбора этих сведения - реконструкция риторико-педа- гогичекской теории обучения речи из риторической практики произнесения речей и писания сочинений. Так, "Слово в новую неделю после пасхи" К. Туровского построена по строгим зако- нам красноречия, которые выводятся из анализа произведения. Прежде всего весь материал "Слова" построен на сквозном сравнении радующейся "церкви Христовой" с окружающей приро- дой, которая пробуждается весной подобно миру, обновленному и преображенному Христом. Современному исследователю и читателю может показаться чрезмерно сложной метафорика и нагромождение словесных фи- гур, но с восприятием такого плетения слов хочется, чтобы современный читатель осознал те функции, которые предлага- лись учителю и ученику, те правила жизненного поведения, ко- торым должно было следовать в соответствии с христианс- ко-этической нормой жизни. Правила бытового поведения фиксируются и записываюся в различных пословицах и поговорках, изречениях и афоризмах, знакомясь с которыми человек формирует образ своей речи. Чтобы ответить на вопрос: "Каков же был образ речи древне- русского человека?" - пришлось бы, видимо, обращаться ко множеству сочинений, поэтому мы ограничим нашу задачу пока- зом фрагмента решения этой проблемы и реконструкции правил речевого поведения и отношения к слову. Сборники под названием "ПЧЕЛА" содержали множество из- речений о житейской мудрости и добродетели - почти половина из них могла бы быть отнесена к правилам практической рито- рики, т.е. нормам речевого поведения, записанным в наставле- ниях античных и христианских писателей. Например, из кратких офоризмов, рассказов и наставлений выводятся следующие пра- вила: - предпочтение говорения слушанию ("Апостол рече: будь всяк человек скор на послушание,а ленив на глодание..."); совершенство человека связано с уместностью и правильностью его речевых поступков ("И ели кто словом не согрешает, то свершен есть"); - правильный выбор аудитории или собеседника, запрет на ведение диалога с глупыми людьми ("Саломон рече: во уши бе- зумного ничего же не глаголи, егда похулит твои мудрые сло- веса"); - осторожность в обращении со словом, слово должно со- ответствовать делу - дело должно быть сопровождаемо скромны- ми словами, слово должно быть правильно; - запрет на праздные и пустые слова; - учить должно не столько словом, сколько личностью учителя и примером "доброго жития", соответствием мудрых слов хорошим делам ("Уча учи нравам, а не словом; кто словом мудр, а дела его несовершенны, тот хром есть..."); - человек выявляется и просвещается его речью ("Фотий : Слово подобно зерцалу, как тем образ телесный и личный явля- ется, такоже и беседою душевный образ выражается..."); - речь может содержать опасность для человека, поэтому надо правильно осуществлять выбор собеседника ("Менандр: Уши свои не ко всем преклоняй словам, ибо злое слово злому делу наставник есть..."); - но слово же может быть благом при правильном обраще- нии с ним ("Слово как благим житьем одевает душу образом... Ласточки тишину проповедуют весеннюю, а мудрые слова - бес- печалие"); - именно словом человек отличен от прочих животных ("То его знаменье, то же его град, то же его сила, то же оружье, то же и стена..."). Любопытно, что очень многие рассуждения христианских писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали определенный образ оратора, тип речевого поведения, общения с аудиторией (собеседниками). Конечно, за такой риторикой стоит определенная философия,в частности, философия "смирен- номудрия", которой, как известно, придерживался Андрей Руб- лев. Вот каковы рекомендации (их вполне можно назвать рито- рическими) Василия Великого к достижению "смиренномудрия": "Да не будет у тебя софистических прикрас о слове... речей горделивых и решительных, но во всем отсекай велича- вость. Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злощастных, посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветс- твуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалу самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других. Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро и не со страстным движением, ибо это - признак вы- сокомерия; не осуждай за маловажное, как будто сам ты стро- гий праведник...". Это, как сказали бы мы сегодня, программа речевого по- ведения и одновременно речевого воспитания, ибо рекомендуе- мые действия имеют отношение или к речи, или к созданию об- раза говорящего, поскольку называют качества человека, такие как доброта, краткость, не памятозлобивость, человеколюбие, предпологающие определенный тип речи. Правила речевого поведения в быту также регламентирова- лись: можно не сомневаться в их похожести на современные со- веты в научно-популярных книгах о вежливости, правилах эти- кета и т.д. Вот каковы советы женам относительно их поведе- ния: - в гости приходить и к себе звать, общаться с кем ве- лит муж; - беседовать о рукоделии и домашнем строении (как порядок навести и какое рукоделие как делать). "Или у себя во дворе, у какой гостьи, услышав добрую пословице: как добрые жены живут, и как порядок наводят, и как дома свои устраивают, и как детей и слуг учат, и как мужей своих слушают, и как с ними советуются, и как повинуются им во всем - всему тому прилежно внимать; а чего хорошего не зна- ют, об этом спрашивать вежливо. С такими то добрыми женами пригоже сходиться: не ради еды и пития, а для доброй ради беседы и для науки; да внимать впрок себе, а не пересмеи- ваться и ни о ком не переговаривать; а спросят, о чем, про кого и когда и начнут ум испытывать, то отвечать: "не ведаю я ничего того, и не слыхала, и не знаю; и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княжнах, ни о боярынях, ни о соседях не пересужаю". Какой риторический урок можно вывести из "Домостроя"? В нем записана норма бытовой риторики, речевого этикета Древ- ней Руси. Как ни далеко шагнула мировая и отечественная ци- вилизация, но изначальные формы общения в семье и в быту сохранились - и приходится сказать что именно подобных пра- вил и рекомендаций подчас не хватает современному человеку. Кстати, письма на радио в ответ на передачи о риторике пока- зывают, что современный речедеятель подчас ждет той же рег- ламентации, тех же советов. Показанные правила обращения с речью явились фактически общей и частной риторикой Древней Руси (общей - когда мы го- ворим о правилах, относящихся ко всем видам речи, и частной - когда исследуем правила отдельных видов словесности: ора- торской, ученой, церковной, бытовой и т.д. прозы). Пупышев Алексей Валерьевич Советую прочитать: Риторика: Теория и практика речевой коммуникации Риторика инвенция, диспозиция, элокуция Учебное пособие для ВУЗов и посетить: Интернет магазин GOODPRICE.COM.UA Видеокасеты от 11грн.
Всего наилучшего, с уважением Александр Потребчук E-mail |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||