Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы
Ральф Уолдо Эмерсон
Осторожнее на переговорах!
Нам всегда кажется, что если бы не злая воля нашего партнера по общению, то никакого конфликта бы просто не было, что если бы не его упрямство, как отлично мы бы договорились… А хотите знать, о чем думает в это же время наш партнер? О том же самом!
Мы в процессе переговоров пытаемся навязать ему тот или иной стиль поведения, выгодный для нас, но у нашего визави в отношении нас точно такие же планы. Мы заинтересованы в том, чтобы он смотрел на проблему с нашей точки зрения, а он тоже, но с точностью "до наоборот"… В конце концов сторонам удается найти такой стиль взаимоотношений, который в итоге приводит их к бесконфликтному достижению соглашения.
Самое главное в этом процессе - строить отношения так, чтобы не доводить дело до конфликта, не прерывать общение, позволяющее шаг за шагом подходить к нужному всем результату. Логика такого поведения понятна, однако в практике человеческих отношений существуют приемы, с нашей житейской точки зрения достаточно четко обоснованные здравым смыслом, но все же неверные с точки зрения достижения конечного результата заключения выгодного всем соглашения. Если мы из самых лучших побуждений начнем эти приемы реализовывать, то они неизбежно ведут нас к конфликту. В том случае, если конфликт не является целью того общения, которое вы ведете, то вы должны будете проследить, не пользуетесь ли вы при общении с партнерами этими конфликтообразующими приемами.
1. Угрозы
Угрозы вызывают страх, обиду, враждебность. Они позволяют какое-то время управлять ситуацией, но для постоянного контроля ситуации с их помощью требуется слишком много сил.
- Делайте как сказано, а то с вами произойдет то, что и с вашим предшественником…
- Если условия договора вас не устраивают, то вам придется поискать другое место…
- Только попробуйте поступить иначе и вы об этом сильно пожалеете…
2. Приказы
Мало кто из нас любит, когда кто-то демонстрирует свою власть над нами, а приказы именно и являются формой такой демонстрации.
- Срочно зайдите ко мне!
- Делайте, как сказано!
- Бегом!
3. Негативная критика
То что критику никто не любит, - ни для кого не новость. Она понижает нашу самооценку, а негативная критика вдобавок еще обижает и отталкивает. А уж если она высказана не с глазу на глаз, а перед коллективом, то ее отрицательный заряд многократно усиливается. Следствием использования такой тактики всегда является обострение конфликта…
- Ваше постоянное нытье не дает работать всему коллективу.
- В вашу работу вы могли бы вкладывать больше усердия, а то работаете, как Шарлыгин.
4. Оскорбление
Этот вариант обострения конфликта схож с предыдущим и в особых комментариях не нуждается. Кому это понравится?
- Эта мысль достойна дурака!
- Кретин и тот соображает быстрее.
- Бюрократ - он и есть бюрократ…
5. "Обязаловка"
В этом случае в речи используются слова-обязательства. С их помощью человеку напоминают о том, что он находится в подчиненном положении и что у него есть обязанности, которыми он пренебрегает.
- Вашей обязанностью является…
- Вы должны подумать о…
- Вы не должны думать ни о чем другом, кроме…
6. Допрос
Сам тон этой тактики предполагает, что один из беседующих имеет больше прав, чем другой. Такое положение в равноправной беседе недопустимо. Оно рождает ответное сопротивление.
- Как долго вы планируете возиться с этой работой?
- Почему опаздываете?
- Чем вы, господин Шарлыгин, вообще занимаетесь?
7. Похвала с подначкой
Желающих въехать в рай на чужом горбу всегда было предостаточно - вспомните хрестоматийных Лису и Ворону или Буратино и кота Базилио с лисой Алисой. Однако доверчивых ворон становится все меньше и меньше, и поэтому любое использование похвалы для того, чтобы "нагрузить" кого-то еще своей работой, рождает исключительно негативный отклик со стороны "нагружаемого".
- Как хорошо у вас получается написание отчетов. Не напишите ли еще один?
- Как здорово ты починил свою машину. Не посмотришь мою? Что-то там не так…
8. Приклеивание ярлыков
- Вам никогда не хватало инициативы.
- Ваша боязнь общения…
- Вы настоящий психопат!
9. Несвоевременный совет
Часто бывает, что человеку нужно выговориться, нужно, чтобы кто-то его просто выслушал, а вместо этого на него обрушиваются советы, которые ему, в сущности, и не нужны вовсе.
- Если бы ты слушался моих советов…
- Надо было раньше приготовиться к этому…
- Если бы ты навел порядок у себя в отделе…
10. Обращение к разуму
Если чувства растрепаны, то обращение к логике бесполезно до тех пор, пока человек не успокоится и не сможет смотреть на ситуацию с вашей стороны.
- Все-таки, что ни говори, а это закономерно…
- Такое развитие событий вполне логично…
- Трудно было бы в этой ситуации предполагать что-то иное…
11. Отказ от обсуждения
- Дело выеденного яйца не стоит, а шуму-то…
- Да тут никаких проблем нет.
12. Смена темы
- Да… Это интересно. Я тут вчера Шарлыгина встретил, нашего директора. Такой оказался гадкий человек! Подчиненных обирает!
- Да что ты говоришь? А к нам нового сотрудника прислали…
13. Соревнование
Есть хорошая поговорка, выражающая мысль, что чужие неприятности всегда кажутся мельче собственных - "Чужую беду руками разведу". Это объективная реальность подтверждается еще одной поговоркой - "Своя рубашка ближе к телу".
- Подумаешь, неприятности… Вот у меня неприятности…
- И это ты называешь катастрофой? Вот у меня был случай!
14. Успокоение отрицанием
Прежде всего, человек рассчитывает на сочувствие и понимание, и если то, что с ним произошло, никак не воспринимается собеседником, то исчезает основа для общения.
- Не волнуйся.
- Повода для переживаний нет.
- Все проходит, пройдет и это…
Как видите, их не так уж и много, этих моделей поведения, неизбежно ведущих к зарождению конфликта, но каждая из них вполне способна похоронить любые переговоры. Так что, осторожнее на переговорах…
Владимир Перемолотов
Рудольф Хайкин
Советую прочитать:
Риторика: Теория и практика речевой коммуникации Книга издана в 2001 г., 480 стр. Содержимое монографии соответствует проблематике, которую условно можно было бы назвать наукой и искусством ..., автор - Зарецкая Е.Н. Цена - 36.10гр.
Риторика: Учебное пособие для вузов Книга издана в 2000 г., 534 стр. Приводятся теоретические сведения (правила, связи, оценки и пр.) и многочисленные упражнения (тесты, цитоны, ..., автор - Александров Д.Н. Цена - 34.30гр.