Передмова. 1. Нове на Неориториц╕. 2. Риторика Античности : Цицерон.
Передмова
Добридень , шановне панство. Ви , напевно , пам"ята╓те , що минулий випуск був присвячений Ар╕стотелю - особ╕ видатн╕й та величн╕й.
Ми торкнулись його п╕дручник╕в по риториц╕ , розглянули ш╕сть вид╕в сусп╕льства та ╕н. А сьогодн╕ буде розпов╕дь про
не менш велику людину - Цицерона. Щоб розпов╕сти все про цього видатного оратора нам не вистачить ╕ сотн╕ випуск╕в , тому зосередимось лише на найголовн╕шому ╕ , можливо , вкладемся лише в два.
1. Нове на Неориториц╕
1) нов╕ статт╕ :
(NEW) Очн╕ сигнали доступу (08.08.2001) - Одне з в╕дкритт╕в М╕лтона Эр╕ксона поляга╓ в тому, що рух очних яблук зв'язаний з ...
Поняття г╕пнозу (06.08.2001) - Говорячи про г╕пноз, люди часто мають на уваз╕ щось майже неможливе...
2) продовжу╓ формуватись б╕бл╕отека , але без Вашо╖
допомоги робота йде пов╕льно , тому адреси електронних книг , що Ви зна╓те по риториц╕ , прошу над╕слати
за ц╕╓ю адресою
2. Риторика Античности : Цицерон.
Продолжателем традиций Академии и школы Аристотеля стал Цицерон, творивший на латинском языке. Ученик академиков Филона и Антиоха, Цицерон был поборником республики в то время, когда Римская держава уже становилась империей. Отстаивая республиканский строй, Цицерон был, естественно, консерватором по политическим убеждениям. Обширная судебная и государственная практика, высочайшая образованность и талант Цицерона сделали его вечным примером лучшего оратора.
М.Л. Гаспаров в вводной статье к публикации "Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве" справедливо отмечает: "Роковым образом внешние причины приводят римское красноречие к гибели в то самое время, когда внутренне развитие приводит его к расцвету" . Иначе говоря, смена республиканского строя на имперский не оставляет места для красноречия, так как исчезает гражданская аудитория устной речи и начинается расцвет письменной юридической и административной речи. От письменной юридической и административной речи требуются иные качества в сравнении с устной.
Первым вопросом, который разработал Цицерон, был вопрос о соотношении позитивного знания и того знания, которое несет в себе ораторство. Под позитивным знанием здесь понимается сумма проверенных практикой и теорией положений, то есть логически обоснованных сведений, которые характеризуют какое-либо практическое искусство: медицину, военное дело и т. п., или какое-либо непрактическое искусство, античную математику, философию и т.п. Под знанием, характерным для ораторства, понимается устанавливаемое оратором отношение к предмету обсуждения: ситуации, случаи, коллизии, --- их истолкование с целью влияния на аудиторию.
При этом устанавливается, что красноречие , т. е. красота слога, не является исключительным достоянием риторики: "... если Демокрит, знаменитый физик, по общему мнению, отличался красотой слога, то предмет его изложения принадлежал физику, а красоту слога, уж конечно, следует считать принадлежностью оратора. А если Платон так божественно говорил о предметах, совершенно чуждых гражданским спорам, что я охотно признаю его красноречие, если Аристотель , Феофраст или Карнеад были красноречивы в обсуждении своих предметов и излагали их привлекательно и красиво, то пусть предметы их обсуждения относятся к иным отделам научной деятельности, но сама речь их неотъемлемо принадлежит той области, значение которой мы стараемся уяснить себе в нашем разговоре" .
Это значит, что предмет риторики может быть понят широко и как структура любой речи на любую тему и в любой области знания или умения, и как искусство передавать свои знания с помощью речи. Иное дело практика оратора --- гражданский спор, в котором мало кто интересуется позитивным знанием, а речь идет о том, чтобы в словесной борьбе выиграть дело. Это понимание предмета риторики узко. Оно относится только к публичной ораторской устной речи в пределах гражданских споров. "Конечно, если кто скажет, что все же есть особенный, свойственный одним ораторам круг мыслей, вопросов и познаний, замкнутых оградой суда, то я соглашусь, что наше красноречие, действительно, чаще всего вращается в этом кругу" .
Ораторика, т. е. речь по гражданским спорам, однако, требует эрудиции в позитивных знаниях. Поэтому Цицерон, советует ораторам пополнять эрудицию всеми возможными способами.
Что касается вопросов права и гражданского устройства, то здесь оратору надо иметь специальное образование. "Ведь и в самом деле, разве это не наглейшее бесстыдство --- метаться по форуму, торчать при разбирательствах и на преторских трибуналах, ввязываться в тяжбы... и при этом не иметь никакого понятия, что --- свое, что --- чужое, наконец, на каком основании считается человек гражданином или иностранцем, рабом или свободным" .
Для оратора необходимо не только профессиональное знание государственных установлений, но и здравый смысл: "Скавр --- далеко непосредственный оратор, однако во всех важных делах он блещет больше здравым смыслом, чем искусной речью" . Поэтому государственные дела не могут управляться диалектикой.
Цицерон разбирает пример осуждения Сократа философа и находит, что оно совершилось по необходимости: "Его ответ привел судей в такое негодование, что этого неповинного человека они присудили к смерти". Это значит, что "...все философы стали бы уж совсем невыносимыми", если бы Сократ был оправдан вопреки законам гражданской речи.
Таким образом, по Цицерону, ораторство --- одна из наук и искусств, рядоположенная другим и помогающая любой профессиональной деятельности, когда мысль оформляется в речь. Но у ораторов есть своя область речи --- гражданские споры, и, кроме речевой подготовки, оратору требуется специальная подготовка. Здравый смысл --- особая область семантики речи, отличающаяся от профессиональных знаний и философии .