Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Завтрашний день человечества. Что нас ждет?


Выпуск 18



Будет ли счастлив человек?




        Феномен человеческого альтруизма немало интригует исследователей. Теория эволюции утверждает, что мы можем быть добры к другим только в том случае, если нам это выгодно. Но люди часто действуют исходя из совсем не логичной, с точки зрения их благополучия, идеи. Но именно эта идея, во все времена, давала человечеству шанс для развития.

        Возможно, группа наших предков нашла наилучшую стратегию процветания именно в альтруизме, и передала свое поведение нам? Ведь  роль преемственности бесспорна. Конечно, способности и свойства человека развиваются в общении с людьми. И не исключено, что сверхталантливый педагог смог бы вырастить на редкость продуктивного специалиста из ученика, почти не обладающего способностями к будущей профессии, а опытный рецидивист – закоренелого негодяя из потенциально благороднейшего ребенка.

        Исходя из этих крайних ситуаций, можно прийти к выводу, что человек рождается каким-то белым листом, на котором окружение, среда, воспитание записывают любой текст. Исходя из того, как человека воспитали, так он и продолжает жить. Из этого исходят все его поступки. Окружение диктует ему, как одеваться, как поступать, что хорошо, а что плохо. Быть эгоистом человеку хорошо, выгодно. Он, расталкивая всех на своем пути, стремится к власти, деньгам, богатству, знаниям.

        Однако бесчисленные мыслители всех поколений приходили к выводу о существовании в человеке какого-то начала, заставлявшего из века в век (нередко вопреки всему, что пытались заложить в него воспитатели) подниматься на борьбу со злом даже при ничтожных шансах на победу, и тем самым признавали в человеке врожденное существование доброго начала.

        В настоящее время человечество, как система, достигает критической нестабильности. Эволюция системы может свернуть в одном из двух направлений — в сторону распада или в сторону прорыва. Решающим фактором является уже не технология или технический прогресс, а эволюция сознания критической массы людей, которые составляют движущую силу общества. Сейчас мы стоим перед выбором между деградацией, ведущей к кризису и распаду, и эволюцией, открывающей дорогу в новый мир. Мы неизбежно вступим на тот или иной путь, так как мир в его теперешнем состоянии нежизнеспособен.

        Во все времена мудрецы советовали нам рассматривать человечество как одну семью, относиться к другим так, как мы хотим, чтобы относились к нам. Впервые в истории, применение этой мудрости является необходимым условием для выживания человечества.

        "В рамках агрессивного поведения животных и человека, «вмонтированы» прямые охранительные реакции, предупреждающие чрезмерную агрессивность, ограничивающие её, и даже останавливающие акт агрессии. Несмотря на это, у животных существуют и специальные альтернативные механизмы, предупреждающие жесткость и эгоизм. К такого рода свойствам психики можно отнести альтруизм. Во всех случаях, когда мы сталкиваемся с готовностью особи совершать в ущерб себе полезное действие по отношению к представителю своего или чужого вида животных, мы сталкиваемся с альтруизмом".
Г. В. Правоторов - доктор биологических наук.


        "Кто же поверит серьёзно, что беззастенчивый эгоизм, стремление к собственному наслаждению и выгоде могут самостоятельно способствовать прогрессу? До тех пор, пока такое эгоистическое стремление будет преобладать, никакой прогресс фактически невозможен, — невозможен именно в главном, — в моральной природе человека...
        Придет время, когда люди прозреют и поймут, в чём истинная природа вещей. И тогда для человечества наступит стадия духовной зрелости".
Африкан Александрович Спир (1837-1890)
- рус.-нем. философ-трансценденталист.


        "Первый признак начала познания — желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая — недостижимой. Уже не стыдишься, что хочешь умереть; просишь, чтобы тебя перевели из старой камеры, которую ты ненавидишь, в новую, которую ты только еще начнешь ненавидеть. Сказывается тут и остаток веры, что во время пути случайно пройдет по коридору главный, посмотрит на узника и скажет: «Этого не запирайте больше. Я беру его к себе».
        Всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У всех у нас не одно тело, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме. Как дитя проходит в своем развитии через все стадии жизни вплоть до старости и смерти (и каждая стадия, в сущности, от страха или от желания, кажется предыдущей недостижимою), точно так же и мы (связанные с человечеством не менее глубоко, чем с самими собой) проходим в своем развитии через все страдания этого мира. Справедливости при таком положении нет места, но нет места и страху перед страданием или возможности истолковать страдание как заслугу.
        Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать".
Франц Кафка (1883-1924) -австрийский писатель.


        "Человек есть существо, способное возвыситься над собой, и это возвышение над собой, трансцендирование себя, выход за замкнутые пределы самого себя есть творческий акт человека.
        Самый малый акт человека есть творческий, и в нем создается еще не бывшее в мире. Всякое «живое», не охлажденное отношение человека к человеку есть творчество новой жизни. Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу. Всякий акт любви есть акт творческий. Нетворческая же активность есть, в сущности, пассивность. Человек может производить впечатление большой активности, делать очень активные жесты, распространять вокруг себя шумное движение и, вместе с тем, быть пассивным, находиться во власти овладевших им сил и страстей. Творческий акт есть всегда господство духа над природой и душой, и предполагает свободу.
        Переживая агонию, человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и к чему предназначен".
Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948)
- всемирно известный мыслитель начала-середины ХХ века.


        Может быть, каждому просто стоит спросить себя «Кто я и для чего живу?» и начать искать ответ на этот единственный вопрос?


        "Человек живет, существует на некотором определенном энергетическом уровне. В конце концов, он доходит до состояния, когда ощущает потребность в решении вопроса: кто я и для чего живу, в чем смысл жизни? Иногда этот вопрос для него не ясен, он даже не чувствует потребности его задать, не видит необходимости, и просто погружается в депрессию, ощущает себя потерянным, опустошенным. На самом деле, депрессии, которым так подвержен современный человек, распространение наркотиков, всеобщий кризис говорят о том, что этот вопрос стоит очень остро. В это время, то тут, то там появляется информация о том, что есть такая наука - Каббала, которая, очевидно, отвечает на этот вопрос. Находятся люди, которые к этому прислушиваются, а многие продолжают существовать, как и вчера".
М. Лайтман - профессор онтологии и теории познания.


        "Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить он не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это всегда в его власти".
Марк Аврелий


        "Когда бы люди захотели, вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того, чтобы освобождать человечество, себя освобождать, - как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества!"
А. И. Герцен - русский писатель, публицист.


        Если учесть, что эгоисты и альтруисты в мире соотносятся как 10:1, тогда что стоят всякие фантазии по части «сделаем революцию и создадим идеальное общество»? Это просто миф. Можно ли переделать большинство эгоистов в альтруистов? Никогда. Но можно изменить отношение эгоистов к альтруизму, как к реальной силе, способной вывести всех нас на новый этап развития. Если альтруизм заложен в нас природой и на человека так влияет его окружение, то может быть нам стоит перестать рекламировать материальное, всякие там «Сникерсы» или новые модели автомобилей и телефонов и начать рекламировать альтруистическое поведение человека по отношению к себе подобным, любовь, счастье?

        Будет ли счастлив человек? И при каких условиях? Может быть, это зависит от того, сумеют ли люди найти компромиссы. Компромисс между материальным и духовным. Пока пересиливает материальное. Однако по мере роста разумности общества возрастает дискомфорт от осознания этого факта. Хотелось бы жить в хорошем обществе, чтобы получать отдачу, если делаешь добро, но пока эгоизм человека и всего общества не допускает этого...






Дата рассылки: 2006-07-04


В избранное