Феномен человеческого альтруизма немало интригует исследователей. Теория эволюции утверждает, что мы можем быть добры к другим
только в том случае, если нам это выгодно. Но люди часто действуют исходя из совсем не логичной, с точки зрения их благополучия,
идеи. Но именно эта идея, во все времена, давала человечеству шанс для развития.
Возможно, группа наших предков нашла наилучшую стратегию процветания именно в альтруизме, и передала свое поведение нам?
Ведь роль преемственности бесспорна. Конечно, способности и свойства человека развиваются в общении с людьми. И не исключено,
что сверхталантливый педагог смог бы вырастить на редкость продуктивного специалиста из ученика, почти не обладающего способностями
к будущей профессии, а опытный рецидивист – закоренелого негодяя из потенциально благороднейшего ребенка.
Исходя из этих крайних ситуаций, можно прийти к выводу, что человек рождается каким-то белым листом, на котором окружение,
среда, воспитание записывают любой текст. Исходя из того, как человека воспитали, так он и продолжает жить. Из этого исходят
все его поступки. Окружение диктует ему, как одеваться, как поступать, что хорошо, а что плохо. Быть эгоистом человеку хорошо,
выгодно. Он, расталкивая всех на своем пути, стремится к власти, деньгам, богатству, знаниям.
Однако бесчисленные мыслители всех поколений приходили к выводу о существовании в человеке какого-то начала, заставлявшего
из века в век (нередко вопреки всему, что пытались заложить в него воспитатели) подниматься на борьбу со злом даже при ничтожных
шансах на победу, и тем самым признавали в человеке врожденное существование доброго начала.
В настоящее время человечество, как система, достигает критической нестабильности. Эволюция системы может свернуть в одном
из двух направлений — в сторону распада или в сторону прорыва. Решающим фактором является уже не технология или технический
прогресс, а эволюция сознания критической массы людей, которые составляют движущую силу общества.
Сейчас мы стоим перед выбором между деградацией, ведущей к кризису и распаду, и эволюцией, открывающей дорогу в новый мир.
Мы неизбежно вступим на тот или иной путь, так как мир в его теперешнем состоянии нежизнеспособен.
Во все времена мудрецы советовали нам рассматривать человечество как одну семью, относиться к другим так, как мы хотим, чтобы
относились к нам. Впервые в истории, применение этой мудрости является необходимым условием для выживания человечества.
"В рамках агрессивного поведения животных и человека, «вмонтированы» прямые охранительные реакции, предупреждающие чрезмерную
агрессивность, ограничивающие её, и даже останавливающие акт агрессии. Несмотря на это, у животных существуют и специальные
альтернативные механизмы, предупреждающие жесткость и эгоизм. К такого рода свойствам психики можно отнести альтруизм.
Во всех случаях, когда мы сталкиваемся с готовностью особи совершать в ущерб себе полезное действие по отношению к представителю
своего или чужого вида животных, мы сталкиваемся с альтруизмом".
Г. В. Правоторов - доктор биологических наук.
"Кто же поверит серьёзно, что беззастенчивый эгоизм, стремление к собственному наслаждению и выгоде могут самостоятельно
способствовать прогрессу? До тех пор, пока такое эгоистическое стремление будет преобладать, никакой прогресс фактически
невозможен, — невозможен именно в главном, — в моральной природе человека...
Придет время, когда люди прозреют и поймут, в чём истинная природа вещей. И тогда для человечества наступит стадия духовной
зрелости".
Африкан Александрович Спир (1837-1890)
- рус.-нем. философ-трансценденталист.
"Первый признак начала познания — желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая — недостижимой. Уже не стыдишься,
что хочешь умереть; просишь, чтобы тебя перевели из старой камеры, которую ты ненавидишь, в новую, которую ты только еще
начнешь ненавидеть. Сказывается тут и остаток веры, что во время пути случайно пройдет по коридору главный, посмотрит на
узника и скажет: «Этого не запирайте больше. Я беру его к себе».
Всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У всех у нас не одно тело, но одно развитие, а это проводит нас через
все боли в той или иной форме. Как дитя проходит в своем развитии через все стадии жизни вплоть до старости и смерти (и
каждая стадия, в сущности, от страха или от желания, кажется предыдущей недостижимою), точно так же и мы (связанные с человечеством
не менее глубоко, чем с самими собой) проходим в своем развитии через все страдания этого мира. Справедливости при таком
положении нет места, но нет места и страху перед страданием или возможности истолковать страдание как заслугу.
Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это
отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать".
Франц Кафка (1883-1924) -австрийский писатель.
"Человек есть существо, способное возвыситься над собой, и это возвышение над собой, трансцендирование себя, выход за
замкнутые пределы самого себя есть творческий акт человека.
Самый малый акт человека есть творческий, и в нем создается еще не бывшее в мире. Всякое «живое», не охлажденное
отношение человека к человеку есть творчество новой жизни. Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу. Всякий акт
любви есть акт творческий. Нетворческая же активность есть, в сущности, пассивность. Человек может производить впечатление
большой активности, делать очень активные жесты, распространять вокруг себя шумное движение и, вместе с тем, быть пассивным,
находиться во власти овладевших им сил и страстей. Творческий акт есть всегда господство духа над природой и душой, и предполагает
свободу.
Переживая агонию, человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и к чему предназначен".
Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948)
- всемирно известный мыслитель начала-середины ХХ века.
Может быть, каждому просто стоит спросить себя «Кто я и для чего живу?» и начать искать ответ на этот единственный
вопрос?
"Человек живет, существует на некотором определенном энергетическом уровне. В конце концов, он доходит до состояния, когда
ощущает потребность в решении вопроса: кто я и для чего живу, в чем смысл жизни? Иногда этот вопрос для него не ясен, он
даже не чувствует потребности его задать, не видит необходимости, и просто погружается в депрессию, ощущает себя потерянным,
опустошенным. На самом деле, депрессии, которым так подвержен современный человек, распространение наркотиков, всеобщий кризис
говорят о том, что этот вопрос стоит очень остро. В это время, то тут, то там появляется информация о том, что есть такая
наука - Каббала, которая, очевидно, отвечает на этот вопрос. Находятся люди, которые к этому прислушиваются, а многие продолжают
существовать, как и вчера".
М. Лайтман - профессор онтологии и теории познания.
"Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить он не может, а не борется со своим
собственным злом, хотя это всегда в его власти".
Марк Аврелий
"Когда бы люди захотели, вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того, чтобы освобождать человечество, себя
освобождать, - как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества!"
А. И. Герцен - русский писатель, публицист.
Если учесть, что эгоисты и альтруисты в мире соотносятся как 10:1, тогда что стоят всякие фантазии по части «сделаем революцию
и создадим идеальное общество»? Это просто миф. Можно ли переделать большинство эгоистов в альтруистов? Никогда. Но можно
изменить отношение эгоистов к альтруизму, как к реальной силе, способной вывести всех нас на новый этап развития. Если альтруизм
заложен в нас природой и на человека так влияет его окружение, то может быть нам стоит перестать рекламировать материальное,
всякие там «Сникерсы» или новые модели автомобилей и телефонов и начать рекламировать альтруистическое поведение человека
по отношению к себе подобным, любовь, счастье?
Будет ли счастлив человек? И при каких условиях? Может быть, это зависит от того, сумеют ли люди найти компромиссы. Компромисс
между материальным и духовным. Пока пересиливает материальное. Однако по мере роста разумности общества возрастает дискомфорт
от осознания этого факта. Хотелось бы жить в хорошем обществе, чтобы получать отдачу, если делаешь добро, но пока эгоизм
человека и всего общества не допускает этого...