Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Завтрашний день человечества. Что нас ждет? Несколько цитат и определений на тему альтруизма


Выпуск 12

Несколько цитат и определений на тему альтруизма




       Термин «альтруизм» в различных науках

        Сам термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798–1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Принцип альтруизма по Конту гласил: «Живи для других». В 19 в., под влиянием утилитаризма (утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – направление в моральной философии, основанное Иеремией Бентамом (Jeremy Bentham, 1748–1832) и развитое под названием «утилитаризм» Дж.С. Миллем (John Stewart Mill, 1806–1873), согласно которому в основе морали лежит общее благо (как счастье большинства людей), или общая польза, альтруизм понимался как ограничение личного интереса в пользу общему, а в некоторых интерпретациях – именно общественному, интересу. В этом плане между альтруизмом и заповедью любви есть существенное различие. Вместе с тем, некоторые трактовки утилитаристского понимания альтруизма допускали, что человек, ориентируясь на счастье большего числа людей, позволяет себе причинение некоторого вреда небольшому числу людей. Чтобы предотвратить эти допущения, необходима разработка таких нравственных кодексов, которые однозначно бы устанавливали приоритет правила «Не вреди» над правилом «Помогай ближним».

        Предлагаются и другие варианты альтруизма: «Живи и дай жить другим» (для большинства обычных людей в обычных обстоятельствах), «Живи и помогай жить другим» – для готовых к cамопожертвованию.

        Практическая проблема, отраженная в дилемме альтруизм – эгоизм, заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения альтруизма и самого слова «альтруизм», этот принцип повелевает содействовать благу другого человека, возможно, как равного, и при любых условиях – как ближнего. В этом смысле альтруизм необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы).

        Многие представители эволюционной этики, начало которой положил Ч.Дарвин, указывали на то, что альтруизм как социальное чувство или как взаимопомощь коренится в мире животных и является могучим фактором становления человека. Достижения эволюционной генетики позволили представителям эволюционной этики показать биологические предпосылки альтруизма.

        Согласно некоторым эволюционным теориям морали (например, П.А.Кропоткина, К.Кесслера, В.П.Эфроимсона), человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности, на альтруистичность: выживали те группы, у индивидов которых появляется и закрепляется генетическая структура, определяющая альтруистическое – помогающее, самоотверженное, жертвенное – поведение. Если принять во внимание особенное понимание эволюционистами альтруизма, как такого индивидуального поведения, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы при возможном уменьшении шансов индивида, то становится ясно, что альтруизм был одним из биологических инструментов приспособленности не особи, но родичей, т.е. «совокупной приспособленности». Речь идет именно об эволюционистском понимании альтруизма как механизма внутригруппового взаимодействия.

        О природе альтруизма

        Тема альтруистического взаимодействия, все больше в последнее время, привлекает к себе внимание. Альтруизм со стороны окружающих воспринимается терпимо, однако, отношение к нему неоднозначное. Зачастую явный эгоизм вызывает большую симпатию. В жизни нередко приходится делать выбор в ту или иную сторону, и некоторые примеры заставляют задуматься о природе данного явления.

        Подобные примеры есть в человеческом обществе. Мы знаем из опыта, как зачастую кто-либо, в том числе и мы сами, отказывается от своих претензий. Однако существует разница в причинах и цели такого действия. Обобщив, можно выделить несколько типов самоотмены, проявляющейся во взаимодействии сторон:

        1. Одна из сторон вынужденно отказывается от собственных претензий под давлением     обстоятельств.
        2. Одна из сторон совершает действия ради второй стороны, основываясь на собственном желании.
        3. Одна из сторон включает интересы второй как часть своих и совершает действия ради взаимодействия на более высоком уровне.

        Таким образом, только третий из перечисленных типов взаимодействия можно назвать альтруистическим. Именно в нем раскрываются новые качества и возможности целостной системы.

        Рассмотрев альтруистический тип взаимодействия, находим, что он основан на равенстве сторон. Равенство проявляется в том, что каждая из взаимодействующих сторон способна инициировать изменение взаимодействия. Изменение взаимодействия направлено к одной общей цели, существующей выше личных интересов каждой из сторон. При таком типе взаимоотношений становится очевидной зависимость сторон друг от друга и успеха взаимодействия от уровня конечной цели. При этом, если на основе такого взаимодействия достигается единство сторон, то открывающиеся перспективы тем шире, чем сильнее перед этим были противоречия между сторонами. Такой неожиданный вывод на фоне противоречий современной цивилизации вселяет некоторый оптимизм относительно пути ее дальнейшего развития.

        «Свойственное человеку стремление совершать благородные, самоотверженные поступки в значительной мере порождено его естественной эволюцией, направлявшейся по руслу развития умственных способностей, удлинению срока беспомощности детей и сопряженной с этим чрезвычайной интенсификацией отбора на альтруистические эмоции. Лишь при прочной внутриплеменной спайке, самоотверженности, товариществе, честности, чувстве жалости потомство могло прожить целое десятилетие, от рождения до относительной самостоятельности. Зато сохранение хоть половины потомства на протяжении трех-четырех поколений могло порождать настоящий взрыв преимущественного размножения племени "альтруистов" и инстинкты, которые позднее будут названы альтруистическими, чувства верности, товарищества, могли сразу распространяться на необозримые пространства». В.П. Эфроимсон

        «У всех людей имеется странное влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное представление), к красоте (тому, что нравится без предвзятости) и к справедливости (соответствие морали и нравственности). Это влечение сильно варьирует в силе импульса и чаще всего ограничивается постоянно действующим "разумным эгоизмом". Как уже неоднократно отмечалось, сознательная деятельность людей играет не меньшую роль в исторических процессах, чем инстинктивно-эмоциональная, но характер их принципиально отличен. Бескорыстное стремление к истине порождает научные открытия, которые определяют возможность технических усовершенствований и тем самым создают предпосылки для роста производительных сил. Красота формирует психику и художника, и зрителя. Жажда справедливости стимулирует социальные переустройства. Короче говоря, "человеческий разум, который не является формой энергии, а производит действия, как будто ей отвечающие", становится импульсом явления, именуемого прогрессом, и, следовательно, связан с общественной формой движения материи.» Гумилев Л.Н. «Биосфера и импульсы сознания»

        В отличие от рабски послушных компьютеров и слепо следующим своим инстинктам животных, у человека есть возможность выйти из-под бездумного подчинения природным и социальным программам. У нас есть способность думать. Наш мозг обладает тем самым «источником непредсказуемости». Мы можем осознавать последствия наших поступков, генерировать новые решения и действовать в соответствии с ними.



Дата рассылки: 2006-05-23



В избранное