Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 22.04.02 - 00.25
В студии: Александр ЖУРБИН, композитор, лауреат Международных и Всесоюзных премий
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Александр ЖУРБИН
Родился в г. Ташкенте в семье инженеров.
Супруга - Ирина Гинзбург, поэт и переводчица, дочь известного переводчика и публициста Льва Гинзбурга. Сын - Лев Журбин, студент Джульярдской консерватории, альтист и композитор.
Окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем - Московский институт им.Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории (диссертация о поздних симфониях Густава Малера). Его учителями были: Н.И.Пейко, Г.И.Литинский, А.И.Хачатурян, С.М.Слонимский, Ю.Г. Кон.
С 1970 г. Александр Журбин - член Союза композиторов. Его творческая жизнь складывалась параллельно в двух направлениях. С одной стороны, он успешно работал в так называемых "серьезных, академических" жанрах, где им сочинено немало произведений. Среди них: три симфонии (1969 г., 1970 г., 1995 г.), концерт для фортепиано с оркестром (1972 г.), для альта с оркестром (1974 г.), для виолончели с оркестром (1994 г.), для скрипки с оркестром (1999 г.), два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, камерная музыка, вокальные циклы, оратории, кантаты.
С другой стороны, А. Журбин успешно работал в жанре легкой эстрадной музыки. Его перу принадлежит множество песен ("Мольба", "Песня о счастье", "Лошадка - жизнь", "Все к лучшему", "Послевоенное танго", песни для детей, - всего около двухсот.). Особый интерес для А. Журбина всегда представляла область музыкального театра. Он написал шесть опер ("Орфей и Эвридика", "Разбитое зеркало", "Луна и детектив", "Нетерпение", "Фьоренца", "Good health to the Tzar". Написано три балета - "Красная птица", "Женитьба", "Западня"; шестнадцать мюзиклов: наиболее известные - "Пенелопа", "Мымра", "Стакан воды", "Биндюжник и король", "Блуждающие звезды", "Камера обскура".
А.Журбин - автор музыки более чем к пятидесяти художественным фильмам. Наиболее известные - "Эскадрон гусар летучих", "Лес", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Мелодия на два голоса", "Биндюжник и король", "Блуждающие звезды", "Солнце в авоське", "Бедная Маша", "Женатый холостяк".
С 1990 г. А.Журбин живет с семьей в Нью-Йорке. Там он продолжил заниматься творчеством, открыв в себе новые возможности. В 1992 году он организовал первый русско-американский театр "Блуждающие звезды". За шесть лет существования театр осуществил девять постановок, большинство из них - с музыкой А.Журбина. Первый спектакль - "Молдаванка, Молдаванка" А.Журбин осуществил и как режиссер.
В 1995 году состоялся "Вечер музыки Александра Журбина" в Карнеги-Холл (Weill Recital Hall). В 1997 году А.Журбин был художественным руководителем концерта в Карнеги-Холл, посвященном 850-летию г. Москвы. В 1999 г. А.Журбин организовывает Нью-Йоркский фестиваль российских фильмов.
Александр Журбин невероятно энергичен и разнообразен. Многие газеты мира, включая "Нью-Йорк Таймс", сравнивали его с Леонардом Бернстайном. Он умудряется жить в Америке, но часто бывать в России, при этом путешествуя по всему свету. Его музыка звучит сегодня повсюду, как серьезная, так и легкая.
Его рок-опера "Орфей и Эвридика" выдержала 2500 представлений подряд, а запись ее была продана в количестве более двух млн. экземпляров. Сегодня несколько американских продюсеров сотрудничают с Александром и собираются реализовать его театральные произведения в США. В 1991 году с большим успехом в крупнейшем театре Филадельфии (Walnut Street Theatre) шел его мюзикл "How it was done in Odessa" (по Исааку Бабелю, либретто Асара Эппеля).
В своем поколении, и в своем жанре А.Журбин и по сей день остается ведущей и лидирующей фигурой, композитором, чья музыка любима многими во всем мире. Он - лауреат нескольких международных и всесоюзных премий, включая "Star of the year", Великобритания.
А.Журбин немало работал как журналист; его статьи печатались в "Известиях", "Литературной газете", "Общей газете", в "Новом русском слове" (Нью-Йорк) и других.
Его увлечения - книги, в основном серьезные философские труды русских и зарубежных авторов. Он собирает картины современных художников (Г.Гликман, А. Белкин, А. Зверев), имеет большую коллекцию звукозаписей и нот. Равнодушен к рыбалке, спорту и охоте. Любит путешествовать по экзотическим странам (Австралия, Мексика, острова Вест-Индии). Любит хорошее кино и хорошее вино.
Живет и работает в г.Нью-Йорке.
Звонок: Хотел спросить Вас по поводу Вашей последней работы с факультетом музыкального театра ГИТИСа. Что это за работа?
А. ЖУРБИН: Я очень рад, что в рамках моего фестиваля будет исполнена впервые моя работа, которая называется "Фьоренца". Она построена на произведении замечательного немецкого писателя Томаса Манна. И это будет 26 апреля в ГИТИСе. С одной стороны это студенческая работа, она сделана именно студентами, хотя там есть и несколько профессиональных артистов. Поставлено это народным артистом Советского Cоюза Георгием Павловичем Ансимовым. Я думаю, что в этой самой "Фьоренции" есть колоссальная потенция для очередного русского мюзикла.
А. МАКСИМОВ: В этом кресле многократно сидел человек, к которому я отношусь с большим уважением - Михаил Михайлович Задорнов. И он ужасно ругает американцев. Действительно ли американцы такие злые, жесткие и недуховные люди, как мы считаем? Или нет?
А. ЖУРБИН: Я не знаю, как Вы считаете. Я примерно знаю, что считает Миша Задорнов, потому что я его знаю много лет и отношусь к нему с большим уважением. Тем не менее, я считаю, что он очень односторонне рассматривает американцев. Американцы ведь очень разные. Также как и русские очень разные, армяне, итальянцы. Все люди разные. И говорить о том, что все американцы недуховные, злые, жадные - это ужасный примитив. Действительно, в массе своей есть какие-то типические признаки. Но я встречал очень интеллектуальных, очень душевных, очень добрых американцев - самых разных американцев, с которыми приятно общаться. Но для этого надо, во-первых, понимать их.
А. МАКСИМОВ: Спрошу по-простому. На кухне с ними можно сидеть, пить водку, обсуждать что-нибудь? Или они потом, как говорит Задорнов: "Выпили бутылку, давай половину денег"?
А. ЖУРБИН: Думаю, что это абсолютное преувеличение насчет "давать половину денег". Американцы вполне гостеприимны. Но сидеть с ними на кухне практически никогда невозможно, они там вообще не сидят. У них есть специальная комната.
А. МАКСИМОВ: Бог с этим. Они могут просто так сидеть, трепаться?
А. ЖУРБИН: Почти нет. Они другие. Они живут немножко по другим законам. Например, если вас пригласят в гости, Вам будет удивительно, потому что в приглашении будет написано: "Вас приглашают с шести до девяти". А если Вы задержитесь до 9:05, то хозяин уже будет поглядывать на часы.
А. МАКСИМОВ: Это же не очень хорошая черта?
А. ЖУРБИН: Не очень хорошая. Тем не менее, они более разумно относятся ко времени. Они считают, что три часа погуляли, и хватит.
Звонок: Были ли Вы на спектакле Стуруа "Кавказский меловой круг". Максимова Андрея я там видела. И какие у Вас впечатления?
А. МАКСИМОВ: Не поверите, я перед эфиром сказал, что я посмотрел совершенно гениальный спектакль с великим актером Чхиквадзе. Я даже не понимаю, как так можно играть.
А. ЖУРБИН: Я в этот раз не видел, но я видел этот спектакль буквально на премьере. Мы как раз с Андреем говорили, что 75-ый год был удивительным годом для русского театра, правильнее сказать - советского театра. Тем не менее, этот спектакль был поставлен в 75-ом году, тогда я его видел. Я был просто потрясен, действительно гениальная постановка. В том же году был поставлен "Холстомер" в БДТ, и в том же году поставлена моя опера "Орфей и Эвридика".
А. МАКСИМОВ: Ваша опера "Орфей и Эвридика" открывает Ваш фестиваль, где будут Ваши оперы, мюзиклы, музыкальные спектакли, будут фильмы, к которым Вы писали музыку, будет презентация книжки, которая вышла сегодня. Она называется "Александр Журбин. Композитор". Это же не очень такое простое дело организовать такой фестиваль. Почему вдруг у Вас возникла необходимость все главное, что Вы сделали, показать московскому зрителю? Зачем? Вас же никто не просил отчитываться?
А. ЖУРБИН: С одной стороны это получилось более или менее случайно. А с другой - в этой случайности есть какая-то закономерность. Я последние годы почти отсутствовал в российской музыкальной и театральной жизни. То есть какие-то мои сочинения продолжали играть, а меня не было. И тут неожиданно "Театр Луны" решил поставить мой мюзикл по Набокову "Камера обскура" Сергей Проханов его поставил. А "Фьоренца" поставлена в ГИТИСе. "Орфей и Эвридика" и был возрожден в Санкт-петербургском театре рок-оперы. Написал новую книгу. Какие-то еще спектакли возродились… И я решил, а почему это все не объединить, и в одну неделю не показать москвичам все, что я сделал за последнее время. И главное, что после этого фестиваля будет такой гала-концерт, где соберутся все мои друзья режиссеры и актеры. И это будет в театре Эстрады. И там я как бы отчитаюсь, что я делал за последние годы. Этот концерт будет 3 мая.
Звонок: У меня есть старенький диск, где Ваша музыка на стихи Велимира Хлебникова и Марины Цветаевой, поет Жанна Рождественская. Это изумительно. Что-то похожее еще будет у Вас?
А. ЖУРБИН: Мне трудно сказать, будет ли что-то похожее. Я действительно в свое время написал музыку на стихи двух великих русских поэтов - Велимира Хлебникова и Марины Цветаевой. И эта музыка сейчас существует на компакт-диске. И где-то как-то можно его достать. Что касается моих других сочинений, постараюсь что-нибудь сделать.
А. МАКСИМОВ: Вам удалось в Америке вписаться в эту массовую культуру? Или Вы жили, живете как-то отстранено?
А. ЖУРБИН: Если честно, то нет. И я совершенно не собираюсь надувать щеки, как некоторые русские артисты, музыканты, писатели, которые говорят, что мы там в Голливуде, мы там на Бродвее. Я говорю честно, нет, мне не удалось вписаться в большой шоу-бизнес Америки. И думаю, что это в принципе невозможно талантливому российскому человеку, занимающемся тем, чем я занимаюсь. Я занимаюсь театром, кино, музыкой, связанной с литературой. Мне не удастся. Классическому музыканту - скрипачу, пианисту - удастся, он может очень хорошо вписаться.
А. МАКСИМОВ: А что же Вы там делаете?
А. ЖУРБИН: Я много чего там делаю. Я пишу там музыку, я делаю разные проекты. Проекты не всегда связаны с музыкальным творчеством, я делаю фестиваль русского кино, и имею там большой успех. Я много чего там делаю. Но в основном я пишу музыку, которую в основном почитают в России. И именно здесь я нахожу применение своей музыке.
А. МАКСИМОВ: Насколько я знаю, Вы можете рассказать о том, чем сейчас занимается любимейшая многими актриса Елена Соловей. Как она сейчас живет в Америке?
А. ЖУРБИН: Я с удовольствием расскажу, хотя, боюсь, ничего такого радостного не скажу. Лена Соловей живет хорошо, чувствует себя прекрасно. Но каких-то больших артистический свершений у нее не было. Она снялась в нескольких небольших фильмах, малобюджетных. Снялась в каких-то российских телевизионных программах. Она преподает в каком-то небольшом американском колледже, преподает русскую драматическую школу. Но большой артисткой ей стать не удалось.
А. МАКСИМОВ: А зачем она уехала, Вы, наверное, с ней говорили по этому поводу?
А. ЖУРБИН: Семейные обстоятельства. Думаю, это очень простой ответ. Ей хотелось вывезти дочку, внучку. И именно с этим было связано. Ничего, никакого конфликта с российскими властями не было.
А. МАКСИМОВ: А она не жалеет сейчас об этом?
А. ЖУРБИН: Не знаю.
Звонок: Сколько времени Вы провели в Америке бесцельно без отдачи для себя, для своего внутреннего мира? И насколько Вы растете и одухотворенно себя чувствует здесь, в России?
А. ЖУРБИН: Я не думаю, что я провел в Америке время бесцельно. Наоборот, я думаю, что я для себя открыл в себе что-то, стал другим человеком. Но здесь я себя чувствую очень хорошо. Я в России чувствую себя окрыленным, счастливым. Но, тем не менее, я так же хорошо чувствую себя в Америке. Я почти везде чувствую себя хорошо. И сейчас я провел какое-то время здесь, в Москве, но собираюсь через пару месяцев поехать туда, в Нью-Йорк, где у меня мой дом и семья. И там у меня тоже много работы.
А. МАКСИМОВ: На этом фестивале будут явно показаны Ваши мюзиклы. Есть ли вообще такое понятие русский мюзикл или же это что-то такое абсолютно придуманное? Я видел несколько мюзиклов на Бродвее и понимаю, что мы так не можем.
А. ЖУРБИН: Я являюсь сторонником и приверженцем идеи, что русский мюзикл должен родиться. Ведь родилась когда-то русская опера? Опера как жанр родилась в Италии, балет как жанр родился во Франции. Тем не менее, знаменитые русские балетные и оперные спектакли были известны всему миру.
А. МАКСИМОВ: А что мешало на протяжении стольких лет? В театре, пожалуй, кроме "Юноны и Авось", "Орфея и Эвридики"?
А. ЖУРБИН: Я думаю, что просто не созрела публика. А сейчас публика совершенно очевидно созрела. И успех последних мюзиклов, Вы наверняка знаете, что идет "Норд-ост", "Метро", сейчас пойдет "Нотр дам де Пари", идет "Дракула" И наверняка еще несколько мюзиклов готовится. Публика созрела. Главное, что должно созреть менеджмент. Должны понять, что мюзикл - это совсем другое искусство. Нужно его играть каждый день, одно и то же, 8 раз в неделю артисты выходят на сцену. И только в этом случае мюзикл приносит прибыль, в том числе и создателям, и артистам.
А. МАКСИМОВ: Из всех мюзиклов, которые Вы назвали, оригинал только "Норд-ост". Все остальное - калька. Как Вы относитесь к калькированию мюзиклов у нас на сцене?
А. ЖУРБИН: Я отношусь к этому очень хорошо. Может быть некоторые русские продюсеры, режиссеры даже не знают, что они не могут поставить "Чикаго", не имеют право его поставить по-другому. Не имеют поставить "Нотр дам…" по-другому. Вы покупаете лицензию, ставите, воспроизводите точно ту постановку, которая там была. И не имеете право поставить по-другому.
А. МАКСИМОВ: А чего хорошего?
А. ЖУРБИН: Плохо. Это не творчество, я согласен. Но это дает колоссальную школу. Потому что артистов нужно поучать. Если действительно будет реализован "Чикаго", это один из самых моих любимых мюзиклов, там есть и история, там есть такая горечь, сладость, и любовь, и страсть, и ревность - все есть в этом мюзикле. Если это будет поставлено в России так, как это надо поставить, это будет для всех артистов, которые пройдут этот мюзикл, колоссальной школой. После этого в России появятся замечательные артисты, которые будут играть отечественные мюзиклы.
А. МАКСИМОВ: Но надо обязательно пройти через кальку?
А. ЖУРБИН: Безусловно.
А. МАКСИМОВ: А как же "Веселые ребята"? Замечательный же мюзикл?
А. ЖУРБИН: "Веселые ребята" - замечательно, но это кино. Сейчас, кстати, готовится театральный мюзикл "Веселые ребята", ремейк старого фильма. Но в театре никогда ничего не ставилось. "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Цирк" были кальками голливудских фильмов.
Звонок: Еще будет с Вашими любимыми актерами какая-то постановка в "Театре Луны" или в "Шалом"?
А. ЖУРБИН: Надеюсь, что да. Я всего-навсего композитор. Композитор это как бы невеста, которая всегда на выданье. А режиссер или продюсер является женихом. Он выбирает невесту или не выбирает. Я предлагаю свои работы разным режиссерам. А выберут меня или нет - я не знаю. Я буду очень рад опять работать в "Театре Луны", и мы уже с Сергеем Прохановым имеем один новый проект. Я буду очень рад еще работать в театре "Шалом", а также во многих других московских театрах.
А. МАКСИМОВ: Вы сказали, что как продюсер проводите фестиваль российского кино. Вы можете быть продюсером. Вы не хотите сами спродюсировать Ваш какой-нибудь мюзикл в том же театре Эстрады или еще где-то?
А. ЖУРБИН: Если честно, то у меня есть такие идеи. И за те годы, которые я провел в Америке, я многому научился именно с точки зрения дела, бизнеса, продюсирования. Но для этого нужно, чтобы у меня была команда. Ее у меня в Москве нет. Я должен найти людей, с которыми я мог бы работать, у меня есть прекрасные идеи для постановки русских, отечественных мюзиклов, написанные на великие российские литературные сюжеты.
Звонок: Чем занимаются Ваш сын и жена?
А. ЖУРБИН: Начну с сына. Он замечательный, талантливый мальчик, ему 23 года. Он живет в Нью-Йорке. Он талантливый композитор, пишет музыку для фильмов. Он пошел по моим стопам, хотя я его пытался убедить выбрать нормальную профессию: юристом или доктором.
А. МАКСИМОВ: Получается у него карьера?
А. ЖУРБИН: По-моему, да. Еще рано говорить. Но буквально на днях был очень удачный авторский концерт в одном из престижных залов Нью-Йорка. Было много народу, исполнителей. И вот его снимали, о нем писали. То есть он мальчик талантливый. Что касается моей жены, то ее зовут Ирина. Ирина Гинзбург. Она дочь известного поэта Льва Гинзбурга. Ира тоже пишет стихи. Буквально через 2 дня она прилетит из Нью-Йорка в Москву, будет участвовать в моем фестивале, будет участвовать в концерте третьего мая.
А. МАКСИМОВ: Тогда вы должны написать мюзикл, где она будет автором, а вы - композитором и продюсером.
А. ЖУРБИН: Такая идея тоже есть. Мы должны написать мюзикл о нашей жизни, о жизни в разных городах…
Полная видеотека
эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 22.04.02
- 00.25
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||