Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 25.04.02 - 00.25

В студии: Светлана КРЮЧКОВА, Народная артистка России, актриса Академического Большого драматического театра им. Товстоногова.
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Светлана КРЮЧКОВА
Родилась 22 июня 1950 года в г. Кишиневе. Дочь актера Николая Крючкова.
Выдающаяся актриса театра и кино, актриса вне амплуа, преодолевшая собственную фактуру. Создает сложные образы женщин как современных, так и реальных исторических героинь: Наталья ("Старший сын"), Агафья Тихоновна ("Женитьба"), Екатерина II ("Царская охота").
Поначалу Светлану Крючкову использовали в амплуа роковой женщины. Высокая, статная, с волевым лицом и копной золотисто-рыжих волос, она воплощала на студенческой сцене образы женщин волевых, страстных, сильных. Однако уже во МХТАе, куда она была приглашена по окончании театрального училища, актриса сыграла чистую до святости Александрину Гончарову в "Последних днях" М.Булгакова. В то же время на телевидении Крючкова появилась в роли наивной и сентиментальной Нелли Леднёвой в "Большой перемене".
В кино Светлана Крючкова начинала с ролей современниц, снималась в фильмах "Жили три холостяка", "Премия", "Если верить Лопотухину", "Старший сын". С блеском сыграла Зиночку в комедии Л.Гайдая "Не может быть!", мадемуазель Куку в "Безымянной звезде" и Эльзу Берримор в "Собаке Баскервилей". За первые 10 лет работы в кино Крючкова успела попробовать свои силы во всех жанрах и амплуа, зарекомендовала себя как высокопрофессиональная характерная актриса. Она снялась у многих именитых режиссёров и стала настоящей звездой.
Одновременно к актрисе пришёл успех на сцене БДТ, у Г.Товстоногова. Она тонко чувствует авторский замысел, стиль произведения. Крючкова тяготеет к неожиданным психологическим мотивировкам в раскрытии внутреннего мира персонажей.
В 90-х годах актриса начала играть и в антрепризных спектаклях.
Среди других ролей в кино: Нина ("Родня"), Люба Сомова ("Жизнь Клима Самгина"), Зиночка ("Курьер"), тётя Клава ("Чучело"), девица Штокфиш ("Оно"), Мохова ("Утомлённые солнцем").
В 1967 году работала оператором вычислительного центра при ЦСУ Молдавской ССР. В 1968 - слесарь-сборщик при ЗИЛе. В 1969 - старший препаратор в Кишинёвском сельскохозяйственном институте. В 1973 году окончила Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М.Горького и стала актрисой этого театра. С 1975 года - в Ленинградском БДТ.
Приз "Ника-90" за лучшую роль второго плана в фильмах "Царская охота", "Оно", "СВ. Спальный вагон".
Приз за лучшую женскую эпизодическую роль в фильме "Утомлённые солнцем" на кинофестивале "Созвездие" (1995).
Замужем, имеет двоих сыновей.
Книги: "Актёры советского кино" вып. 15, Ленинград, "Искусство", 1979 г.
Мультфильмы:
ДЯДЮШКА АУ (1979) - мальчик в фильме ДЯДЮШКА АУ В ГОРОДЕ (1979)

А. МАКСИМОВ: В театре Гоголя состоялась премьера спектакля, который называется "Марлени", который поставил Сергей Иванович Яшин. Спектакль совершенно замечательный, я Вас поздравляю с работой. Много было разных разговоров. Я был свидетелем всего этого, потому что в театре имени Гоголя была моя премьера "Маскарад маркиза де Сада". Я там все время существовал. Перед самой премьерой все газеты написали о том, что премьера не состоится, т.к. Светлана Крючкова попала в реанимацию. Но премьера состоялась. Более того, на следующий день после премьеры, на которой я был сам, я прочитал в одной газете, что премьеры не было. Что случилось? Как Вы нашли силы, чтобы на следующий день после реанимации сыграть премьеру?

С. КРЮЧКОВА: Никаких особенных сил у меня нет. Я просто обыкновенная актриса, такая же, как и другие актрисы. И все мы - люди, которые являемся заложниками этой профессии. Мы работаем в любом состоянии. Евгений Алексеевич Лебедев играл, когда у него камень шел из почек. А откуда появляются эти силы - непонятно. Я помню, как увезли в реанимацию Юру Векслера. Было четыре часа утра, и я сидела там всю ночь. А утром, в 11:30, я играла спектакль, в котором я очень много смеялась. Играла такую легкомысленную дурочку. Я за кулисами плакала, но выходила на сцену и смеялась. Но я не одна такая. Нас много. Думаю, что любой профессиональный актер так себя ведет. И более того, мне кажется, что наше спасение и продление нашей жизни, как ни парадоксально, все-таки в работе. И все-таки на сцене. Мы продлеваем себе жизнь. Мы даем зрителю возможность нас видеть.

А. МАКСИМОВ: Это значит, что сцена не мистически, а буквально имеет какое-то воздействие на организм?

С. КРЮЧКОВА: Имеет, безусловно. На сцене проходит боль. Классический случай, когда Ермолова проткнула гвоздем руку, вытащила гвоздь и продолжала играть. А после того, как закончился спектакль, упала в обморок. На сцене что-то происходит, какое-то переключение на самом деле. Какая-то мистика здесь существует, какое-то волшебство. Смотрите, трудно же заставить замолчать зал, одно дыхание слышишь. А иногда даже дыхания не слышится. Это не стадион, который подхлопывает, подтопывает. В театре существует какая-то экстросенсорика и магия.

Звонок: У каждого человека, когда плохое настроение, всегда есть какая-то песня. Какая песня у Вас?

С. КРЮЧКОВА: Я не делю на плохое и хорошее. Когда у меня есть возможность послушать музыку, я слушаю практически одно и то же. Я в этом очень консервативна. У меня есть любимый концерт Вивальди - 6-ой концерт гобоя с оркестром. Я его слушаю всю жизнь, в любом настроении. И я очень люблю Веронику Долину. У нее разные песни, разноплановые. Когда хорошее настроение, я слушаю более веселые песни, когда грустное - менее веселое. А потом мне дети не дают покоя в этом смысле. Старший сын - звукорежиссер, он сам пишет музыку. Муж - барабанщик. И у меня все время что-то гремит. И у младшего что-то звенит. Поэтому я вся живу среди музыки.

А. МАКСИМОВ: Я очень хорошо отношусь к театру Гоголя. Но про этот театр иногда говорят, что он какой-то не такой, что совершенно несправедливо. Почему Вы пришли именно в этот театр?

С. КРЮЧКОВА: А почему он какой-то не такой? Пусть говорят. Дело в том, что главным режиссером этого театра является Сергей Иванович Яшин. Я, наверное, вправе называть его Сережей, потому что теперь уже это мой друг. Это человек, который ставил у нас в Большом драматическом театре. Он поставил замечательный спектакль - "Мамаша Кураж и ее дети". Так он это сделал, это надо было видеть. У меня большое сожаление по тому поводу, что в год столетия Брехта БДТ не нашел возможности привезти это спектакль в Москву, потому что именно режиссерское решение, Сергея Ивановича, имело огромное значение. Обычно этот спектакль ставится монохромно, самое главное - пацифистские мотивы: вот, война плохо, а мир - это хорошо. Здесь было все другое. Война - балаган, весь мир - театр. И в Вашем спектакле, кстати, в "Маскараде маркиза де Сада"

А. МАКСИМОВ: Вы шли не в театр, а к режиссеру?

С. КРЮЧКОВА: Конечно, к режиссеру. Он удивительный человек. При всей яркости формы, такой гротесковости, его обобщения идут через очень конкретные и простые истины, которыми мы все живем.

А. МАКСИМОВ: А ревности у БДТ нет за то, что Вы играете на другой сцене?

С. КРЮЧКОВА: Знаете, Большой драматический театр уже давно никого ни к кому не ревнует. Потому что все знаменитые артисты этого театра играют по антрепризам и где угодно. Все разбегаются.

А. МАКСИМОВ: Это плохо?

С. КРЮЧКОВА: Я считаю, плохо, но соответственно времени.

Звонок: Мне очень нравится фильм с Вашим участием - "Старые клячи". Расскажите, пожалуйста, как Вас Эльдар Александрович пригласил на эту роль? И если есть у Вас дома животные, то какие?

С. КРЮЧКОВА: Я по поводу "Старых кляч" уже так много рассказывала и писала. Cкажу в двух словах. Мы с ним друг друга полюбили на почве русской поэзии. Поэтому мы так соединились и замечательно работали. А что касается животных, у меня пока нет животных, но обязательно будут, как только я въеду жить на свой чердак. Вот там я себе кого-нибудь заведу. А сейчас у меня только игрушки мягкие, но они для нас как живые. У нас их много, полный дом, каждый имеет свое имя. Кто-то даже ездит по странам и континентам.

А. МАКСИМОВ: Есть замечательная Ваша роль мадмуазель Ку-ку в фильме "Безымянная звезда". Вы же мама. Вы таких учителей в реальной жизни часто встречаете?

С. КРЮЧКОВА: А как же! Сколько угодно… К сожалению, много. Мои дети поменяли много школ, и они уже сами поняли, что нет идеальной школы, есть хорошие учителя. А их меньше. Как различить: хороший или плохой? Любит или не любит. Люби, научи и помоги - три глагола по отношению к ребенку.

А. МАКСИМОВ: Когда у Ваших детей в школе бывают проблемы, и Вы понимаете, что учитель не прав, Вы говорите об этом своим детям?

С. КРЮЧКОВА: Представьте, да. Может быть, это не педагогично. Но дети должны научиться разбираться в ситуациях и в людях. Зачем же я буду врать им? Они, таким образом, неправильно будут ориентироваться. Говорю, учу их как-то с этим мириться, понимать, что такой человек. Надо свыкнуться с той мыслью, что тебе не надо жить с ним всю жизнь. Он поучит тебя два года, возьми от него то хорошее, что можешь взять. От каждого плохого человека все равно можно чему-то научиться, чем он профессионально владеет.

А. МАКСИМОВ: И они слушают Вас?

С. КРЮЧКОВА: Я надеюсь, стараются.

А. МАКСИМОВ: А Ваши сыновья - Ваши друзья?

С. КРЮЧКОВА: Да, безусловно.

Звонок: У меня очень трагически погибли родители, своей семьи еще нет. Я понимаю, что рецепта здесь нет. Но скажите, как жить?

С. КРЮЧКОВА: Я не знаю, что сказать. Но мне кажется, самое страшное горе - потерять ребенка. Родители рано или поздно уходят. Это страшно, если они друзья, если они любимые. Я хочу Вам выразить свое сочувствие. Но Вы человек молодой, я так поняла, и Вы сами создадите семью, сами родите людей, как я родила, которые меня любят. И создала свою семью, родную. Ну, что делать? Как говорил Марк Аврелий: "Не событие это является несчастьем, а способность достойно это пережить". Посмотрите вокруг, у людей много горя, и люди мужественно с этим справляются. Теряют детей, любимых, остаются одинокими на всю жизнь. Наверное, это мало утешительно, но надо помнить, что где-то есть тот, кому еще хуже и еще страшнее. У Вас впереди свет, у Вас впереди - жизнь.

А. МАКСИМОВ: Эта девушка сейчас посмотрит телевизор, выключит, останется одна. В такой ситуации, на Ваш взгляд, могут помочь книги, может ли помочь театр, кино? Или нет?

С. КРЮЧКОВА: Мне очень помогали книги. Но я Рак, я как бы человек, стремящийся вглубь, поэтому мне очень помогали философы. Открываешь, и там ответы на все вопросы. Только кажется, что твое горе - единственное и самое страшное, самое сильное. Нет. Каждый человек по-своему одинок, у каждого в какой-то момент случается и потеря, и утрата. Надо как-то с этим по-человечески мириться и оставаться все-таки человеком. И жить, чтобы жить. Жизнь это вообще великий подарок, и радуйся жизни - это мой девиз. Она проходит.

А. МАКСИМОВ: У Вас же были очень непростые периоды в жизни, как у каждой женщины. Все равно радоваться?

С. КРЮЧКОВА: Да, все равно. Потому что самое страшное - это болезнь, немощь и смерть для того, кто остался. Это действительно тяжело. А даже слезы, страдания, несчастливая любовь, отсутствие взаимности - это все проявление жизни. Это все возможность пережить какие-то глубокие чувства. Я хочу пригласить эту девушку на спектакль. Мы 10-го числа играем в Выборгском дворце культуры спектакль "Домой". Приходите к нам, может быть, Вы там выплачетесь. Подойдите просто ко мне после спектакля, мы поговорим с Вами.

Звонок: Существует ли для Вас отличие и если существует то какое между художником-женщиной и художником-мужчиной?

С. КРЮЧКОВА: Я думаю, что это универсальное понятие - художник. Есть человек талантливый, есть человек бесталантный. Но что касается природы вообще, природа актерская ближе к женщине, потому что у женщины больше гибкости, больше способности приспосабливаться. Когда происходят битвы, войны, мужчины друг друга убивают, правда? А женщины выходят замуж за врагов и рожают им детей. Женщина в этом смысле более гибкое существо. Она может почувствовать что-то такое, чего мужчина не может ощутить. В разных профессиях это по-разному. Что касается актерской профессии, думаю, что это женская профессия, даже в мужчине она вырабатывает женские качества. Что касается других профессий, я предпочитаю, чтобы ими занимались все-таки мужчины. И режиссурой, и живописью, и книги писали. Мне нравится, как это делают мужчины.

А. МАКСИМОВ: Как бы Вы сейчас охарактеризовали жизнь Большого драматического театра?

С. КРЮЧКОВА: Мне так грустно, что я туда редко хожу. К большому сожалению, я успела поработать с такими большими мастерами, что я все время сравниваю с этой планкой. И, к сожалению, не в пользу нынешнего театра. Я имею в виду не только БДТ, вообще театр как таковой. Мастеров меньше такого уровня профессионального, к которому я действительно привыкла. Я работала именно с такими актерами всю свою жизнь. И мне очень сложно перестроится. И вообще я чувствую себя сиротой без Георгия Александровича в этом театре.

А. МАКСИМОВ: Я хочу поговорить про Ваших партнеров, может быть из ушедших, кто сыграл большую роль в Вашей жизни?

С. КРЮЧКОВА: Я успела поиграть еще с Кторовым, со Станицыным. Но в БДТ я играла и со Стрежельчиковым, и с Басилашвили, и с Лебедевым, и с Борисовым. Но началось все с Юрского. С Юрского как режиссера и с Юрского как партнера. С Наташей Ахтиной. Я Наташу и Сергея Юрьевича ощущаю как свою семью, потому что в спектакле мы были одной семьей. И такое было необыкновенное тепло, какое может быть только к родным людям. Вот такое у меня идет по отношению к ним. И замечательный был партнер Олег Борисов.

А. МАКСИМОВ: Я видел Ваш спектакль "Ваша сестра и пленница", где замечательно играет Илзе Лиепа, замечательно играете Вы. И знаю, что очень много там Вы срежессировали сами. У Вас нет желания заниматься этой профессией?

С. КРЮЧКОВА: Я вот сейчас поставила спектакль со своими выпускниками. Спектакль по пьесе Разумовской "Домой" памяти Янки Дягилевой. Он о питерских беспризорниках. То есть действующие лица - дети. И играют мои студенты, выпускники. Спектакль полноценный, на большую сцену, и мы его привозим в Москву для просмотра театральной общественности, для желающих, мы будем играть 13 мая, кстати, в театре Гоголя. Это очень сильный, мощный спектакль, там звучат песни Янки Дягилевой.

А. МАКСИМОВ: А дальше? Уже не с детьми, а с более взрослыми?

С. КРЮЧКОВА: Не знаю, мне так интересно, я люблю молодых. Я не люблю переучивать. Вот учить с нуля, когда они верят, воспринимают все, как губки впитывают, и вижу результат - это замечательно.

Звонок: Есть ли у Вас ученики, занимаетесь ли Вы преподавательской деятельностью?

С. КРЮЧКОВА: Я только что сказала, что выпускаю свой четвертый курс, и 13 мая будем в Москве играть свой спектакль. А следующих я пока набирать не могу, потому что у меня нет сил. Но на самом деле оказалось, что я способна учить людей, я этого не знала. У меня есть терпение, и я их очень люблю. Я вижу в них что-то, что заложено глубоко, и за комплексами прикрыто. И я вытаскиваю, и они открываются.

А. МАКСИМОВ: Спектакль "Мамаша Кураж и ее дети" был создан и по Вашей инициативе, насколько знаю.

С. КРЮЧКОВА: Нет, что Вы.

А. МАКСИМОВ: Это тоже слухи?

С. КРЮЧКОВА: Нет, нет, я даже не думала, что получу эту роль. Я думала, что эту роль получит Волкова Оля или Алиса Фрейндлих. Я совершенно была в шоке, когда узнала.

А. МАКСИМОВ: А Вы можете в театре БДТ проявить какую-то инициативу, сказать, что я хочу играть вот эту пьесу?

С. КРЮЧКОВА: Я проявляла такую инициативу, я принесла пьесу "Ваша сестра и пленница", на что мне тогда директор театра сказал, что в театре нет денег на эту постановку. Но купить птичку за 8 тысяч долларов на спектакль "Лес" почему-то деньги нашлись. Мне кажется, что если бы шла эта пьеса в БДТ, это было бы очень интересно.

Пейджер: Большинство Ваших киногероинь - это женщины, которые ищут своих мужчин. А как Вы думаете, в жизни женщине обязательно нужен мужчина или нет?

С. КРЮЧКОВА: Я думаю, что это по-разному. Вот мне обязательно нужен. Я только кажусь такой сильной и самостоятельной, мне обязательно нужно мужское плечо рядом, тогда я сильна. Но есть женщины, которые способны жить одни. Я не отношусь к их числу. Вам надо просто понять про себя: Вам нужен мужчина рядом или Вы можете существовать сами? Я не могу.

А. МАКСИМОВ: Есть еще одна Ваша замечательная роль в фильме "Родня". Как вам кажется, само понятие родни существует сейчас у нас в стране?

С. КРЮЧКОВА: Мне кажется, оно возрождается. Сейчас понятие семья приобретает вот тот смысл, которое оно имело первоначально. Потому что эти ценности были утеряны. Раньше было, есть любовница - это хорошо. Нет, сейчас не надо говорить, что есть любовница. Вот семья, вот это моя жена, а вот мои дети.

А. МАКСИМОВ: А почему так?

С. КРЮЧКОВА: Потому что мы возвращаемся к тем ценностям, которые изначально были, есть и будут, что бы с нами ни случилось. Не дай бог, паралич, инфаркт, кому мы нужны? Только семье. Кто нас любит любыми: толстыми, худыми, больными, здоровыми, накрашенными, не накрашенными, с нашими удачами и с нашими неудачами? Семья. Вот как собака тебя принимает, так принимают тебя твои дети, твой муж. Это родство, кровное родство.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 25.04.02 - 00.25
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное