Записки предпринимателя. Отпуск и культура бизнеса
Ноутбук накрылся в первый же день отпуска. И вместо «работы по вечерам перед сном» получился полноценный отдых. Когда днем вокруг только горы, слышно как свистит ветер в ушах и плачет снег под острыми кантами лыж. А вечером бассейн под открытым небом, баня, гудящие ноги и море пива. Работать, в общем, и не тянуло.
Сейчас отошел, акклиматизировался, но внятно излагать готов пока только мысли общего характера. Естественно, о бизнесе.
Культура обслуживания в Европе опережает
нашу на несколько лет. Это проявляется во всем. Безупречная чистота, искренние улыбки, множество мелких жестов, направленных на то, чтобы клиент остался доволен еще больше. Например, в прокате при сдаче лыж вечером наливали чарку и пытались говорить по-русски. Во многих местах — прокат, магазин, ресторан, бассейн – сыну при выходе давали пачку конфет, что его сначала приводило в трепет, а потом привык и даже стал требовать. Конечно сложно сравнивать туристическую страну с Россией, мы еще долго будем
проигрывать, но, по крайней мере, видно, куда стремиться.
Когда-то я понимающе кивал рассказам людей в стиле «там было яркое солнце и чистота, а прилетел в Россию — дождь, грязь и хамят». Со мной никогда ничего подобного не было. До недавнего времени. А тут
Домодедово просто убило.
Во-первых, безумными ценами. Если в аэропорту Мюнхена пиво стоит на 20-25% дороже, чем в ресторане, в нашем Кольцово — на 40-50%, то в Домодедово — на 200-300%! В принципе, я не обеднею, попив пиво по 400 рублей, за которым надо самому подходить
к официанту, но ненавижу, когда мне выкручивают руки или держат за лоха. А переплачивать просто так — это в моем понимании и быть лохом.
Во-вторых, отношением к клиентам. Речь не идет об аэропорте и авиакомпании, там все безупречно. Про то, как бармен, налил пива, а официант
предложил мне подойти взять его, я уже сказал. Еще зарисовка с натуры. Покупаю сок в какой-то кафушке. Он стоит 149 рублей. Продавщица с перекошенным лицом и взглядом в пустоту дает мне сдачу только бумажными купюрами и наливает два стакана. Я понимаю, что 2 рубля — это «о малое» от 700 рублей, но меня бесит такое отношение! Я не против оставить чаевые, если меня нормально обслужили. Иногда оставляю 20-30% чаевых, если официант постарался на славу.
Продавщица с каменной мордой смотрит в пространство. Я спрашиваю, какого хрена мне не дают всю сдачу. С каким презрением она на меня посмотрела! С какой ненавистью она швырнула монету на стойку! С каким пониманием переглянулась с другой продавщицей. Вот она, квинтэссенция менталитета работников розничной торговли и общепита. И где, в лучшем аэропорту страны!
У меня у самого бизнес в сфере услуг, поэтому на такие вещи
всегда обращаю внимание. Конкурировать ценой, себестоимостью, технологиями очень трудно, остаются только конкуренция качеством и нерыночные методы типа административного ресурса. Наш малый бизнес в массе все равно продолжает оставаться неэффективным. Похоже, у нас в России еще полно резервов для оптимизации
бизнеса, не связанных с качеством. Резервов, которые в Европе уже давно исчерпаны. Вот все и оттачивают технологии и оптимизируют бизнес-процессы. А качество… подождет.