Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Записки предпринимателя. Немного о юридической структуре бизнеса


Как выглядит типичная компания малого или среднего бизнеса? Я не имею в виду микробизнес — магазин, веб-студия, автокомпания из пары грузовиков или автобусов. И речь идет о юридической структуре, а она, как правило, непростая. Типичная структура компании среднего бизнеса (штат от 50 человек, годовой оборот от 2 млн. долларов) выглядит следующим образом.

  1. Минимум две операционные фирмы, одна для работы с НДС, другая — без него. На этих компаниях нет активов, только дебиторская и кредиторская задолженности. Все операционные риски сосредоточены на компаниях этого типа, чаще всего их ликвидируют через 2-3 года активной эксплуатации. Иногда применяются для работы в другом регионе или  для дробления бизнеса, чтобы использовать упрощенную систему налогообложения.
  2. Компании-держатели активов — транспорта, недвижимости, иногда товара или лицензий. В бизнесе не участвуют, как правило, учредители - реальные хозяева бизнеса или их близкие люди. Сдают имущество в аренду или товар на реализацию операционным фирмам. Учет ведется идеально, никаких нарушений, даже малейших. Эти фирмы существуют годами или даже десятилетиями, активы полностью отделены от операционных рисков.
  3. Компании внутреннего аутсорсинга. Используются для получения налоговых преимуществ (управляющая компания с высокими зарплатами), оптимизации бизнес-процессов (транспортная, бухгалтерская или юридическая компания) или очистки операционных фирм от обслуживающих операций. По сути, это тоже держатели активов, но активами выступает персонал или собственные бизнес-процессы.
  4. Буферные фирмы — компании для транзита денег или товаров между белыми и черными операциями. Очень часто оформляются на подставных лиц. Активов не имеют, но и законы не нарушают. Типичный пример — регистрация ИП для обналичивания денег или оптимизации налогообложения. Иногда используются для дробления бизнеса.
  5. Фирмы-однодневки, они же мартышки, поганки, бабочки, помойки и пр. Сейчас практически не используются, уж больно это хлопотно. Почти все современные компании, не имеющие наличных оборотов, вывели обнал на аутсорсинг, которым обычно занимаются мутные личности при каком-нибудь не дрожащем за свою репутацию банке.

Это, конечно, обобщенные данные, но цели все преследуют одинаковые — оптимизация налогообложения и снижение рисков.

Любопытно, что нечто похожее делают и европейские предприниматели. Например, в Болгарии обнал стоит 10% и эта услуга достаточно востребована. А один поляк как-то рассказывал мне, что использует для своего бизнеса (какие-то услуги типа автосервиса или автомойки) несколько компаний в очевидных целях. Мои знакомые немцы у себя на родине стараются не химичить, а "сотрудничать" с компаниями из Болгарии.


В избранное