Записки предпринимателя. Как я занимался консалтингом
Дело было лет 10 назад. Мой бывший начальник предложил приехать к нему Екатеринбург и вместе создать консалтинговую компанию. Я тогда не знал таких слов, но поскольку сидел в Москве без работы, согласился без особых раздумий.
Нашим третьим партнером стал владелец строительного бизнеса. Он хотел просто использовать нас как управленцев в своих компаниях. А мы убедили его еще и продавать свои знания на сторону. Как оказалось, консалтингом они называли услуги по оптимизации организационной структуры компании. Этим мы и занялись.
Зарегистрировали фирму, я быстро вспомнил работу бухгалтера - как вести учет, открывать счет в банке и сдавать отчетность в налоговую инспекцию.
Первым делом я сделал сайт. Тогда это только входило в моду и говорило о невероятной крутости. Дело нехитрое, содрал у кого-то шаблон и поменял цвета. Это был мой первый сайт, который я сделал своими руками. Наполняя его контентом, попутно нахватался наукообразных терминов типа "реинжиниринг бизнес-процессов" или "SWAT-анализ". В будущем это здорово помогло.
Потом мы пошли шпионить. В смысле изучать рынок. Прикинулись клиентами (строительная компания!) и обошли несколько консалтинговых фирм. Тогда в Екатеринбурге их было очень мало. Задавали вопросы, выспрашивали детали и технологии работы, сравнивали цены. Пара человек, с которыми я тогда познакомился, до сих пор работают в консалтинге, я иногда встречаю их фамилии в бизнес-прессе.
А потом пошли звонки от потенциальных клиентов. Но продавать консалтинговые услуги мы не умели. За полгода так и не заключили ни одной сделки. Тренировались на строительной компании, неплохо ее изучили, некоторые процессы поправили. А потом вступили в конфликт с третьим учредителем. Мы не хотели работать за те деньги, что он был готов платить. А он не хотел платить нам то, что мы просили. В общем, ругались недолго, мы просто хлопнули дверью.
Сейчас я четко вижу, что мы занимались не своим делом. Мы не имели опыта ни в продажах, ни в консалтинге. Впаривать продукт тоже не умели, а консалтинг построен именно на этом. Кроме того, рынок был еще не готов покупать услуги консалтинга, многие просто не знали этого слова. В общем, типичный стартап, который закончился неудачей. Большая часть новых бизнесов закрывается в течении первых трех лет. Мы продержались полгода.
Но для меня эта история не закончилась. Вернувшись в Москву, я решил продолжить начатое и реализовать нашу бизнес-идею через интернет. Я использовал наш сайт на бесплатном хостинге как инструмент для продажи разных нормирующих документов - должностных инструкций, положений о подразделениях, регламентов бизнес-процессов и пр. Написал несколько типовых документов, сделал форму заказа и начал ждать. Несмотря на полное отсутствие
продвижения сайта (ну не знал я тогда таких слов!!!) заказы начали поступать. Я выставлял счет по факсу, принимал деньги на юридическое лицо (договорился со знакомыми), отправлял заказанные документы мылом, а бухгалтерские документы – почтой. Заказов было мало, сейчас я понимаю почему. Я не продвигал сайт. Поэтому он собирал естественный поисковый трафик, который и конвертировался в стабильно низкое количество заказов.
Потом появились и реальные заказчики на услуги консалтинга. Какая-то компания (деталей уже не помню) собралась сертифицироваться под ISO 9000 и им нужен был пакет внутренних нормативных документов. Повезло, что они не проводили тендер, а просто обзвонили несколько компаний. По тем временам заработать несколько тысяч долларов за две недели было невероятно круто.
Сейчас я вижу ошибку в том, что не продвигал свой бизнес. Я нашел нишу и создал технологии. Но маркетингом не занимался совершенно. В результате бизнес не рос. А подсказать было некому, у меня просто не было знакомых, которые разбирались в интернете или в продажах.
И когда на фоне небольших доходов мне было сделано предложение о работе топ-менеджером, я принял его и забросил бизнес. А сайт жив до сих пор, я только что проверил…