Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Я имею право!

  Все выпуски  

"Ведь ты Имеешь Право на..."


ВЕДЬ ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА...
N 5 (36) от 24 марта 2006 года
Здравствуйте, уважаемые читатели!

Перед Вами очередной номер рассылки "Ведь ты Имеешь Право на..."! Для тех кто не знает, эта рассылка посвещена нам, простым гражданам, которые подчас не знают своих прав! Не знают куда обратиться и что делать в той или иной ситуации. Я, совместно с популярным журналом "Имеешь право", постараюсь рассказать Вам о том где, как и что говорить, чтобы Вас услышали; как воспользоваться своими правами о которых Вы и не подозревали!



СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ:

ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ  - Покупка автомобиля - процедура понятная и приятная. Но перед тем как купить новый автомобиль, часто приходится решать один очень важный вопрос: куда пристроить старый? И вот тут вариантов масса. Цена ошибки - сотни и тысячи долларов. Как с наименьшими потерями времени и денег избавиться от подержанной машины, выяснял корреспондент «ИП» Роман Иванов. 
 

ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

КАСКО СПРАВОК НЕ ДАЕТ - Любой автомобилист знает: хочешь быть спокоен за свой автомобиль - купи полис КАСКО. Но автовладельцу со стажем известно, что получение выплат омрачается общением с милицией: без документов оттуда получить деньги за сколько-нибудь существенное повреждение непросто. Кому и зачем нужны эти справки, выяснял обозреватель «ИП» Сергей Тополь. ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>

КАК ЛЕД НА ГОЛОВУ  - Скоро оттепель, а значит, грядет сезон падающих сосулек. Среди них есть свои рекордсмены, достигающие 300 кг. Но нанести вред прохожему или припаркованному автомобилю может и более легкий падающий предмет. Как власти столицы защищают горожан и их имущество от ледяной угрозы, узнал корреспондент «ИП» Алексей Сенченко.  ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>


Уважаемые читатели!

Если у Вас есть возможность выхода в Интернет, пожалуйста, посетите сайт этой рассылки и оставьте запись в гостевой!
Мне важно Ваше мнение о рассылке!

Оставить запись Вы можете здесь

ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ

Россия переживает бум потребления новых автомобилей. Покупка современной иномарки в автосалоне теперь не признак сказочного богатства, а всего лишь демонстрация своей принадлежности к среднему классу. 

К тому же иметь на руках всю сумму не обязательно: если что, банки с удовольствием дадут в кредит. А поскольку большая часть покупателей пересаживаются в новый автомобиль со старого, возникает вопрос: куда девать прежний? Выбрасывать у нас не принято даже такую машину, которой на помойке самое место. Зачем? Ее купит какой-нибудь хороший человек и еще лет пять будет возить на ней пассажиров по Москве, попутно выучив новые для него язык и город. 

Что же тогда говорить о машине, за которую владелец намерен выручить несколько тысяч долларов! Такую нельзя продавать первому встречному, потому что первый встречный вряд ли даст столько, сколько хочет получить продавец. Вообще же главное правило при продаже машины простое: чем больше времени вы готовы этому отдать, тем на большую сумму вправе рассчитывать. 

ИП исследовал все варианты продажи - от прибыльных и нудных до простых и невыгодных. А чтобы исследование было наглядным, в качестве примера продаваемой машины взял BMW 323i 1996 года выпуска. Один из сотрудников редакции очень хочет купить себе новый иностранный автомобиль. И ищет достойные руки, готовые схватить десятилетнюю «трешку», про которую иначе как «сел и поехал» и сказать-то нечего. А надо. Ибо покупатель выбирает ушами. 

Рыночные отношения

Вариант с продажей машины на авторынке идеально подходит тем, у кого есть в распоряжении значительное количество свободного времени, равно как и желание побывать, хоть ненадолго, настоящим базарным торговцем. Особой разницы, что именно продавать - автомобили, туристические путевки или чайники - нет. Так что если вы по профессиональной деятельности связаны с продажами, то, скорее всего, сможете с выгодой для себя реализовать автомобиль. 

Если же самым успешным коммерческим предприятием в вашей жизни был случай, когда при покупке сантехники на две тысячи долларов удалось выбить в качестве бонуса пластиковый ершик для чистки унитаза, то на авторынок вам лучше не ехать, выбрав один из более спокойных вариантов избавления от собственности на колесах. 

По сравнению с продажей машины по объявлениям у автомобильного рынка есть одно серьезное преимущество: возможность показать автомобиль существенно большему числу потенциальных покупателей. Если после публикации газетного объявления максимум, на который вы можете рассчитывать,- от двух до пяти звонков в день, то за несколько часов, проведенных на авторынке, ваш автомобиль в деталях осмотрят несколько десятков человек. Помимо этого, показанную «вживую» машину всегда можно продать чуть дороже, чем по объявлениям, особенно если вы хотите получить за нее цену выше среднерыночной. На бумаге трудно убедить клиента, что фраза об «отличном состоянии» - не дежурная уловка. А на рынке товар можно предъявить, что называется, лицом. 

Впрочем, у массовости спроса на авторынке есть и обратная сторона: многообразие предложений. Там ваша машина будет стоять в ряду десятков других той же марки и модели и примерно пяти - схожей комплектации и цены. Кроме того, не стоит забывать, что многие граждане ездят на рынок просто так - поглазеть и прицениться; и далеко не факт, что гражданин, уже десять минут расспрашивающий о тонкостях поведения вашей машины, вообще собирается что-то покупать. Вполне вероятно, ему просто хочется выглядеть человеком, готовым купить машину, или просто не с кем больше поговорить об особенностях работы рядного шестицилиндрового двигателя M52. 

Перед тем как ехать на рынок, необходимо подготовить к этому автомобиль. Первым делом - помыть кузов и двигатель. Вторым - ликвидировать все кузовные повреждения. Не стоит думать, что покупатель польстится на скидку, которая с лихвой покроет расходы на ремонт. Он просто не захочет начинать владение новой машиной с визита на сервис. Уж лучше ему пройти несколько метров и купить автомобиль в товарном виде, без дефектов. 

Кроме того, перед поездкой желательно снять машину с учета и поставить «на транзитные номера». 

В принципе, конечно, ничто не мешает вам продать автомобиль «на номерах» по генеральной доверенности (нотариальные конторы можно найти прямо на авторынке) или, взяв с продавца небольшой задаток, снять машину с учета и обменять ее на остальные деньги. Но лучше озаботиться этим заранее: покупателей пугает перспектива ждать снятия автомобиля с учета - они хотят все и сразу. А против машин, продаваемых «по генералке», у покупателей есть предубеждение: они (зачастую не без оснований) подозревают у подобных автомобилей криминальное прошлое. 

К рыночной торговле необходимо подготовиться и самому. Речь идет не о банальных советах вроде «обязательно наденьте теплый свитер и захватите с собой термос с кофе». Это как раз делать не обязательно: погреться в случае чего можно в собственной машине, а перекусить - в одном из кафе, расположенных прямо на территории рынка. За несколько дней перед поездкой необходимо просмотреть в газетах и интернете объявления о продажах автомобилей, аналогичных вашему. Проанализировав их, можно вывести среднерыночную стоимость вашего сокровища. После этого следует распечатать на листах А4 технические данные машины: позже их надо будет повесить на лобовое стекло. Идеальный набор: название модели, год выпуска, объем и мощность двигателя, пробег, цена. Перегружать покупателя информацией не стоит - рассказ о свежекупленных легкосплавных дисках, наличии ГУРа, ABS и ESP лучше оставить для личной беседы, равно как и козыри вроде того, что вы недавно «перетряхнули всю ходовую часть». 

Маленькая хитрость: имеет смысл распечатать несколько вариантов бумажек с разными ценами в пределах +/- $500 с шагом $100 от той суммы, что вы хотите получить. В случае если, посмотрев на аналогичные предложения на рынке, поймете, что несколько продешевили или, напротив, хватили лишнего, вы сможете поменять одну бумажку на другую, не исправляя цену ручкой,- покупателям нравится, когда все оформлено красиво. 

Стоит учитывать и особенности самого автомобильного рынка. В Москве на сегодняшний день работают две полноценные автоярмарки: Люберецкий и Мытищинский авторынки. 

Люберецкий рынок, расположенный в двух километрах от МКАД по Новорязанскому шоссе, считается самой большой в столице площадкой по продаже подержанных автомобилей. Сюда одновременно помещается несколько сотен машин, а число покупателей в выходные дни измеряется тысячами. 

В большинстве своем в Люберцах представлены автомобили немецкой «большой тройки» (Audi, BMW, Mercedes) не старше шести лет, с небольшими вкраплениями свежих леворульных «японцев». Этот момент нужно учитывать: конечно, приехать на территорию рынка можно на любом автомобиле, но стоит приготовиться к тому, что большинство покупателей станут обходить ваш «экспонат» стороной: они ищут нечто из привычного для этого рынка ассортимента. 

Въезд на рынок платный - цена зависит от дня недели. С понедельника по среду «входной билет» на территорию ярмарки стоит 100 руб. за автомобиль. В четверг придется заплатить 200 руб., в пятницу - 300 руб., а в выходные - 400 руб. Места для стоянки машин выбираются в порядке живой очереди: кто первый встал, того и тапки. Наиболее выгодные места - по центру, ближе к входу и чуть в сторону, по направлению к туалету, магазинам и кафе. Въезд на рынок открывают в семь-восемь часов. Но очередь у ворот собирается гораздо раньше: начиная с шести утра. На рынке много «блатных» - живую очередь регулируют местные охранники, у которых есть свои предпочтения. Вполне вероятно, что даже если прождать всю ночь перед воротами, аккурат перед вашим носом за шлагбаум въедет вереница граждан, приехавших только что. И спорить здесь бесполезно. 

Мытищинский авторынок, расположенный на пересечении МКАД и Осташковского шоссе, по своим размерам скромнее - зато он более демократичен. Здесь представлен внушительный ассортимент разномастных автомобилей, начиная от BMW и Mercedes 1980-х годов выпуска и заканчивая двухлетними праворульными «японками». Въезд на рынок с понедельника по четверг стоит 100 руб., в пятницу - 200 руб., в выходные - 350 руб. Особых очередей на въезд здесь не бывает; кроме того, площадка расположена так, что очевидно выигрышных мест на ней фактически нет. 

Наша BMW нашла своего покупателя (который не стал особо спорить с названной ему ценой в $11 тыс.) к концу второго дня, проведенного на Люберецком рынке. 

Заборное творчество

Продажа машины по объявлениям - дело несколько менее хлопотное, чем собственноручная рыночная торговля. Площадок, предлагающих размещение объявлений - как на бумаге, так и в интернете - довольно много. Но на практике имеет смысл пользоваться только двумя: газетой «Из рук в руки» и интернетпорталом Auto.Ru. С одной стороны, интернет существенно динамичнее: объявление становится доступно для чтения сразу после его составления, а не через несколько дней. Кроме того, красочные объявления в Сети с фотографиями выглядят симпатичнее скупых газетных строк. Но у газеты есть свои преимущества: охват аудитории, а значит, и потенциальных покупателей, у нее существенно больше. 

Стоит помнить, что составить десятистрочный рассказ о своей машине так, чтобы заинтересовать читающего, не слишком просто. Но сделать это все же можно: главное, помнить несколько простых правил. 

Например, что краткость - залог успеха. Расписывать комплектацию автомобиля вплоть до наличия меховой оплетки на руле не только бессмысленно, но и глупо. Потенциальный покупатель, листающий газету или просматривающий объявления в интернете, подсознательно обращает внимание только на название модели, год выпуска и цену. Если перегрузить строку лишними данными, глаз просто не зацепится за такое объявление. Кроме того, излишняя похвала может только навредить: клиент, прочитавший, что семилетний автомобиль «в идеальном состоянии», изначально будет настроен критически. Люди прекрасно понимают, что неновая машина в принципе не может быть «в идеале». 

Хорошее объявление для газеты должно звучать примерно так: «Продаю BMW 323 1996 г. в., МКПП, кожаный салон. $11 тыс. Торг». Слово «торг», кстати, нужно вводить в любом случае, даже если вы не готовы уступить ни доллара: предложение «чуть снизить цену», как правило, следует после того, как покупатель уже осмотрел машину и внутренне решился ее брать. В этот момент его легко убедить, что изначально объявленная цена соответствует реальности, или успокоить его совесть «скидкой» в $100. 

Во время телефонного разговора с потенциальным покупателем не стоит держать его за «сладкого лоха». 

Сказкам о том, что машина ездила только летом и только в сухую погоду, а остальное время стояла в отапливаемом гараже, никто не верит. Наиболее правильный подход - честно рассказать о состоянии машины все, о чем вас спрашивают, но не начинать самому говорить о мелких недочетах. 

Если в конце разговора вам предложили встретиться для осмотра, считайте, что половина дела уже сделана. Человеку, поехавшему на рандеву с вашим автомобилем, машина и ее цена заочно уже понравились, так что, скорее всего, если ваши слова не сильно расходятся с делом, он ее купит. 

В процессе осмотра машины можно пойти на ряд небольших хитростей. Одна из них - «подвод взгляда» клиента. В этом случае продавец не остается сторонним наблюдателем, пока покупатель осматривает машину, но, напротив, ведет его, как по экскурсионной программе. Покажите ему салон, откройте бардачок, пожаловавшись, что он тесноват, включите магнитолу, заявив что-то вроде «звук здесь средненький, но вы, если что, под себя подберете», откройте капот и заведите двигатель. Хорошая идея - показать покупателю мелкие недочеты вроде сколов на стекле или царапины на двери, объяснив, что за них вы готовы сделать скидку. В конце концов мозг покупателя перегружается информацией, и он не слишком пристально осматривает машину сам, слушаясь ваших рекомендаций. Вполне вероятно, что таким образом вам удастся отвлечь клиента от вопросов о состоянии подвески или о том, сколько масла «ест» двигатель. 

Еще одну хитрость можно применить по отношению к покупателям-»знатокам». Они, как правило, приходят на «смотрины» со знакомым, позиционирующим себя как хорошего автомеханика. Такие люди с деловитым видом лезут под капот и днище машины, неодобрительно покачивая головами, просят завести мотор и долго слушают ритм его работы, а также исследуют дым из трубы. Скорее всего, вы имеете дело с человеком, слишком буквально воспринявшим советы «бывалых» вроде «оцените техническое состояние автомобиля и, если что-то вызывает сомнение, просите скидку». На самом деле в большинстве случаев ни звук работы двигателя, ни вид машины снизу ничего этим людям не говорит. Лучший способ общения с ними - вежливо, но твердо отстаивать свою точку зрения. Вполне вероятно, они сдадутся и, выпросив небольшую скидку, договорятся о покупке. 

Комиссионная скидка

Впрочем, если вы не уверены в собственной силе убеждения, то рекламу достоинств вашего автомобиля можно перепоручить профессионалу: сотруднику одного из автосалонов. Конечно, не «за так». 

Подержанные автомобили берут на реализацию многие московские салоны, выступающие в данном случае в качестве посредника между продавцом и покупателем. 

Процедура сдачи машины на комиссию довольно проста. Нужно доставить автомобиль в салон, где его моют (100-300 руб.), а в некоторых случаях проводят диагностику (100-300 евро; ее необходимость объясняют желанием «предоставить потенциальным покупателям полную информацию о техническом состоянии вашего автомобиля»). После этого машина выставляется на продажу по указанной вами цене. Салон возьмет деньги за простой автомобиля на своей территории - в отдельном зале, если таковой есть, или просто на улице. Владелец получит деньги за машину только после ее продажи. Кстати, если она состоится, салону придется заплатить комиссионные: от 5 до 10% вырученной суммы. 

Главный смысл работы салона в данном случае - как можно быстрее продать вашу машину и получить свои деньги. Превращать автосалоны в склады подержанных автомобилей дилеры не хотят. Да и возможностей для этого у них нет. Обычно у крупного дилера находится от 50 до 150 машин. «Ежедневно на наших двух площадках мы демонстрируем около 60-70 подержанных автомобилей»,- рассказывает руководитель подразделения «Автомобили с пробегом» Musa Motors Владимир Янчук. Склад подержанных автомобилей московских дилеров группы «Рольф» составляет чуть более 100 машин на шесть площадок. 

Поэтому при приеме машины на комиссию всегда обговариваются сроки ее реализации. В большинстве компаний действует классическая схема: через 15 дней машина дешевеет на 5%, еще через 15 дней ее цена вновь уменьшается, а через 40 дней ее возвращают владельцу. 

Другой вариант - увеличение цены за пребывание машины в салоне. В среднем суточная стоимость колеблется в пределах $5-20. В некоторых салонах за первые две недели денег не берут. 

Главное преимущество этого метода продажи - возможность самостоятельно заявить цену на машину. 

Впрочем, если ваша цена разойдется с рекомендованной больше, чем на 15%,- вам, скорее всего, откажут. По мнению дилера, такой автомобиль будет слишком долго занимать место в салоне, а на суточной плате особой прибыли не сделаешь. Точно так же откажут при попытке сдать в салон автомобиль слишком старый (старше 10 лет) или в плохом состоянии. 

«Автосалоны заинтересованы в быстрой оборачиваемости автомобилей. Им невыгодно открывать большие площади под подержанные машины,- говорит аналитик ИК «Финнам» Наталья Кочешкова.- Самый ликвидный товар для салонов в этом плане - популярные модели по цене от $10-20 тыс. не старше трех-четырех лет». 

В надежные руки 

Ускорить «салонную» продажу автомобиля можно в том случае, если вы готовы сразу же купить новую машину. Речь идет об услуге trade-in. Смысл ее таков: дилер соглашается выкупить ваш старый автомобиль за предложенные им деньги в случае, если вы параллельно приобретете одну из моделей, представленных в салоне. Впервые предложения по trade-in появились в России в самом конце 1990-х годов, когда ряд салонов премиум-сегмента начал принимать у своих клиентов их старые машины в зачет новых. Сейчас сдать свою машину и получить в размере ее цены скидку на новый автомобиль можно практически в любом салоне. 

Процесс продажи машины салону начинается с процедуры оценки - она в большинстве салонов бесплатна. Дальше, если стороны договорились о цене, автомобиль проверяется на угон и таможенную чистоту. Если и здесь нареканий нет, он снимается с учета. Большинство крупных автосалонов за $80-300 готовы осуществить эту процедуру за вас - правда, машина должна быть зарегистрирована в Москве или Московской области. После этого ваш старый автомобиль оказывается в собственности салона, а вы получаете новый, доплатив разницу. 

Впрочем, все это красивая теория, не учитывающая множества мелких, но крайне важных деталей. Начнем с того, что рассказы о приеме «абсолютно любых автомобилей» часто оказываются красивой рекламной уловкой. Корреспонденты ИП в виде эксперимента попытались сдать по trade-in нашу «трешку» BMW. Но в «Автодоме» наш пыл сразу же охладили. Оказалось, что салон принимает любые машины из тех, что были куплены у официальных дилеров BMW. Наша в эту группу не попадала. 

«У нас репутация - так что чем попало мы не торгуем даже на площадке с подержанными машинами. Вы же сами понимаете, насколько велик риск, что с автомобилем что-то не так»,- объяснил ИП менеджер Сергей. 

В «Борисхофе», у другого дилера BMW, нашу машину также не взяли. Правда, по другой причине: любой автомобиль в салоне должен быть не старше шести лет. 

Согласились принять машину в салоне «Автомир» на Беломорской улице. Оценщик Дмитрий, изучив характеристики, сразу же назвал приблизительную стоимость: «$7000, максимум $8000». Потом, узрев немного поцарапанное крыло, сказал, что «все-таки ближе к $7000». На специализированных интернет-сайтах цена аналогичных машин начиналась с $9 тыс. Причем за эти деньги предлагалось приобрести автомобиль с дефектами значительно большими, чем помятое крыло. 

Вообще перед поездкой в салон стоит помнить, что при расчете цены принимаемого автомобиля из нее, скорее всего, вычтут стоимость подлежащих регулярной замене деталей: сайлент-блоков, свечей зажигания - даже если они вас они вполне устраивали. Кроме того, каждое повреждение неминуемо будет вести к уменьшению цены. «На все подержанные машины, которые мы берем по trade-in, мы потом даем гарантию. Поэтому за свой счет приводим их в надлежащее состояние. И если у машины выбита фара, мы будем ставить новую, вычтя ее стоимость с клиента»,- говорит руководитель комиссионных продаж группы компаний «Автомир» Евгений Баранов. 

Уже по телефону мы смогли «пристроить» автомобиль в автосалон «Ауди центр Запад», входящий в группу компаний «Гема». Стоит отметить, что принять в зачет нашу BMW были готовы не только за Audi, но и за автомобиль любой другой марки, которой торгует «Гема». Выслушав рассказ о состоянии машины, менеджер Михаил объявил, что наш автомобиль интересует их салон по цене до $8 тыс. Потом описал саму процедуру сдачи. Для начала на официальном сервисе салона нужно пройти диагностику, в ходе которой будут проверены двигатель, коробка передач и подвеска. 

Стоит эта процедура 100 евро. С полученной справкой-нарядом можно будет обращаться непосредственно в отдел trade-in, где машину оценят на предмет сохранности кузова и вынесут окончательное решение по поводу ее цены. Далее, клиент либо сам снимает автомобиль с учета, либо делегирует это право автосалону (который оценивает услугу в 9 тыс. руб.). Дальнейшая судьба бывшей собственности вас волновать не должна: дилер может искать покупателя на вашу машину еще год, а вы уже получите за нее деньги - в виде вычета из цены за новый автомобиль. 

Представители автосалонов считают, что на самом деле при сдаче машины по trade-in ее владелец теряет никак не больше 10% от рыночной стоимости. 

«Конечно, если долго бегать, можно продать автомобиль и за большие деньги,- размышляет Евгений Баранов,- вот только все забывают об одной важной детали. Когда вы делаете все самостоятельно, то теряете время - на подачу объявлений, ответы на звонки, встречи. Вы вынуждены сами вести торги, подвергая себя риску встретиться с мошенниками или даже просто откровенными бандитами. Потом вам самим придется ехать в регистрационное отделение ГИБДД, ждать, общаться с нашими представителями власти- это тоже далеко не всегда бывает приятно. А в салоне все сделают за вас. Вся процедура займет пару дней. За быстроту и удобство нужно платить». 

В последнее время большинство компаний отмечает рост числа обращений по системе trade-in. «Доля продаж подержанных машин по этой системе составляет у нас где-то 16% от общего количество проданных автомобилей,- говорит Евгений Баранов.- В среднем по нашему рынку это очень нормальный показатель. 

Другое дело, что в Европе все салоны на каждый новый автомобиль продают один подержанный, так что и мы к этому придем». 

По словам руководителя подразделения «Автомобили с пробегом» Musa Motors Владимира Янчука, прежде всего в trade-in сдаются двух-пятилетние иномарки, купленные у официальных дилеров, их цена может доходить и до $30 тыс. 

«Впрочем, раньше можно было сказать, что большинство клиентов trade-in - люди, пришедшие покупать машину от $18 тыс.,- говорит Владимир Янчук,- а сейчас это уже не так. В этой системе растет доля людей, которые покупают машины от $12 тыс., и тенденция, я думаю, будет сохраняться. Люди начинают ценить свои время и нервы. Условия по trade-in становятся все более демократичными. Вспомните, что когда эта услуга появилась, машины принимали по цене процентов на тридцать-сорок ниже рыночной. Сейчас маржа стала существенно меньше. Так что trade-in постепенно станет доступен абсолютно всем». 

Экспресс-метод

В последние год-два на российском рынке появилось множество компаний, которые обещают купить ваш автомобиль в момент обращения. Прибегать к услугам этих компаний стоит лишь в том случае, если вам срочно нужны деньги. 

Мы попытались продать нашу BMW в две такие компании. В конторе под названием «Автоскупка» нам предложили за нее $7,5 тыс., а в «Дисконт Авто» - вообще $7 тыс. При этом работали с клиентами там достаточно профессионально. «Сами вы уже поняли, что продать такую машину непросто. Да-да, у нас в течение 20 минут можно получить деньги. В любой валюте»,- отвечали менеджеры на все наши предложения повысить цену. 

Насчет скорости продажи компании не обманывают: машина привозится в салон, менеджер которого выносит окончательный вердикт о ее стоимости (тут нужно быть готовым к тому, что она может упасть еще на несколько сотен долларов). После чего вам предлагают наличные в обмен на доверенность с правом продажи и снятия с учета. Для вашего спокойствия вам даже могут впоследствии выслать копию ПТС с отметкой о том, что вы больше не являетесь владельцем машины. 

Правда, обо всем этом мы говорим со слов сотрудников компаний экспресс-покупки. Насколько честно и надежно работает механизм, можно было судить, только продав реальную машину и получив за нее реальные деньги. Но делать это, по понятным причинам, у нас не было желания. 

Свободные выборы

По итогам нашего исследования подтвердилось первоначальное предположение: чем быстрее и проще хочется продать машину, тем меньше денег удастся за нее выручить. Наиболее выгодный вариант в плане цены - авторынок. Машину с идеальным состоянием кузова там можно продать дороже всего. Но для этого придется постараться: сначала привести автомобиль в порядок, потом - потратить изрядное количество времени на собственно торговлю. 

Цена машины, продаваемой по объявлениям, будет несколько ниже авторыночной. Но этот вариант доставит существенно меньше хлопот, а главное, автомобиль можно продавать в «исходном» состоянии. 

Система trade-in создана для тех, кто готов заплатить лишнюю тысячу-другую долларов за комфорт. Удобство этой системы очевидно: приехал в салон на старой машине, немного доплатил и получил новую. 

Другой вопрос, что цены, предлагаемые дилерами, мягко говоря, далеки от рыночных. 

Комиссионная продажа автомобиля через салон - вариант своего рода промежуточный. С одной стороны, вы перекладываете собственные заботы на плечи дилера, назначая при этом свою цену. С другой - большинство граждан, желающих приобрести подержанный автомобиль, обращаются к газетным объявлениям и на авторынки, а не присматривают машины в дилерских салонах. Значит, шанс продать товар быстро и за хорошую цену здесь ниже. 

Внимание: розыск

Во время продажи машины может обнаружиться самое неприятное - автомобиль находится в угоне. 

Причины этого могут быть следующие: в момент покупки автомобиль еще не был заявлен в международный розыск, его искали только на уровне какой-нибудь благополучной Германии. Затем данные на машину были переданы в международный розыск, и как результат - машина, числившаяся «чистой», моментально оказалась в угоне. 

Понятно, что покупатель от такой машины откажется. А перед продавцом станет вопрос, что с ней делать дальше. Согласно действующему законодательству, сотрудники милиции производят проверку законности ввоза транспортного средства в страну и приобретения последним владельцем - сравнивается дата заявления в Интерпол пострадавшей стороной и дата приобретения. До полного установления всех фактов ее биографии машина будет находиться на стоянке отделения милиции. 

Одновременно с этим российское бюро Интерпола сообщает о месте нахождения машины стране-инициатору розыска с просьбой в течение двух месяцев подтвердить ведущийся розыск и сообщить данные законного собственника. Пока бюро Интерпола будут обмениваться запросами нынешний владелец машины должен получить в территориальном отделении ГИБДД новое свидетельство с отметкой «Розыск Интерпола. Без права отчуждения», которое действует в течение года. По такому ПТС на машине можно ездить, но ее нельзя продавать и переоформлять. В течение этого времени представитель страховой компании, выплатившей деньги за угон, может приехать в Россию и потребовать свой автомобиль обратно. Если это произойдет, то автомобиль ему будет возвращен. Впрочем, такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки. 

Если за машиной никто не приехал, нынешнему владельцу возвращают право распоряжаться ей по своему усмотрению. ГИБДД выдает ему новый ПТС на транспортное средство, с отметкой «Розыск Интерпола. Ограничения сняты». Хозяин может спокойно пользоваться своим автомобилем, но только в пределах Российской Федерации - при пересечении границы иностранного государства вам могут напомнить, что автомобиль ворованный. И предложат вернуться на территорию страны, где этим фактом мало кого можно удивить. 

Переработка бумаги

Покупка автомобиля связана с оформлением большого количества различных бумаг и документов. Если вы покупаете машину с рук, то всю сделку можно оформить как через комиссионный магазин, так и самостоятельно. 

В первом случае продавец снимает автомобиль с учета в своем отделении ГИБДД, после чего вместе с покупателем едет в ближайшую комиссионку (их адреса щедро расклеены на стенах в любом МОТОТРЭРе - специализированном регистрационном подразделении ГИБДД). В магазине продавец формально сдает ее на реализацию, покупатель приобретает - только уже не у владельца, а у магазина. Услуга не бесплатная, работа сотрудников магазина-посредника обойдется в 1000-2000 руб. 

Из документов нужно будет показать ПТС (с записью о снятии с учета), паспорта продавца и покупателя и транзитные номера. Их в комиссионке отберут и выдадут новые - сроком действия до 20 дней. Сотрудники магазина сделают в ПТС запись о новом собственнике и выдадут ему документ под названием «справка-счет», ее надлежит предъявить в ГИБДД. 

Можно оформить сделку и в простой письменной форме, расписав обстоятельства на чистом листке бумаги и скрепив его подписями. После этого необходимо внести в ПТС данные о новом собственнике: его имя, адрес, дату продажи, паспортные данные. Все это скрепляется подписями продавца и покупателя. 

Каким бы способом вы не продавали автомобиль, его потребуется снять с учета. Согласно новым правилам регистрации автотранспорта, это можно сделать и после совершения сделки - то есть доверить выполнение этой обязанности покупателю, если он согласится. 

В МОТОТРЭРе, где зарегистрирована ваша машина, для снятия автомобиля с учета необходимо представить ПТС, регистрационное свидетельство и общегражданский паспорт. Никакой документ, кроме паспорта, ГИБДД не признает. Потом вам выдадут квитанцию на оплату пошлины. Стоит это около 1000 руб. 

В МОТОТРЭРе при снятии машины с учета сверят номера агрегатов и проверят автомобиль на угон и таможенную чистоту. Затем сотрудник ГИБДД в ПТС напишет «для продажи» и выдаст транзитные номера. 

Что немцу хорошо

Как утверждают специалисты английской исследовательской компании Datamonitor в своем докладе «Европейский рынок подержанных машин в 2005 году», до 55% машин в западной европе возвращается обратно в салоны по системе Trade-In. 

Условия «продажи в зачет» здесь значительно либеральнее российских. Принять в автосалон готовы практически любой автомобиль, независимо от его состояния. Оценка всегда проводится бесплатно. «Дилеру выгодно пойти навстречу клиенту и выплатить ему практически полную стоимость машины. Максимальная разница с рыночной ценой - 3-5%. Все равно салон получит с него прибыль за счет продажи и обслуживания новой машины»,- констатируется в докладе. Кроме того, действует система скидок и специальных предложений для тех, кто является клиентом салона на протяжении долгого времени и неоднократно возвращал свои предыдущие машины по системе trade-in. 

Далеко не все эти автомобили попадают в салоны для вторичной перепродажи на том же рынке. Машины старше трех-четырех лет перепродаются в компании, которые профессионально занимаются работой на вторичном рынке автомобилей, вывозя их в большинстве случаев в страны Азии и СНГ. 

Среди других способов наибольшей популярностью пользуются интернет-площадки. Например, в Германии основные продажи подержанных машин происходят с помощью крупных специализированных поисковых систем www.mobile.de и www.autoscout.de. В Европе почти все, кто продает автомобиль, публикуют объявления в этих поисковых системах. Впрочем, продавать машину самостоятельно через сайт или сдавать в специализированную компанию по скупке «бэушных» автомобилей европейцы чаще всего предпочитают только в том случае, если не собираются покупать новую машину или находятся в стесненных обстоятельствах и нуждаются в деньгах. 

Особенности предпродажной подготовки

Для того чтобы выручить за автомобиль максимальную цену, ему надо придать вид, который привлечет потенциального покупателя. 

Оговоримся сразу: речь идет не о способах вроде «подкручивания» спидометра. Тем более что большинство покупателей подержанных машин давно уяснили, что на показания «счетчика» смотреть вовсе не обязательно. А спрашивающие о пробеге «чайники» в ответ на свой вопрос довольно часто могут услышать ехидное: «А тебе какой хочется?» Речь о «законных» косметических операциях, существенно облагораживающих товарный вид автомобиля, поднимая тем самым его стоимость. 

Стоит помнить, что заниматься «улучшательством» целесообразно далеко не всегда. Если выражаться математическим языком, косметическое вмешательство увеличивает стоимость на определенный процент. И если окажется, что этот процент меньше затрат на саму операцию, проводить ее не следует. 

Приведем пример. Если сделать перед продажей полную (включая потолочную обивку) химчистку ($250-300), машину можно будет продать на 5-10% дороже. Для автомобиля базовой стоимостью $10 тыс. эта процедура оправданна: в чистой прибыли останется $250-750; если же машина за $3 тыс.- вы в лучшем случае отобьете в ноль затраты на чистку. Примерно такая же ситуация с восстановительной полировкой ($200-300). 

Отдельный разговор - нужно или нет ремонтировать кузовные повреждения. Как показывает практика, исправлять мелкие дефекты (вмятины, погнутости) имеет смысл только для машин дороже $6 тыс.- в противном случае отбить затраты не получится. А ликвидировать дефекты лакокрасочного покрытия (различные потертости и сколы) нужно для машин дороже $20 тыс. 

Существуют и такие операции, которые перед продажей машины делать не рекомендуется. В частности, не стоит мыть двигатель: покупатель вполне может решить, что мотор мыли для того, чтобы скрыть потеки масла (это правило действительно для продажи по газетному объявлению - на рынках же правилом хорошего тона считается показать машину, у которой «наведен марафет» и под капотом). 

«Наколоться» можно и с заменой оптики. Вам кажется, что с новыми фарами и машина выглядит новой,- а ушлый покупатель подумает о другом: либо автомобиль тонул (тогда оптику меняли, чтобы скрыть следы, оставленные водой), либо машина побывала в серьезной аварии, разбив переднюю часть «в хлам». 

Таможня забирает добро

В некоторых случаях при снятии с учета может случиться самое неприятное - представители ГИБДД заявят вам, что автомобилем (если речь идет об иномарке) заинтересовалась таможня. 

В таких ситуациях виноваты в первую очередь сами таможенные органы. Все дело в том, что ряд машин попадает в Россию в обход закона. Банды перевозчиков ввозят машины и, пользуясь своими связями на таможне, оформляют ПТС на ворованных бланках. Затем автомобили быстро перепродаются пока номер ПТС не попал в базу ворованных. Понятно, что пошлины на эти машины никто не платил. 

Проблемы возникают, когда хозяин такой машины обращается в МОТОТРЭР для снятия ее с учета. Во время этой процедуры ему сообщают, что он должен государству таможенную пошлину с пени за все время нахождения машины в России. Учитывая драконовские ставки пошлин на ввоз подержанных иномарок, человек оказывается перед выбором: заплатить сумму практически равную стоимости машины или отдать машину государству в качестве таможенного конфиската. 

К сожалению, что-либо доказать в этом случае невозможно. Единственный совет - быть как можно более осторожным при покупке. Следует дважды подумать, прежде чем купить автомобиль, только что привезенный из-за границы и предлагаемый вам по подозрительно низкой цене. 

Роман Иванов, "Имеешь Право", 
http://ip-online.ru/
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИИ / ОБСУДИТЬ  данную статью можно ЗДЕСЬ
(внизу страницы)
ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

КАСКО СПРАВОК НЕ ДАЕТ - Любой автомобилист знает: хочешь быть спокоен за свой автомобиль - купи полис КАСКО. Но автовладельцу со стажем известно, что получение выплат омрачается общением с милицией: без документов оттуда получить деньги за сколько-нибудь существенное повреждение непросто. Кому и зачем нужны эти справки, выяснял обозреватель «ИП» Сергей Тополь. ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>

КАК ЛЕД НА ГОЛОВУ  - Скоро оттепель, а значит, грядет сезон падающих сосулек. Среди них есть свои рекордсмены, достигающие 300 кг. Но нанести вред прохожему или припаркованному автомобилю может и более легкий падающий предмет. Как власти столицы защищают горожан и их имущество от ледяной угрозы, узнал корреспондент «ИП» Алексей Сенченко.  ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>


Всего хорошего!
Ведущий рассылки Максим Фомич

Я жду Ваших писем на адрес ras-pravo@mail.ru  Пишите что Вас больше всего волнует, спрашивайте! 
Давайте вместе делать рассылку! 
Если Вам понравилась рассылка - расскажите о ней своим друзьям! 
Подписаться на нашу рассылку всегда можно здесь: 
http://ip-online.h15.ru

В избранное