Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Источник счастья


Вера и религиозность (продолжение)

Однако было бы крайне тривиаль­но утверждать, что у религиозных эмоций есть нейрофизиологические основы. Ведь эмоции всегда нейрофизиологически обусловлены. Так же рискованно утверждать, что из им­пульса в определенном участке мозга можно извлечь ключ к пониманию ре­лигиозности в целом.

По результатам дифференциро­ванного исследования мозга можно только предполагать, что религиоз­ный опыт является интенсивным эмо­циональным переживанием, возника­ющим под кортикальной оболочкой в лимбической системе, которая гене­тически является старейшей облас­тью мозга.

Но даже если исходить из этих представлений, то все равно было бы, по меньшей мере, ошибочно отождест­влять религиозные переживания с мистическими опытами.

Дин Хамер, молекулярный био­лог, первым отважился на неслы­ханное утверждение, когда он в 2004 громко заявил о существовании «гена Бога». По его словам, религия базиру­ется на культурных традициях, кото­рые изучаются или имитируются. Но вера - это инстинкт, а поэтому духов­ность находится в человеческих генах. Другими словами: человек верует, по­тому что его гены не оставляют ему другого выбора. Серьезные исследо­ватели мозга называют это «модный нейромаркетинг».

Но Хамер настаивает: «Я утверж­даю, что одна из важнейших задач, ко­торая в селекции выполняет ген Бога, состоит в том, чтобы наделить челове­ка оптимизмом». Значит, и здоровьем?

Американский психолог Давид Ларсон проанализировал все вышед­шие в период с 1978 по 1989 год иссле­дования о связи между верой в Бога и психическим здоровьем. Он пришел к выводу, что религиозность действу­ет в восьмидесяти четырех процентах случаев позитивно на здоровье, в три­надцати процентах нейтрально и лишь в трех - негативно.

Еще более очевидным представля­ется поведение людей, которые живут в соответствии с прочным, религиозно выраженным каноном ценностей. Ве­рующие меньше курят, употребляют меньше алкоголя и реже принимают наркотики. Они чувствуют социаль­ную поддержку в своих общинах и по­лучают лучший уход во время болез­ни в своих семьях. Их вера, очевидно, позволяет им лучше справляться с нагрузками и стрессом, она позволя­ет говорить в молитвах о собственных бедах и тем самым не перегружать им­мунную систему. То есть здоровье яв­ляется, скорее, следствием, а не при­чиной религиозности.

Строгое религиозное поведение положительно влияет на сердечнососудистую систему, выяснили израиль­ские ученые в ходе длительных иссле­дований. Тем самым были, возможно, найдены доказательства тезиса, что вера также может уберечь и от физи­ческих проблем.

Если вера полезна для самочувс­твия отдельного человека, то также она полезна и для всего народа, ут­верждают американские экономис­ты Роберт Барро и Рейчел Макклири. Они связали темпы экономическо­го роста различных стран с данны­ми о религиозных убеждениях их населения. Общество, религиозное самопонимание которого требует ис­кренности, честности и порядочнос­ти, тратит меньше энергии на ловлю преступников и борьбу с коррупцией. Тем самым религиозность оказывает влияние на этику труда, а религиоз­но-экономическое равенство гласит: много трудиться - это богоугодное дело. В результате растут валовой на­циональный продукт и экономическое процветание.

Назревает политический вопрос: может ли общество, мир вообще функ­ционировать без веры?

Ни одна общественная система не работает без доверия в саму себя. Без доверия не могут существовать ни сис­тема ценностей, ни экономическая система, ни система веры. Система -это вид объективной истины, дееспо­собность которой жизненно важна.

Аналогия между экономикой и ве­рой, между деньгами и верой ошело­мительна. Слово «кредит» не толь­ко родственно английскому credibility(«доверительность») и латинскому credere(«доверять»). Если кому-то да­ют деньги в кредит, значит, в добросо­вестность заемщика верят.

Homo naturaliter religiosus, дух ко­торого постоянно ищет объяснений,  верует, потому что он не может ина­че. Человек религиозен от природы, так как он по своей сущности доверя­ет другим. «Доверие к реальности не­отъемлемо от человека», - утверждает немецкий исследователь мозга Эрнст Пёппель. Это доверие необходимо, чтобы выжить в гиперчувствительном, базирующемся на хрупких соглаше­ниях мире. Человек должен изначаль­но полагаться на благоприятный ход вещей, рассчитывать на стабильность своего окружения. Поскольку только доверие создает жизненно необходи­мую надежность.

То есть человек верует, потому что он хочет исключить случайность, до­стичь более высокого сознания, выйти за свои пределы и объединиться с це­лым, хочет, чтобы его видели и хочет доверять. И поэтому вера является вы­ражением воли и тем самым необходи­ма для уверенности в себе.

В вере в сакральное как целое от­дельный человек сам причастен к сак­ральному. Вера в священность личнос­ти, как признал более 100 лет назад французский социолог Эмиль Дюрк-гейм, это есть вера в человеческое до­стоинство - и, естественно, вера в пра­ва человека. Таким образом, можно было бы рассматривать веру также как нравственную ценность, как обещание добра.

Тяга к религиозному опыту - это тяга к этике достоинства. Возможно, мораль прав человека есть религия постмодернистского общества? Вера как надежда на то, что спроектирован­ный рай станет действительностью. Надежда, что когда-нибудь наступит идеальное устройство мира. Надежды, что воцарится мир. Как внутри челове­ка, так и снаружи.

Полезная информация

Симптомы, указывающие на болезни печени

Давайте сначала разберем древнюю симптоматику заболеваний печени, а затем сравним и дополним ее современной.
ПОДРОБНЕЕ....


В избранное