Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Источник счастья


Вера и религиозность (продолжение)

Духовный опыт невозможно выра­зить в словах. Дервиши исламского суфизма танцуют, пока их не покинет их «я». Буддисты медитируют над пус­тотой, в которой больше нет ни мыс­лей, ни потребностей. Шаманы взы­вают к вечным духам воды, камней и деревьев. Но все время речь идет об одном: об изменении сознания. О рас­творении земного «я» в этой высшей концентрации. О полном согласии ду­ха и души. О познании Бога.

Верующий человек будущего будет мистиком, предсказывают теологи. Это будет человек, познавший опыт единства с вышестоящей сущностью, постигаемой с помощью транса, меди­тации, молитвы. Мистика, как ничто другое, подходит к индивидуализму сегодняшнего дня.

На исторических изломах, когда меняются общественные парадигмы и люди переоценивают ценности, всегда возникают мистические движения.

Индустриальную революцию кон­ца девятнадцатого века мистики свя­зывали со сверхъестественным. После Первой мировой войны завоевало по­пулярность антропософское мировоз­зрение. А после Второй мировой мно­гие обратились к азиатским филосо­фиям, таким как дзэн-буддизм.

А что сегодня? Прогресс, государс­тво, справедливость - идеалы эпохи Просвещения пошатнулись. Традици­онные ценности, как брак и семья, - размываются. Уверенность в соци­альных гарантиях и карьерном росте под угрозой. Современные люди под­вержены мистическим влияниям не­спроста: предоставленные сами себе, они должны выдерживать колоссаль­ные нагрузки.

Падение коммунизма и разруше­ние привычной картины мира, измене­ние техники коммуникаций, господс­тво компьютеров, провозглашение свободы выбора и призывы к личной ответственности.

Почти все обряды, связанные с Божественным, были обесценены в ходе сухой рационализации и техничес­кого прогресса. Но, как выясняется, один лишь сияющий разум не делает человека счастливым. Потому что со­здается ощущение, что мир лишен ду­ши, лишен истин, не подверженных времени. Человек начинает искать эти истины внутри себя, искать контакт со сверхъестественным, стремится пе­ревести свое маленькое «я» во что-то большое и цельное.

Жажда перемен часто начинается в возрасте далеко за тридцать, когда взрослый человек обращается к экзис­тенциальным вопросам: «Это и есть моя жизнь? В чем ее смысл? Что для меня по-настоящему важно?»

Как утверждают религиозные пси­хологи, в этом возрасте люди начина­ют осознавать, что вера - это духов­ный капитал. Человек верит, потому что он выходит за пределы себя, нуж­дается в опоре. В небесах. В метафизи­ческой крыше над головой, называе­мой Бог, или Всевышний. Или основа бытия. Или Вечная Субстанция. Еди­ный Дух. Пустота. Нирвана. Чистый Разум. Прана. Аура.

С точки зрения эволюционной психологии религия – это единственная форма сообщества, ко­торая может ограничить эгоизм. Ре­лигиозная психология, молодая наука, называет одно из эволюционно-биологических преимуществ веры: верую­щий лучше справляется с опасностями повседневной жизни - именно потому, что он может себя ограничивать.

В таком самоограничении есть свои преимущества: у людей улучшается самочувствие, благодаря чувству того, что о них кто-то заботится. Вера в не­коего хранителя придает сил.

Образ Бога модернизировался. Среди людей моложе сорока лет он ме­нее авторитарен. Исповедь становится беседой со страждущим, а не только мучительным признанием грехов. Отношение к Богу - более партнерс­кое, чем прежде. И ученые начинают думать, ориентируясь на практику: что поможет человеку справиться с про­блемами? Что поможет ему устроить жизнь? Удивительно, насколько силь­но люди совершенно разных культур готовы доверять небесной сущности - суровой или доброй. Может быть, они и не могут иначе. По чисто физиологи­ческим причинам.

Дух неизбежно мистичен. Мисти­ческий опыт биологически реален, то есть естественнонаучно измерим. Религиозные переживания имеют ней­рофизиологические основы. Следо­вательно, Бог - это продукт мозга. Он живет в Lobusparietalissuperior, темен­ной доле. Это утверждение последова­телей еще одной молодой науки - нейротеологии, которая пытается понять религиозность, опираясь на биологию. Американский невролог Джеймс Ос­тин связывает состояния озарения с торможением активности областей мозга, вызванного медитацией.

Канадский ученый Майкл Персин-Гер предполагает у пациентов с пора­жениями теменной доли головного мозга связь (не подтвержденную эмпи­рически) между видениями, необъяс­нимым ощущением запахов и мисти­ческих представлений и связывает ре­лигиозный опыт с микроприпадками.

Калифорнийские нейропсихиатры Джеффри Сейвер и Джон Рабин счита­ют, что эпилептические приступы мо­гут обусловливать ощущения экстаза, священного трепета и изменения сознания, чувство бесплотности и ощу­щения присутствия Бога. Стало быть, спиритуализм есть не что иное, как на­рушение функций теменной доли?

Биологические корни есть у каж­дого религиозного опыта, утверж­дают врач-радиолог Эндрю Ньюберг и его коллега, уже ушедший из жизни профессор-психиатр Юджин д'Акили. В своей книге они пишут: «Бог нахо­дит только один путь в вашу голову -через нервные связи в мозгу».

Структура мозга, по мнению этих исследователей, может представляться или очаровательно простой, или не­брежно простоватой. Они утверждают, что все религии основаны на мифах, а в «определенном смысле» теменная доля в мозге - важная часть мифообразующего центра. Ритуалы могут вы­зывать трансцендентные состояния единодушия, влияющие на гипотала­мус. Во время медитации приток воз­буждения гасится гипокампусом, ко­торый как фильтр регулирует в мозге успокоительные и возбудительные ре­акции. Неврологические процессы ве­дут к ощущаемому, измеримому опыту. Тем самым мозг создает своего Бога.

Таким образом, религиозность -это своего рода универсальный нейрологический феномен, рождающийся в одном участке мозга, независимо от культуры.

(продолжение следует)

Полезная информация

Портальная гипертония и ее последствия

Современное питание делает нашу кровь более кислой (в норме рН крови слабощелочная), лишенной достаточного количества живых минеральных веществ.  «Живой» продукт отличается от «мертвого» наличием биоплазменного поля, которое при термической обработке исчезает.
ПОДРОБНЕЕ....


В избранное