Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Источник счастья


Вера и религиозность

Они пришли, чтобы утвердиться в своей вере. Они пришли, чтобы ук­репить свою веру. Они пришли, чтобы найти смысл своего бытия.

Визит Папы Бенедикта XVI в июле 2008 года в Австралию стал для стра­ны самым волнующим событием пос­ле Олимпийских игр 2000 года. Месса под открытым небом во время Всемир­ного фестиваля католической молоде­жи собрала более 200 000 паломников из 170 стран и стала самым большим богослужением в истории страны. Ве­рующие увидели театральное пред­ставление, напоминающее о средневе­ковых событиях.

Папа Римский - суперзвезда? Да. Потому что люди, невзирая на свой возраст, доход, пол  хотят мифов и ри­туалов, им нужны авторитеты и аутен­тичность, лидеры и правдивость.

Папа Римский олицетворяет самое могущественное духовное ведомство. Он воплощает тягу к единству слова и дела - как высший представитель католической церкви, старейшего со­циального института после самих ритуалов.

Далай-лама - суперзвезда? Как ду­ховного лидера его почитает только одна из многочисленных школ буддиз­ма. Тем не менее, Тенцин Гийацо Да­лай-лама XIV в последние десятиле­тия стал всемирно значимым деятелем буддизма. Он воплощает философию, которая давно вызывает интерес на Западе. Больше того - эта философия постоянно находит новых сторонни­ков, не в последнюю очередь потому, что далай-лама оптимально использу­ет современные коммуникации.

Своим приверженцам он советует: «Оставайтесь в своей религии из ваше­го культурного окружения». А тибет­ский буддизм далай-лама рассматри­вает для людей западной цивилизации как своего рода «последний выход».

Почему традиционные концессии не выигрывают от этого нового, сов­ременного желания найти духовную опору? Почему, например, христианс­тво с его двумя миллиардами привер­женцев испытывает упадок по срав­нению с полутора миллиардами сто­ронников ислама или 800 миллионами сторонников индуизма? Ответ такой: есть большая разница между религи­ей и религиозностью. Религия – это традиционная, общественная форма религиозного поведения; а религиоз­ность - это индивидуальный духов­ный опыт.

Разные виды духовности расцве­тают сейчас, как никогда ранее. Пос­тмодернизм превратился в супермар­кет услуг из области веры и исцеле­ния. Сегодня каждый может иметь свое представление о царстве небес­ном, не конфликтуя с религиозными институтами.

Человек не ищет больше уединения у одного-единственного Бога, а нахо­дит его в вере в разные возможности: будь то буддистская реинкарнация и шаманистское природное одушевле­ние, евангелическая харизма, ангелы-хранители или маги и оракулы.

Свобода выбора приводит к свобо­де выбора веры. «Религиозная принад­лежность отдельной личности больше не предопределена заранее. - пишет американский социолог Питер Бер­гер. - Она все больше становится про­дуктом процесса, а человек сам создает свой мир».

Американский психолог Уильям Джеймс исследовал истоки челове­ческой религиозности как индиви­дуальной структуры ощущений. Уже в 1902 году он предлагал «искать пер­воначальный опыт» всех верующих, который лежит в основе всех религий.

Так и возникает вопрос: что лежит в основе христианства, ислама,  иуда­изма, буддизма, индуизма, конфуци­анства, даосизма, сикхизма, синтоиз­ма, анимизма и природной веры? Что является общим для религиозности? Вопрос об общности: почему человек верует?

Как бы ни менялись обстоятельс­тва и представления о моральных ценностях, какие бы революции ни происходили в человеческой исто­рии - вера никуда не исчезла.

Этот «феномен веры» стал темой для обсуждения в современном об­ществе на фоне непостижимых собы­тий, которые люди не в состоянии ни объяснить, ни предотвратить: цунами и наводнения, ураганы, землетрясе­ния, птичий грипп, эпидемия СПИДа, террор и страх. Все это - своего рода атака на то доверие, которое тради­ционные общества полагали в ochobу божественной мудрости. И которое, современные общества, возлагают на науку и технику.

Или: возлагали.

Потому что вера в рациональную управляемость миром теряется, ког­да этот мир выходит из-под контроля. Когда Канада и восемь американских штатов погружаются во тьму из-за пе­ребоев с электричеством, когда крах на бирже сотрясает мировой экономи­ческий порядок, когда разражаются эпидемии, против которых бессильна медицина.

Один из основоположников социо­логии. Макс Вебер. предсказывал в на­чале прошлого века «Расколдовывание мира», которое придет вместе с науч­ной революцией. Но оно не наступило. Человек в двадцать первом веке бунту­ет именно против механизированного, рационального понимания мира».

Поэтому сегодня вера и религиоз­ность снова стоят на самом верху сов­ременных  культурной, и научной по­вестки дня.

Чем больше знание, тем больше и его противоположность - вера. Или: чем больше нам кажется, что мы что-то знаем, тем меньше мы верим в эти знания.

Из этого столкновения логики и дефицита смысла выходят поиски от­вета на старые вопросы: Кто я? В чем смысл жизни?

Рождение, жизнь, страдание, смерть. А что потом? Человеку нужно ясное понимание происходящего, для того, чтобы вытерпеть, вынести слу­чайность своего появления на свет, своей жизни. Можно ли выдержать понимание своей случайности только благодаря вере? Похоже, что без та­кого субъективного смысла жизни не обойтись.

Человек ищет его независимо от своего культурного окружения, ве­роисповедания и благосостояния. Он должен ответить для себя на главные вопросы: Почему? Зачем?

Люди стремятся понять, что с ними происходит. Понять, чтобы объяснить. Объяснить, чтобы спрогнозировать будущее. Спрогнозировать, чтобы кон­тролировать этот прогноз.

Вопрос о смысле жизни никогда еще не ставился так огромным коли­чеством людей, как сегодня. Почему на свете есть Зло? Почему бытие имеет также темную сторону: природные ка­тастрофы, войны, террор, страх? Тра­диционные концессии с трудом дают ответы на эти вопросы. Сегодняшний мир отнял у просвещенных людей пос­леднюю иллюзию того, что есть что-то, что скрепляет мир изнутри.

Силу имеет только то, что можно пересчитать. Ценой плюрализма стала относительность. Поэтому личность ищет чего-то абсолютного: веры, как субъективного опыта, интенсивнос­ти ощущений. В конце концов, смысла жизни, который бы вышел за рамки карьеры и собственности.

(продолжение следует)

Полезная информация

Паталогия печени

Образование желчных камней и воспаление желчных протоков.
ПОДРОБНЕЕ....


В избранное