Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этико-философский журнал "Грани эпохи"


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ГРАНИ ЭПОХИ"

этико-философский журнал

http://ethics.narod.ru

==============================================

Экстренно!

ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА СЕМЬИ РЕРИХОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ,
РЕРИХОВСКОГО ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И МЕЖДУНАРОДНОГО
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА "РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ"
ПО ПОВОДУ АКТА ВОПИЮЩЕГО ТЕРРОРИЗМА В МОСКВЕ

24 октября 2002 г.
Санкт-Петербург.

Мы, сотрудники упомянутых учреждений, возмущены событием коварного терроризма, которое произошло в Москве в Театральном центре в день рождения выдающегося художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Захвачены ни в чём не повинные люди, уже пролилась первая кровь!

Напомним мысли о терроре и террористах, в своё время высказанные славной семьёй подвижников культуры - семьёй Рерихов.

Потрясающим является тот факт, что об этом возмутительном явлении в своё время Елена Ивановна Рерих высказалась именно 24 октября! Она писала своему сотруднику Г.Г. Шкляверу: "Какой бич эта шайка международных террористов! Не амнистировать их нужно, но уничтожать!" Она считала, что после амнистирования террористы остаются террористами и их "прощение" только поощряет их вновь и вновь объединяться в международные организации. Её гневные слова как никогда актуальны сегодня: "Пора бы понять, что люди эти одержимые и маньяки, и нельзя рассматривать их как человеческие существа. Именно в них ничего человеческого нет. Они слепые орудия разрушительных сил" (Гималаи, Урусвати, 24 октября 1934 г.)

Слова Николая Константиновича Рериха о послевоенных явлениях вандализма в Европе также хорошо бы помнить всегда: "Что же это такое? <…> Грабежи, убийства, насилия - целый мрачный синодик самых недопустимых преступлений. Какие же меры принимаются против такого аморального состояния двуногих? Ведь эти зверюги позорят всю нацию. Никакими банкетами и многотысячными приёмами не прикрыть мрачную молву, обежавшую весь мир" (15 июня 1946 г.)

Также Н.К. Рериху принадлежат слова, обращённые к одному из сотрудников: "Каждый посох в пути пригодится. Вы пишете об астрономически растущих ценах. Такая бурная инфляция не кончается безмятежно. Да и всюду террор и неурядица. Понимаем, как хотелось бы Вам выпорхнуть на свежую воду, но дела Мира требуют осмотрительности. Культура забыта, и вместо неё кажет когти технократия.

А без Культуры засохнет сад. Странно наблюдать, как, казалось бы, разумные люди забывают поставить во главу их начинаний именно Культуру" (18 сентября 1946 г.). Таким образом, Рерихи считали, что главная причина терроризма - одичание сердец человеческих и разрушение ценностей Культуры всего общества.

Неужели человечество не остановится, и сбудутся страшные слова: "В недалеком будущем терроризированным гражданам придётся разбежаться по пещерам, подобно троглодитам"! (Н.К. Рерих, лист дневника "Вандалы", Гималаи, 24 июня 1938 г.)

Человечество должно принять идеи об основополагающем значении Культуры. Принципы Пакта Рериха, идеи и концепция Всемирной Лиги Культуры могут стать лучшей панацеей против современных "бичей" человечества - вандализма, фанатизма, фундаментализма и терроризма. Именно об этих "бичах" Н.К. Рерих писал: "…Плохо положение человечества, если оно должно надеяться на пески и должно отставить всякие помыслы о гуманитарных основах. Всё происходящее даёт Вам и нашим друзьям право очень громко заговорить об истинной охране всенародных сокровищ. Говорят, что страус, чувствуя опасность, засовывает голову под крыло или в песок. Поистине, естественная история даёт множество примеров. Конечно, людям следовало бы многому поучиться и у муравьёв и у пчёл, которые обладают прекрасной организацией". И далее: "В каждом из получаемых журналов имеются потрясающие снимки со всевозможных варварских разрушений. Только подумать, что все эти документы останутся на срам и позор всего современного человечества. На это могут сказать, что ведь не всё человечество занимается разрушениями. Правда, но делаются эти вандализмы у всех на глазах. Когда же мы подсчитаем процент возмущающихся против происходящего варварства, то, увы, этот процент во всём мире не будет уже таким подавляющим. При каждом уличном происшествии можно наблюдать любопытнейшее деление психологии. Одни чистосердечно спешат на помощь, другие приближаются из пустого любопытства, третьи отступают в постыдном небрежении и страхе, а четвёртые ещё и злорадствуют! При каждом вандализме можно наблюдать именно такое же деление. Но ведь не все ли равно, будут ли вандалы активными или пассивными, в существе своём они остаются теми же некультурными разрушителями. Попустительство мало чем отличается от самого преступления" (Лист дневника "Вандалы", Гималаи, 24 июня 1938 г.).

События последних дней вновь подсказывают нам простую и очевидную мысль: культурное достояние - это не только культурные ценности, условно говоря, в материальном измерении, это, прежде всего, ценности нравственно-этические, духовные, утверждаемые подлинной наукой и всеми основными религиями, это - человеческое достоинство. И именно человеческое достоинство вновь оказалось попранным. Но так может быть попрано достоинство целой страны, достоинство всего человеческого сообщества! Не допустить этого - наша общая задача.

Нам необходима ответственность, гражданская зрелость и объединение усилий против нарастающей дикости. Необходима определённая и внятная гражданская поддержка действий руководства России в этом направлении. Нам необходимо объединённое и просвещённое гражданское общество. Нам необходимо подлинное единство.

Конечно, развитие гражданского общества обладает специфической зависимостью от нарастающих в мире глобальных процессов с их неравномерностью, болезненностью, расшатыванием привычных устоев, стереотипов, механизмов принятия решений на всех уровнях вплоть до международного, что приводит к негативным результатам в различных сферах жизни. И примеров тому множество. Это и снижение роли международных организаций и институтов, национально-государственных суверенитетов, и реальная угроза утраты этнокультурной самобытности, а с другой стороны, усиление региональных конфликтов, рост международного терроризма, экстремизма, да и в целом, антисоциального поведения, общее снижение нравственности и культуры.

Но если гражданское общество как результат самоорганизации людей, их групп и сообществ - это высший охранитель индивидуальных, этноконфессиональных, культурных, профессиональных и других прав и свобод, то защита этих прав есть также и их согласование и гармонизация. А это невозможно без просвещённого понимания изначального внутреннего единства человечества в целом. Сочетание гражданской универсальности и идентификационной партикулярности возможно только на основе единого фундамента Культуры.

Терроризм возникает там, где потеряны базовые ценности Культуры. Необходимо всеми силами противостоять этому злу и восстановить утерянное осознание ценности жизни и духовности, осознание человеческого достоинства!

==============================================

С уважением ко всем подписчикам,

редакция журнала "Грани эпохи"

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное