Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Средства общения.


Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. – М.: Знание, 1982. – 64 с.

Средства общения

           Ведущее средства общения людей друг с другом – членораздельная речь – представляет собой неотъемлемый атрибут нашего сознания. Общение и речь (слово) фактически неотделимы друг от друга.

          С помощью речи мы не только общаемся со своими современниками, в частности, с теми, кто непосредственно окружает нас. С помощью речи осуществляется и связь поколений, взаимосвязь самых различных цивилизаций, самых различных исторических эпох. Речь, слово приобрели для нас особую роль, благодаря которой они служат эффективными заменителями реальных явлений, как бы впитывая жизненную силу этих явлений, принимая на себя их созидающую и разрушительную силу.

           Мы ежедневно используем большое количество разных слов, не всегда отдавая себе отчет в их подлинной силе. Слово – это средство общения, и тому, кто стремиться овладеть им, полезно запомнить рекомендацию редактора и переводчика Н.Галь, обращенную к представителям тех профессий, где работа со словом – главное дело: «Помни, Слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И Слово может стать чудом. А творить чудеса – счастье. Но ни впопыхах, ни холодными руками чуда не сотворишь и Синюю птицу не ухватишь».

          Прежде всего, что представляется предельно очевидным, эффективность речи, ее доходчивость, убедительность, привлекательность, непосредственность зависит от объема словарного запаса. Чем обширнее этот запас, тем легче дать любой мысли, любому переживанию надлежащую словесную оболочку. А словарный запас определяется особенностями его источников: прочитанными книгами, прослушанными лекциями, разнообразными видами общения с людьми, «встречами» с героями просмотренных пьес, кинокартин и т.д.

         К числу постоянно (сознательно или бессознательно) используемых средств общения, значительно усиливающих убедительность слова, относятся мимические и пантомимические движения, что давно уже стало общепризнанным фактом.

         Русский психолог А. И. Сикорский большое внимание уделял так называемой физиогномике, т. е. направлению общей психологии, которое изучает связь душевной жизни с ее мимическим выражением. Мускулатура лица выполняет роль весьма тонкого и подвижного органа, способного отражать самые разнообразные душевные состояния, причем с такой ясностью, определенностью и раздельностью, что лицо по широко распространенному житейскому и научному мнению действительно стало «зеркалом души». Именно поэтому А. И. Сикорский разделял убеждение, что мимика — это тоже язык, который так же доходчив, как и членораздельная речь.

         Мимика, если она специально не становится объектом нашего внимания, как правило, адекватно выражает наше душевное состояние: то, что у нас на душе, то у нас и на лице. И обычно такая связь — содержание наших переживаний и мимики — явление бессознательное, непроизвольное. Однако человек способен сознательно управлять своей мимикой. Эта способность — один из важнейших элементов актерского искусства. Ею неплохо владеют капризные, избалованные дети. Она, как и все другие способности, развивается и совершенствуется при постоянном, систематическом ее использовании (как это и имеет место у актеров). Искусство общения и искусство управления своей мимикой несомненно, связаны, и поэтому удовлетворение желания быть принятым в коллективе, компании, обществе в определенной мере зависит от количества труда и времени, от данных на овладение правилами «игры лицевой мускулатуры».

          Мимика — только одна часть общей двигательной активности человека, отражающей его внутреннее состояние. Второй частью этой активности является так называемая пантомимика, т. е. выражение наличных переживаний в движениях тела, в его позах. Принимая ту или иную позу, придавая лицу соответствующее выражение, мы создаем условия для возникновения у тех, с кем мы общаемся, впечатления некоторого конкретного переживания, будто бы испытываемого нами, причем одновременно у нас возникает и постепенно усиливается это передаваемое нами переживание.

          Речь, мимика и пантомимика — главные средства общения. Главные, но не единственные. Помимо этих средств, существуют еще многочисленные, так называемые дополнительные средства общения, к которым обычно относят: внешний вид человека (его одежда со всеми ее особенностями — соответствие моде, опрятность, элегантность и т. д., прическа — простая, экстравагантная, разного рода украшения — кольца, брелки и т. д.), манеры поведения (развязность, скромность и т. д.), используемые приемы выражения внимания (в памятные дни — поздравление, цветы, подарки, знаки доброжелательства; в любые дни — осведомление о состоянии здоровья, дел и т. д.).

          Старая народная мудрость утверждает: по одежке встречают, по уму провожают. Провожают, конечно, по уму, но встречают все-таки по одежке. Благоприятное первое впечатление во многом может затем помешать правильно оценить многие, в том числе и весьма сомнительные, поступки человека. В таких случаях обычно говорят: «Не хочется верить, чтобы такой человек мог...», «Мне кажется, что он не способен на это...» и т. д. А ведь первое впечатление создается, как правило, преимущественно внешним видом человека. Подтянутый, элегантный, опрятно и без претензий на оригинальность одетый, красиво причесанный человек уже только одним своим видом создает предпосылки положительной оценки.

           В том же направлении действуют и хорошие манеры поведения. Такие на первый взгляд мелочи, как поданная рука женщине, сходящей с подножки автобуса, правильное поведение за столом, на улице, в театре и т. д., вносят свою, хоть и небольшую лепту в формирование отношения к человеку в коллективе. Однако это происходит лишь в том случае, если такие манеры поведения имеют не эпизодический, а постоянный характер. Эпизодичность хороших манер поведения действует в противоположном направлении: даже по форме безупречные манеры превращаются в неприятное манерничание, в хорошую мину при плохой игре, хотя, конечно, многое зависит от того, кто дает оценку этим манерам.

 


В избранное